Планируемые секции
Специальная секция (прием заявок до 25 марта)
Вселенная The Elder Scrolls: от меча до магии
Медиевализм, история, культурология, филология, Game Studies, Media Studies
Аннотация:
Игры серии The Elder Scrolls (TES) давно стали культурным феноменом, объединившим миллионы поклонников по всему миру. В этой вселенной сочетаются сложные нарративы, глубокая мифология, уникальные внутриигровые культуры и богатая игровая механика. Несмотря на это, научное изучение этой вселенной остается недостаточно развитым. Участникам секции предлагается исследовать теоретические и практические аспекты вселенной TES, от литературного анализа ее сюжетов до изучения влияния игр на массовую культуру и общественное восприятие эпохи Средневековья.
К участию приглашаются студенты и аспиранты, занимающиеся исследованиями в области истории, филологии, культурологии, социологии, медиаисследований и геймдизайна.
Регламент выступлений:
Доклад – 15 минут, обсуждение – 10 минут
Секции конференции (прием заявок до 16 февраля)
Семья и семейные отношения в культурах и языках Востока
Семья, брак, термины родства, положение женщины, востоковедение
Аннотация:
Семья является одним из древнейших типов социальности и базовым институтом общества в обозримой исторической перспективе. Тем не менее, в каждой культуре семейные отношения строятся по-разному, а факторы, обуславливающие нормальность вариантов брачности и семейного уклада, меняются со временем, и порой кардинально. Социально-экономические, этно-национальные, религиозные аспекты семейной жизни неизменно находят отражение в языке, мифо-ритуальном комплексе, в литературе и искусстве, могут быть изучены с точки зрения археологии, истории, правовых отношений. Участникам секции предлагается исследовать семью в культурах и языках народов Востока на базе самых различных источников – звуковых (устных), письменных, предметно-вещных, визуальных и т.д.
Регламент выступлений:
Смешанный формат – возможно подключение онлайн.
Доклад – 20 минут, обсуждение – 10 минут.
Сырое и приготовленное: кулинарные образы и практики в культуре и искусстве / The Raw and the Cooked: Culinary Images and Practices in Art and Culture
Антропология питания, кулинария, пир в изобразительном искусстве, натюрморт, египтология, востоковедение, искусствоведение, религиоведение
Аннотация:
Кулинария - одна из ключевых составляющих культурной идентичности и знаковая система, в разные эпохи и в разных культурах играющая заметную роль как в искусстве, так и в религиозных практиках. Приветствуется исследование приготовления и потребления пищи с самых разных ракурсов:
- как пищевые традиции формируют и отражают национальные и этнические особенности, как кулинарные обмены между Востоком и Западом влияли на развитие кулинарных традиций и межкультурное взаимодействие;
- изменения в методах приготовления и сервировки пищи могут быть прослежены археологически, лингвистически, а также в перспективе истории искусства;
- религиозные и социальные аспекты кулинарных практик в разных культурах могут быть рассмотрены через ритуалы и обряды, связанные с питанием;
- отдельного внимания заслуживает рассмотрение процессов символизации еды в искусстве и литературе: каким образом пищевые продукты и кулинарные практики функционируют в качестве знаков в мифо-ритуальных системах, в литературных и художественных произведениях.
Регламент выступлений:
Смешанный формат – возможно подключение онлайн.
Доклад – 15 минут, обсуждение – 5 минут.
Topics for discussion:
Cooking is a key component of cultural identity and a sign system, that played a prominent role in both art and religious practices in different epochs and cultures. During our conference the study of food preparation and consumption from a variety of perspectives is encouraged:
- how traditions in food preparation shape and reflect national and ethnic characteristics, how culinary exchanges between East and West have influenced the development of culinary traditions and cross-cultural interaction.
- changes in cooking and serving methods can be traced archaeologically, linguistically, and from the perspective of art history.
- religious and social aspects of culinary practices in different cultures can be examined through rites associated with food.
- the processes of food symbolization in art and literature deserve special attention: how food and culinary practices function as signs in mytho-ritual systems and in literary and artistic works.
