Репортаж с Дня открытых дверей и начало занятий в школе
Мы рады Вам сообщить, что с этой недели (уже сегодня) в нашей школе начинаются занятия! В связи с этим мы выкладываем репортаж и фотографии с Дня открытых дверей. Будем рады видеть Вас на занятиях!
Мы рады Вам сообщить, что наши занятия начинаются уже со вторника 12 ноября и в связи с этим мы публикуем репортаж с дня открытых дверей (текст - Ангелина Бухарова, фотографии - Мария Иванова).
День открытых дверей школы «Осмысленный мир» состоялся 2 ноября в главном здании НИУ ВШЭ на улице Мясницкой.
В этом году мероприятие открыл заместитель декана факультета философии Дмитрий Михайлович Носов, который отметил в своей речи, пожалуй, одну из главных особенностей школы «Осмысленный мир»: в ней преподавателями являются студенты факультета философии и отделения культурологии, которые, по выражению замдекана, «занимаются этим по велению сердца», а не в силу осознания профессионального долга.
Кроме того, Д. М. Носов сослался на конкретные примеры из опыта идеологически схожего со школой «Осмысленный мир» проекта международного уровня “Philosophy for Children”, демонстрирующие, что философия помогает школьникам учиться мыслить и нестандартно подходить к стоящим перед ними проблемам.
Мария Румянцева, основатель и идейный вдохновитель школы «Осмысленный мир», выступила с речью, в которой подчеркнула, что с момента возникновения школы в ней произошли определённые изменения, свидетельствующие о том, что проект развивается и учитывает собственный опыт для работы в настоящем.
Так, в рамках школы появились авторские курсы, и возникла возможность для студентов посещать занятия школы, что способствует сокращению дистанции между школьником и студентом.
Об общей концепции школы, в частности, о стремлении преподавателей сделать философское знание «живой практикой» для своих учеников, помочь развитию у них критического мышления рассказала Анастасия Копылова, координатор проекта в 2013 году. Также А. Копылова пояснила, что преподавание в школе ведётся на бесплатной основе, а по прохождении курса каждый ученик получит сертификат ВШЭ.
Истории создания проекта и тому, как школа получила своё название, было посвящено выступление Юлии Апанасенко. Александр Гиринский, представляя общий курс по философии, резюмировал задачи, стоящие перед преподавателями данного курса: на материале философских текстов показать ученикам, что вопросы философии являются в том смысле вечными, что они в любое историческое время и в любом культурном контексте сохраняют свою актуальность для человека и нередко оказываются теми самыми проблемами, с которыми мы сталкиваемся в повседневности.
Общий курс, по замечанию А. Гиринского, направлен также на развитие у ученика оптики, на основании которой он может подходить к разрешению этих проблем.
Преподаватели школы презентовали нововведение школы, авторские курсы: «Философия и искусство» (автор – Ю. Апанасенко), «Интеллектуалы и власть» (Р. Устьянцев), «Семиотика. Коды повседневности» (Ю. Терёхина), «Экономическая мысль в историко-культурном контексте» (А. Гиринский), «Комиксы и философия» (Д. Дроздов).
Ангелина Бухарова и Александр Гиринский рассказали о партнёрах школы – лицее НИУ ВШЭ и радио «Свобода», которое даёт преподавателям школы и их ученикам возможность участвовать в программе «Классный час».
В свою очередь, Глеб Лукин рассказал о сотрудничестве школы с проектами «Театральный навигатор» и «Музыкальный навигатор», предоставляющих актуальную информацию о театральных постановках и музыкальных концертах в форме рассылок, а также с проектом “Museum”, в рамках которого преподаватели школы организуют походы в музеи и учат школьников и студентов нелюбительскому взгляду на музейное пространство. Проекты «Киноклуб “Синий ключ”» и «Креативный класс “К4”» замыкают этот список.
В прошлом году преподаватели школы «Осмысленный мир» провели занятия на разных площадках вне стен НИУ ВШЭ: в детских домах и школах-интернатах, санаториях для детей. Ю. Апанасенко и Елена Куликова, А. Копылова и Г. Лукин, работавшие на этих площадках, с удивлением для себя обнаружили искреннюю заинтересованность детей разных возрастов и с самыми разными возможностями в философских проблемах и отметили неординарность предлагаемых ими ответов на поставленные вопросы.
По окончании презентации преподавателям школы было особенно радостно отвечать на вопросы студентов, школьников и их родителей об организации учебного процесса, а также принимать от своих будущих учеников старательно заполненные анкеты для записи в школу.
Ангелина Бухарова, преподаватель школы, студентка 1 курса магистратуры факультета философии.