• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

C Новым Годом, друзья!

Мы работаем уже целый месяц! Небольшой рассказ Марии Румянцевой о том как же течет жизнь школы в предновогодние дни.

Как бы я ни просила студентов, преподающих в Школе Юного Философа, выложить посты о проведенных ими уроках, все без толку. Преподают они блестяще, а вот рассказывать в соц сетях о занятиях почему-то отказываются. Именно поэтому за пару часов до НГ, я решила немного приоткрыть тайну и написать о том, что происходит в Школе.

24 декабря. Я в очереди за новогодними подарками. Звонок, долго не могу найти телефон, поднимаю трубку, голос Юли Апанасенко – взволнованный, радостный, почти кричащий:
- Мы стали Новыми людьми!
-Интересное начало. Когда именно?
-Когда вышли из интерната.
Тогда понятно, 24 – его декабря студенты, преподающие в Школе, должны были ехать в интернат для детей с ДЦП. Им выделили полтора часа, чтобы они провели несколько уроков из тех, которые по субботам проводят на факультете. 
- Маша, это потрясающие дети. Знаешь, кто-то из них почти не слышит, у кого-то очень слабое зрение, но они такие красивые. Красивые, потому что живые, интересующиеся, потому что смотрят на тебя горящими глазами… Сейчас, трубку Лена вырывает…
На заднем фоне - веселый смех, звуки машин, какие-то гудки, вокруг меня - толпящиеся люди, море подарков, и множество суетящихся людей. В трубке - возбужденный голос Лены Куликовой:
- Представь, в их мыслях я слышала мысли Платона и Аристотеля. Мне все время казалось, что они готовились к занятию, что-то читали... Они говорили, что нет, что просто рассуждали на эти темы сами с собой. Я не переставала их хвалить… Все включились в работу… У меня было ощущение, как - будто нас давно ждали, ждали возможности обсудить по-настоящему волнующие темы…
Я посмотрела на темное окно, за окном – снег, на окне – гирлянды. Студенты подарили школьникам сказку на Новый Год... или школьники - студентам, ведь последние кричат, что стали Новыми людьми… 

Я в квартире, кидаю в прихожей тяжелые сумки с подарками. Звонок, долго не могу найти телефон, поднимаю трубку, голос Леры Шалаевой:
- Маша, мы сходили в одну из московских школ, рассказали о проекте, к нам записалось столько желающих! После Нового года нам нужно открыть еще несколько групп. Школьники не просто заинтересовались проектом, они как – будто мечтали о чем-то подобном. 
Лера Шалаева, Даша Коржова и Глеб Лукин – будущие преподаватели школы Юного философа. Они присоединились к проекту недавно, но быстро смогли влиться в жизнь школы; помогли с разработкой программы, с организацией уроков, присутствовали на занятиях Школы… В общем, полностью «подготовились»; прямо перед Новым Годом сделали последний шаг – пошли в одну из московских школ и сами «набрали» себе будущих учеников.

Письменный стол, приглушенный свет. Передо мной - компьютер, кофе и стопки книг. За окном – ночь и снег; а в голове – мысли о школе, калейдоскоп воспоминаний и голоса…
***
Заканчивается урок, его вели культуролог и философ - Юля Апанасенко и Глеб Лукин. Один из учеников, выбегая из аудитории, спрашивает у студентов-преподавателей:
- а как вас найти в контакте? Не могу дождаться субботы. Можно вам раньше написать? 
***
Перемена. Второй этаж, несколько школьников с любопытством рассматривают фотовыставку культурологов. Неожиданно ко мне поворачивается одна из школьниц:
- это нормально, что с вами так преподаватели общаются? 
- как?
- путешествуют, показывают мир, разговаривают на-равных?
- Учить можно по-разному.
В школу на первых порах приходили преподаватели – Софья Владимировна Данько, Диана Эдуардовна Гаспарян, Татьяна Владимировна Левина - поддерживали студентов, советовали им, как лучше справляться с аудиторией.
***
Кафе. Уроки давно прошли, длинный стол, веселый смех, каждый готов в подробностях рассказать о своей группе. Зашел разговор о программе, начали думать, как ее улучшить, что можно добавить, что изменить. Вдруг кто-то начал говорить о том, как по-новому открываются философские концепции, когда начинаешь их объяснять. Объяснять тем, кто не боится задавать «наивные вопросы». 

***
Мои мысли прервал звонок. Телефон я предусмотрительно положила перед собой. Голос Аси Копылевой:
-Маш, когда мы начинаем после каникул? Меня школьники просили 12-ого начать.
- Нет, начнем 19-ого. Праздники же, всем надо отдохнуть.

Вспомнила уроки Аси Копылевой и Саши Гиринского – у каждого своя группа, свой стиль преподавания и общения с учениками. При этом обе группы обожают своих учителей. После первого урока группа Аси заявила, что надо бы и по воскресеньям заниматься; а большая часть сашиной группы писала ему в течение недели, буквально заваливая вопросами и требуя «философских книг» для чтения на досуге. (Ура! такому досугу!!)

31 декабря. Я приехала домой к родителям, в зеленый, двухэтажный, почти сказочный домик. С собой привезла подарки, мысли, воспоминания и спокойную радостную улыбку. За окном, снег и тишина. Все как - будто застыло, только жарко валит дым из кирпичной трубы. Как я раньше ее не замечала…
Осталось несколько часов до НГ. Пойду - выпью вина за людей, с которыми работаю и дружу; за случайности, без которых невозможна удача; и за философию, которой учатся для жизни, не для школы.