Time limit on speeches:
Speech – 15 minutes, questions and discussion – 5 minutes.
Аудиовизуальные исследования
Аудиовизуальные исследования, мультисенсорность, кино, музыка, фотография, исследования звука, Sensory Studies
Аннотация:
Секция посвящена разностороннему анализу аудиовизуального опыта: от способов фиксации (аудио)визуальной составляющей всего массива воспринимаемых наблюдателем данных до возможностей различных медиа (фотография, фильм, и др.) в деле презентации (аудио)визуальной информации. Данное направление открывает ряд возможностей в изучении явлений повседневности, образов прошлого и способов их функционирования в настоящем, художественных и внехудожественных феноменов. В рамках секции планируется собрать доклады, в которых будет представлена работа с источниками, анализ которых позволяет выявить диапазон и разные уровни значений фото-, фоно-, кино-, видеодокументов, а также рассмотреть ключевые теоретические позиции в изучаемой области.
Особенно приветствуются доклады, вписывающиеся в такие направления как: Sensory Studies, Sound Studies, феноменологии музыкального переживания, исследований шума и тишины, критической истории кино и фотографии, а также визуальной этнографии.
Регламент выступлений:
Доклад – 10 минут, обсуждение – 10 минут.
Исследования городской культуры
Исследования города, культурный ландшафт, повседневность, культурные пространства, цифровизация города, город как место памяти, городские сообщества
Аннотация:
Секция посвящена разностороннему анализу современной городской культуры: от исследований локальных повседневных практик до проблемы культурного ландшафта и городских сообществ.
Особенно приветствуются доклады по таким направлениям как:
- цифровизация городской среды;
- город как мультисенсорное пространство;
- исследования городских сообществ;
- исследования культурного ландшафта российских городов;
- коммеморативные практики в городском пространстве.
Секция предоставит платформу для обмена мнениями, представления своих идей и обсуждения актуальных проблем городской культуры. Мы приглашаем молодых исследователей принять участие в обсуждении и поделиться своими наработками.
Регламент выступлений:
Доклад – 10 минут, обсуждение – 10 минут.
Актуальные процессы социокультурной трансформации в культурах и сообществах мира
Антропология, сообщества, изменения, трансформации
Аннотация:
В рамках секции планируется обсудить широкий круг вопросов по проблематике социальной и культурной антропологии, а также смежных дисциплин. К участию приглашаются молодые исследователи, работающие с разнообразным эмпирическим материалом всего спектра мировых культур и сообществ, без ограничений на принцип их выделения — этнические и городские, локальные и глобальные, традиционные и цифровые, стабильные и кризисные; список можно продолжать бесконечно. Ключевых критериев два: во-первых, акцент на динамике, трансформации, изменениях — именно динамический взгляд преобладает в современных антропологических исследованиях, и именно в динамической оптике актуальные процессы предстают наиболее многосторонне. Во-вторых, фокус на современности — феноменах и процессах, которые антропологи могут наблюдать и анализировать непосредственно, на эмпирическом материале, поэтому на секции особенно приветствуются доклады, основанные на самостоятельно собранных полевых данных. Предлагаемые темы могут исследовать смычки антропологии со смежными дисциплинами — социологией, культурологией, лингвистикой, филологией и др., междисциплинарный характер исследований приветствуется, ограничений на используемый эмпирический материал не накладывается. В результате секция будет представлять собой актуальную панораму антропологических (в широком понимании) исследований в различных направлениях и на различном материале, знакомя слушателей со всем разнообразием динамических процессов в культурах и сообществах мира.
Регламент выступлений:
Доклад + обсуждение = суммарно 25 минут (время докладчик распределяет самостоятельно).
Теоретическая и типологическая лингвистика – 1
Именная предикация, связка, генерические высказывания, родовая референция
Аннотация:
В рамках секции «Теоретическая и типологическая лингвистика – 1» докладчикам предлагается обсудить слеждующие темы:
- Именная предикация;
- Лингвистические и философские подходы к генеричности.
К участию приглашаются все желающие.
