• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги девятого семинара

В четверг 15 октября 2015 года состоялось заседание научно-учебной группы «Метанойя: Поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии». С докладом на тему «Православие как политическая религия на постсоветском пространстве: теология, социокультурные приоритеты и глобальная перспектива» выступил  Борис Кириллович Кнорре, доцент Школы философии Факультета гуманитарных наук НИУ-ВШЭ, кандидат философских наук и специалист по религиозной философии.

В рамках работы научно-учебной группы на встречах неоднократно поднимались вопросы о связи секуляризованных теологических понятий, которые и есть главный предмет политической теологии, с реальной политической практикой. И в этом случае исследовательская работа концентрировалась на том, как уже секуляризованные понятия, пусть и имеющие религиозные коннотации и исток, определяют политическую жизнь и в каких терминах позволяют ее описывать. Однако же возможен и другой исследовательский подход, а именно взгляд на то, как религия в своей первоначальной форме взаимодействует со сферой политического, становясь тем самым уже «политической религией».

Главным понятием, требующим тщательного определения, в этом контексте и становится концепт «политической религии». Борис Кириллович отметил, что в основном сегодня этот термин употребляется в рамках современного анализа развития фундаментального исламизма и его трансформаций. Однако же помимо реакции на современную политическую повестку для определения этого понятия можно обратиться и к классикам философской мысли. В частности, разработкой данной темы занимались Эрик Фёгелин и Ханс Майер. Несмотря на разность их подходов, для решения задачи, поставленной в рамках работы семинара, как базовое определение политической религии на основе из размышлений, был принят принцип, согласно которому политической религия становится тогда, когда политика использует религию и ее интеллектуальный и культурный базис в своих целях, а не наоборот.

Также докладчик изложил еще одну стратегию определения политической религии, связанную с политической философией Карла Шмитта. Борис Кириллович предположил, что политической религию можно называть тогда, когда сторонники других религий начинают рассматриваться как враги в смысле аналогичном сходному понятию у Шмитта и какой-либо диалог с ними перестает быть возможным.

Опираясь на эту теоретическую базу, докладчик провел анализ православной традиции на принадлежность к политической религии, в рамках которого была убедительно показано, что шмиттианская стратегия отнесения к политической религии позволяет характеризовать современной российское православие именно как таковую. Однако же в случае с использованием критериев, которые применяются к исламу для описания его как политической религии, возникла дискуссия об универсальности применимости такого подхода. Результатом её стал вывод, согласно которому нельзя отождествлять религию и религиозный фундаментализм, поскольку религию, даже если ее содержание может иметь политические последствия, нельзя сводить к инструментальному понятию.

  knorre_vlast_politika_pravo (PDF, 21.00 Мб)

 

 knorre_transformaziya_yazika (PDF, 3.44 Мб)