• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги одиннадцатого семинара

В среду 18 ноября 2015 года состоялось очередное заседание научно-учебной группы «Метанойя: поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии». С докладом на тему  «Переосмысление «секулярного» в работах Чарльза Тэйлора и Джона Милбанка»  выступил аспирант факультета философии РГГУ  Переславцев Максим Игоревич.
Докладчик предложил участникам проекта обратиться к концепциям определения секулярного Чарльза Тэйлора и Джона Милбанка. Общим в подходах этих двух мыслителей ХХ века стало то, что они предпочли отказаться от определения секулярного через приставку «не», то есть поставили задачу положительного определения секулярного. Сама постановка вопроса казалась на тот момент парадоксальной, впрочем, она продолжает оставаться таковой и сейчас. Принято рассматривать секулярность как оппозицию к религиозному обществу и миропониманию, а условие возникновение секулярности – это вытеснение религиозного из всех сфер, и замещение образовавшихся пустот новыми концептами.

Вопрос о возможности поставить под сомнение дихотомию секулярного и религиозного во многом и стал отправной точкой исследовательской деятельности двух мыслителей. Используя исторический и социологический подходы, был сделан вывод о том, что началом возможности осмысленно говорить о возникновении секулярности, можно считать позднее Средневековье, так как именно тогда в общественной жизни и сознании людей возникает сфера, подконтрольная только человеку, не нуждающаяся в божественной санкции или в божественном контроле. При этом интеллектуальным и философским базисом, определившим возможность возникновения нового дискурса, становятся два фактора. Первым из них является традиция гностицизма, а вторым становится поворот в онтологии совершенный поздними номиналистами, который позволил рассматривать вещи без принятия в расчёт их божественной сущности.

И Чарльз Тейлор и Джон Милбанк во многом опирались на социологическую традицию, в таком контексте их предшественником можно считать Макса Вебера, в известном труде которого, посвящённом становлению капитализма под влиянием духа протестантской этики, упоминается становление секулярного. Именно в XIX веке с точки зрения, представляемых докладчиком авторов, теологическое действительно отходит на второй план. До этого же, включая и эпоху Просвещения, господствовала точка зрения, что и Реформация и подчинение религии разуму ведут к усилению церкви, к усилению её влияния на умы. Именно эти факторы, которые зародились внутри самой церкви и стали затем причиной упадка религиозного. Но для исследователей важно именно то, что они появились внутри самой церкви, что позволяет поставить под вопрос классическую оппозицию секулярного и религиозного. В работах Чарльза Тейлора также присутствует идея о возможном возвращении религиозного в будущем после полного расколдовывания мира, что станет необходимым, учитывая его точку зрения на генезис возникновения  самого секулярного. 





 pereslavzev_taylor_seculjarnoe (PDF, 160 Кб)