Регламент выступлений:
Доклад + обсуждение = суммарно 25 минут (время докладчик распределяет самостоятельно).
Теоретическая и типологическая лингвистика – 2
Синтаксис, диахрония, жестовые языки, русский жестовый язык
Аннотация:
В рамках секции «Теоретическая и типологическая лингвистика – 2» докладчикам предлагается обсудить слеждующие темы:
- Диахронический синтаксис;
- Исследования жестовых языков.
К участию приглашаются все желающие.
Регламент выступлений:
Доклад + обсуждение = суммарно 25 минут (время докладчик распределяет самостоятельно).
Искусство: память
Память, коллективная память, публичная история, Memory studies, забвение, экфрасис, реставрация
Аннотация:
Секция «Искусство : память» в рамках конференции «TERRA HOMINIS» будет посвящена, с одной стороны, тому, какое место память занимает в искусстве, как она формирует его, и, с другой стороны — тому, как искусство влияет на память, становится ее носителем.
В рамках секции явление памяти предлагается воспринимать как процесс. Названия подсекций — «Запоминание», «Память» и «Забвение» — обозначают варианты работы с информацией в искусстве. Ряд этих понятий образует цикл и подразумевает не только изменение исторической роли произведения искусства или явления, но и способ работы с ним в последующие эпохи или для последующих эпох. Коллективная и частная память, потребность запомнить и стремление забыть, место утраченного искусства и искусство как воспоминание, как искусство вписано в историю и как искусство пишет свою историю — вот широкий круг аспектов, о которых участникам рекомендуется подумать применительно к своим исследованиям.
Предполагается междисциплинарность секции: участниками могут быть представлены искусствоведческие, исторические, культурологические и музееведческие работы. Объектами исследования могут выступать как «традиционные» виды искусства (живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), так и другие формы (фотография, инсталляция, перформанс, видеоарт, цифровое искусство и др.).
Регламент выступлений:
Смешанный формат – возможно подключение онлайн.
Доклад – 15 минут, обсуждение – 5 минут.
Разделы секции с кругом возможных проблем:
Раздел №1. «Запоминание»: произведения искусства как мнемоническая практика или инструмент фиксации информации для будущих поколений
Секция приглашает исследовать произведения искусства, цель создания которых – увековечить явление, превратить его в документальное свидетельство, часть коллективной или индивидуальной памяти. Название секции обращает внимание на процессуальный характер изобразительного искусства. Предполагается, что субъектностью в этом процессе, в отличие от секции «Память», обладает не тот, кто оглядывается назад и трактует явления прошлого, а те события или личности, память о которых хранит в себе тот или иной предмет: обстоятельства фиксации, а не ретроспективный взгляд.
Примерные темы/направления для исследования:
- Средневековая практика заучивания текста Священного Писания через обращение к иллюстративному материалу (одна из возможных причин возникновения уникальных композиционных решений Утрехтской Псалтири);
- «Кухня» художников: натурные зарисовки и этюды как отражение финальной композиции автора;
- Фотография как средство передачи индивидуальной и коллективной памяти;
- Портрет как инструмент конструирования собственного образа и репрезентации определенного набора качеств;
- История формирования коллекций.
Раздел №2. «Память»: искусство как «место памяти» и образ коллективной, семейной и личной истории
В рамках секции участники могут, обратившись к терминологическому аппарату и методологии Public History и Memory studies, поместить произведение искусства в более широкий контекст восприятия прошлого и исследовать положение художника внутри него. Участникам предлагается порассуждать о том, как личная и коллективная память могут быть артикулированы и сохранены при помощи произведения искусства; другой важной темой секции может стать вопрос о конструировании национального прошлого. Мы призываем участников изменить исследовательскую оптику и взглянуть на искусство как на терапевтическую практику, переживание индивидуального и коллективного травматичного опыта.
Примеры тем/направлений для исследования:
- «Память преступника» и переживание травмы Второй мировой войны в Германии (на примере Мемориала жертвам Холокоста в Берлине Питера Айзенмана);
- Видение национального прошлого о прошлом в послевоенном СССР (на примере реставрации и музеефикации памятников русского зодчества);
- Произведения искусства как «места памяти» (по терминологии П. Нора);
- Поиск национального канона русской архитектуры в послевоенном СССР;
- Re-Membered and Re-Mobilized: как национальная память конструирует настоящее культуры?
- Каким представляют национальное прошлое в памятниках архитектуры северного модерна в России?
Раздел №3. «Забвение»: искусство, которое намеренно было забыто; искусство, которое было спасено от забвения
Участникам предлагается поразмышлять об исследовании памятников, которых уже не существует (в физической форме). Секция предполагает изучение практики реконструкции утраченных объектов. Восстановить забытые имена, пролить свет на культурные явления — значит спасти от забвения (которое можно представить как особое пространство, содержащее часть прошлого). В этой секции у участников есть возможность рассказать об истории восстановления памяти, о памятниках, авторах и художественных традициях. С другой стороны, могут быть рассмотрены случаи намеренного «забывания», замалчивания.
Примеры тем/направлений для исследования:
- Экфрасис как носитель памяти об утраченных памятниках;
- Феномен анонимности (и публичности) мастера в религиозном искусстве;
- История реконструкции средневековых полиптихов, архитектурных и скульптурных произведений, утративших свой первоначальный вид;
- Проблема цензуры в искусстве;
- Современные методы реставрации памятников.
Текст-комментарий-интерпретация
Филология, литература, книжность, словесность, поэтика, текстология, герменевтика, история литературы, компаративистика, перевод, точные методы
Аннотация:
Конференция молодых филологов «Текст-комментарий-интерпретация» пройдет уже в четырнадцатый раз, в этом году в рамках научной конференции студентов и аспирантов «TERRA HOMINIS». Основная цель – обсудить наиболее актуальные проблемы филологии связанные с анализом текста, его интерпретацией и комментированием, над которыми работают молодые исследователи. Широкие рамки позволят принять участие молодым ученым весьма широкого спектра. Участники могут выступить с докладами по следующим направлениям:
- литература Древней Руси;
- европейская и скандинавская средневековая литература;
- литература XVIII века;
- проза и поэзия XIX века;
- проза и поэзия XX века;
- литература и другие виды искусства;
- проблемы перевода и рецепции;
- точные методы в литературоведении;
- современная поэзия и проза.
Регламент выступлений:
Доклад + обсуждение = суммарно 20 минут (время докладчик распределяет самостоятельно).
Философия: территория нечеловеческого
Метафизика и онтология, трансцендентное, логика и математика, естественные науки, живые системы, природа, искусственный интеллект
Аннотация
Секция открыта для размышлений о мире и его сущностях, которые выходят за рамки традиционного представления о человеке как центральной точке философского дискурса. В истории философии с антропоцентрической картиной мира всегда соседствовали другие подходы. Современная философия и наука в очередной раз предлагают нам перспективу реальности, где человеческое – лишь один из множества модусов существования. Мы предлагаем рассмотреть объекты, феномены и процессы, существующие независимо от нас или параллельно нам, формирующих свой собственный мир значений, связей и взаимодействий. От математических абстракций до трансцендентного, от сознания животных до ИИ, от квантовых явлений до эволюции Вселенной – наша секция приглашает поговорить о тех областях, которые обычно полагаются как выходящие за рамки понятия человека и его опыта.
Вопросы о видах реальности, природе модальности, целевых причинах, соотношения вероятности и законов природы, природы времени, пространства и материи сегодня обретают новое звучание. Существует ли сознание как фундаментальное свойство реальности? Как соотносятся логические законы, математические объекты и структура мироздания? Можем ли мы говорить об объективном существовании прекрасного в природе, или красота – лишь человеческая конструкция? Эти вопросы возвращают нас к классическим проблемам трансцендентной реальности и осмысления предельных оснований бытия.
Особый интерес приобретает эпистемологический парадокс: как возможно познание нечеловеческого из человеческой перспективы? Способны ли мы преодолеть ограниченность нашей оптики? Отказываясь от антропоцентризма, следует ли пересмотреть понятие объективности и субъективности? Развитие ИИ и исследования в области сознания животных ставят перед нами трудные вопросы о природе мышления и сознания. Где проходит граница между естественным и искусственным? Каковы критерии агентности? Как возможна коммуникация с нечеловеческими агентами? Меняет ли это традиционное представление о субъекте? Какова этика взаимодействия с иными формами существования?
Мы приглашаем к участию студентов, интересующихся следующими темами:
- Метафизика и онтология в разных версиях (в т.ч трансцендентных, неклассических, натурализованных т.д.);
- Философия физики, космологии и других естественных наук;
- Логика;
- Существование математических структур;
- Философия искусственного интеллекта;
- Философия животных;
- Панпсихизм и воплощенное сознание в теориях сознания;
- Эстетика в природе;
- Эволюционная эпистемология;
- Философия техники;
- Экологическая философия;
- Рациональная теология.
Если вы хотите выступить с другими философскими темами, лежащих на “территории нечеловеческого”, то не стесняйтесь подавать заявку на нашу секцию. Будем рады видеть вас!
Регламент выступлений:
Доклад – 15 минут, обсуждение – 15 минут.
Философия: территория познания
Эпистемология, знание, философия науки, история теории познания, междисциплинарность в философии, история философии, способы познания
Аннотация
Работа секции предполагается в областях эпистемической логики, различных форм эпистемологии, методологии естественных и гуманитарных наук в философской оптике, историко-философских вопросов о познании (в первую очередь, история философии нового времени), а также современных проблем теории познания.
Смыслообразующим для секции является классический кантовский вопрос «что я могу знать?» в самом широком его смысле, от трансцендентальных условий познания как такового до конкретных методов познания частных наук, как естественных, так и гуманитарных. Не менее важны для нас и различные измерения познания; так, например, важной проблемой является осмысление коллективных познающих агентов и их роли в современных практиках познания. Или, например, проблема соотношения знания и не-знания – например, в различных скептических или критических современных теориях. Кроме того, мы бы хотели обратить особое внимание на междисциплинарные области на стыке эпистемологии и других дисциплин.
Более предметно, мы предлагаем к обсуждению следующие вопросы и темы:
- Как в истории философии и в современной философии рассматривается вопрос об основаниях и источниках познания? Какие аргументы в прошлом выдвигали сторонники рационализма, эмпиризма, трансцендентализма, фидеизма, скептицизма и других эпистемологических подходов? Как эти аргументы преломляются в современной теории познания?
- Какое место в системе знания занимает наука вообще? Каковы основания современной науки и чем обусловлено ее выделенное положение среди других форм познания? В чем можно упрекнуть современную науку и как устроены ненаучные формы познания – если они вообще возможны? Можно ли утверждать, что существует специфически теологическое, эстетическое, этическое и другое «альтернативное» знание?
- Кто является субъектом познания? В каком смысле можно говорить о коллективном субъекте познания? Какую функцию в познании выполняет научное сообщество, научный коллектив, историко-культурные общности и группы?
- Можно (и, главное, нужно ли) говорить о различных ограничениях познания? Насколько уместна критическая – как в кантовском, так и в социально-теоретическом смысле – позиция по отношению к отдельным видам познания, например, к научному?
- Возможно ли осуществление междисциплинарного синтеза между теорией познания и другими ветвями философии или отдельными науками? Является ли такой синтез продуктивным, или же он уводит исследователя в сторону от непосредственно эпистемологических проблем? Какие существуют успешные или провальные формы междисциплинарности в эпистемологии?
Мы также открыты к любым предложениям тем, связанных с вопросами знания, истины, познавательных механизмов и других смежных проблем. Если вы считаете, что ваш доклад идеально вписался бы в общую тему секции, смело подавайте заявку!
Регламент выступлений:
Доклад – 15 минут, обсуждение – 15 минут.
Философия: территория человеческого
Человеческое, экзистенциализм, практическая философия, модерн, гуманизм, природа человека
Аннотация
Философия начинается с удивления, но удивления конкретного человека здесь и сейчас, который уже потом может дойти до того, что эта конкретность не так важна, как иные, спекулятивные, структурные, объективные вопросы, которые уже не сводятся к нему одному.
Мы предлагаем пройти этот путь зарождения философской проблематики заново, от самого его начала и до нынешнего ее состояния. Мы предлагаем отказаться от ограничений, накладываемых строгой приверженностью тому или иному философскому подходу и настроиться на диалог.
“Человеческое” часто становилось предметом повышенного интереса:
- в реакции ли софистической и сократической философии на предшествующую физиологию и теологию;
- в гуманизме Возрождения в противовес схематизму схоластики;
- в моральной философии немецкого идеализма, переосмысляющего саму возможность метафизики через призму “странной судьбы”, выпавшей на долю человеческого разума;
- в экзистенциальной проблематике, в “корне для человека, являющегося самим человеком”, возвращающего к вопрощанию о том, что же такое "самое само";
- в критическом переосмыслении проекта Модерна и возможностей отказа или оспаривания примата человеческого.
Но ни один из этих споров не завершен в полной мере - напротив, вопросов становится только больше, а различные решения расходятся друг с другом всё дальше.
В рамках данной секции мы бы хотели попытаться восстановить этот диалог, начав его с самоочевидного факта нахождения человека в мире, с его повседневными заботами и непониманием, что делать, где искать ответы, и как справиться с обилием довлеющей над ним философской традиции. В этом мы предлагаем нашим докладчикам подумать над всем многообразием того, что попадает в “территорию человеческого” - что определяет наши поступки? Что такое человеческая практика? Существует ли человек только как носитель глобальных структур? Сводится ли общество только к сумме отдельных людей? Как человеку переживать события, над которыми он не властен? - Разумеется, этим списком проблематика нашей секции не исчерпывается, и мы надеемся на вклад каждого в том, чтобы попытаться пересобрать пространство человека, его нравов, поведения, жизненных устремлений и повседневных категорий.
Мы зовем к участию всех, кому есть что сказать:
- в области практической философии;
- в истории гуманизма как философского течения на протяжении всей истории мысли;
- в истории критики антропоцентризма и исследованиях, вводящих в область социального и политического не-человеческие агенты (в том числе институты и научные сообщества);
- в области философско-политических размышлений о естественной природе человека, как ее понимали первые классики теории общественного договора и их современные интерпретаторы;
- в области экзистенциальных, политических и эстетических рецепций, опытов, проектов современности;
- и на пересечении строго философской тематики с антропологией, социологией, историей и всем тем, что вы посчитаете относящимся к “гуманитарному” и “социальному”.
Регламент выступлений:
Доклад – 15 минут, обсуждение – 15 минут.
Новое время в оптике гуманитарных наук
Новое время, модернизация, историческая компаративистика
Аннотация:
В рамках секции планируется обсудить результаты и перспективы исследований в области социальной, политической и интеллектуальной истории России и зарубежных стран в Новое время. Особенно приветствуются доклады, предполагающие рассмотрение указанной проблематики с использованием междисциплинарного подхода, а также сравнительно-исторических методов.
Регламент выступлений:
Доклад + обсуждение = суммарно 25 минут (время докладчик распределяет самостоятельно).
Советские и постсоветские исследования
СССР, постсоветское пространство, демократизация, memory studies
Аннотация:
В рамках секции предполагается обсуждение проблем советской истории, а также истории современной России и других стран постсоветского пространства. Кроме того, приветствуются доклады, посвященные практикам коммеморации событий и явлений советского периода и отражению советской истории в современной культуре.
Регламент выступлений:
Доклад + обсуждение = суммарно 25 минут (время докладчик распределяет самостоятельно).
Цифровые методы и гуманитарные исследования
Digital Humanities, цифровая гуманитаристика, современные исследования
Аннотация:
Секция посвящена исследованиям в области Digital Humanities. К участию приглашаются представители любых сфер гуманитарного знания, применяющие в своей работе компьютерные методы.
Регламент выступлений:
Доклад + обсуждение = суммарно 25 минут (время докладчик распределяет самостоятельно).