Заметка 4. День труда
Юлия Козицкая
Рост рабочего движения в начале XX века получил отражение и в кинематографе. Однако ранние русские и зарубежные фильмы о пролетариате разительно отличаются друг от друга
В русских фильмах о рабочих ключевыми для сюжета оказываются все те же вечные темы любви и смерти, которые традиционно представляли куда больший интерес для зрителей, чем вопросы борьбы за права пролетариата.
«Синий огонь»
Действие в фильме «Синий огонь» (1913) производства т-ва «Вита» разворачивается на пиротехнической фабрике, но основной сюжет строится вокруг любовной драмы и мотива мести.
Либретто:
На пиротехнической фабрике работают два товарища, которые свои свободные часы проводят тоже вместе. Прогуливаясь однажды по парку, они познакомились с хорошенькой барышней и предложили ей поступить к ним в контору, т.к. там нужна барышня. Два друга оба горячо полюбили эту девушку, но Спиранский оказался счастливее Демидова. Спиранский назначил свидание своей возлюбленной в парке, о чем узнал Демидов, и, мучимый ревностью, он следит за возлюбленной парочкой. Наконец, решившись, Демидов заявляет Мери о своей любви, но она отталкивает его, не обращая внимания на его мольбы. В порыве гнева Демидов решает мстить Спиранскому. В это время на фабрику получается крупный заказ фейерверка, и эта ответственная работа поручается Спиранскому, что в свою очередь вызывает у Демидова злобу зависти. Демидов подсыпает в ступку для работ Спиранского сильно взрывчатое вещество с целью его погубить. Мальчик, с которым Демидов был очень строг и постоянно его бил, заметив проделку Демидова, меняет ступку Спиранского, подставив Демидову роковую. Не предчувствовав опасности для самого, Демидов наслаждается заранее своей местью, но в это время ступка его взорвалась, и он погиб из-за собственной злобы, сознавшись товарищу в своем тяжком грехе. Спиранский же, оставшись живым, прославился своими работами и знаменитым синим огнем, который демонстрируется под его руководством.
Новые ленты // Сине-Фоно. 1914. № 8. С. 51.
«Жидовка-выхрестка» и «Рабочая слободка»
Смертью одного из главных героев также заканчиваются либретто фильмов о рабочих «Жидовка-выхрестка» и «Рабочая слободка». Однако объединяет их еще один мотив – пьянство главных героев, которое разрушает их семьи.
В фильме «Жидовка-выхрестка» (1911) главную героиню, Сару, проклинает ее отец за то, что она приняла христианство. Проклятие отца приносит несчастье: муж Сары Андрей начинает пить, чуть не убивает сына и выгоняет жену, которая кончает жизнь самоубийством. Как можно заметить из либретто, принадлежность главного героя к рабочему классу не играет существенной роли для развития сюжета.
Либретто:
На окраине одного из местечек Юго-Западного края среди вишневых садов на берегу озера расположена мельница старого еврея Лейбы. Единственная дочка старика, красавица Сара, любит своего соседа молодого рабочего Андрея. Для красавицы еврейки Андрей бросил свою прежнюю возлюбленную солдатку Марью, и та клянется отомстить разлучнице. К Саре сватается сын местного богача раввина. Воля отца непреклонна, и молодые люди решаются бежать: Сара примет христианство, и они повенчаются. Марья подслушивает их планы и поздно ночью прибегает на лестницу, чтобы предупредить отца, но поздно: Андрей и его возлюбленная уже далеко. Старый Лейба, узнав о крещении дочери, встречает ее на обратном пути из церкви, и страшное: «Будь проклята, забывшая веру отцов твоих» -- разражается над головой беглянки. Проходит год. Андрей получил место надсмотрщика на кирпичном заводе соседнего местечка, и молодые супруги наслаждаются безоблачным счастьем, не подозревая, что бегство Сары послужило причиной сумасшествия ее отца. Между тем случай сталкивает на заводе Андрея и его прежнюю возлюбленную. Марья, желая отомстить за прошлое, снова увлекает Андрея, и счастье семьи рушится. Андрей начинает пить и в порыве пьяного бешенства покушается на убийство сына и выгоняет жену-жидовку. Обезумевшая от горя, Сара бежит к родному гнезду и, найдя ее разоренным, вешается. Старый, оборванный, сумасшедший Лейба находит Сару и убаюкивает труп несчастной, напевая старую колыбельную песню своей дочери.
Новые ленты // Сине-Фоно. 1912. № 23. С. 35-36.
«Рабочая слободка»
В фильме «Рабочая слободка» (1912), экранизации одноименной пьесы Евтихия Карпова, «рабочая» тема, как нетрудно увидеть, подчеркивается уже в заглавии, но и здесь сюжет строится вокруг типовой любовной драмы: на этот раз герой-рабочий ревнует жену к старшему приказчику. Как и в «Жидовке-выхрестке», главный герой в пьяном угаре чуть не совершает преступление. Таким образом, именно пьянство становится одной из главных тем фильмов, в которых речь идет о жизни рабочих заводов.
Либретто:
Муж Ариши Федор и ее отец оба служат на чугунно-литейном заводе. Федор души не чает к своей жене Арише и страшно ее ревнует к старшему приказчику на заводе – Сургучеву. Сургучев уже давно заметил хорошенькую Аришу и прохода ей не дает своими любезностями. Но Ариша непреклонна… Тогда Сургучев подговаривает известного пропойцу рабочего Вавилу споить Федора, и тот приглашает его после получки в кабак. Федор втягивается в пьянство – начинает пить каждый день, дома у него с женой – нелады, и этим пользуется хитрый Сургучев, он посещает Аришу, начинает ее склонять бежать с ним от пьяницы мужа… Ариша все еще колеблется… Она боится огорчить Федора… Однажды Сургучев приносит ей в подарок платок, который Ариша забывает на столе. Подвыпивший Федор видит подарок и вызывает у жены признание, что его принес Сургучев. Признание Ариши вызывает порыв бешенства у Федора, он бросается на жену и начинает ее душить, но вскоре останавливается и в ужасе от своего поступка бежит из дома. Побои мужа переполнили чашу терпения Ариши: она решается бросить его и бежит с Сургучевым. Проходит несколько месяцев. Брошенный женой Федор совершенно спился и выгнан с завода. Оборванный, он шатается по кабакам, выпрашивая у посетителей на рюмку водки. Арише тоже несладко живется: Сургучев скоро охладел к ней и начинает ухаживать за другими женщинами. Уже зимою Федор в сильный мороз приходит под окна Ариши, которую все еще любит. Ариша, потрясенная его нищетой, зовет в дом и в отсутствии Сургучева согревает и кормит Федора. Не в силах сдержаться, Ариша со слезами рассказывает о своем печальном житье-бытье. Это – их последнее свидание… Федор выходит из дому Ариши и, обессиленный, падает под ее окнами. На утро сторож находит окоченевший труп бедняги.
Новые ленты // Сине-Фоно. 1912. № 12. С. 25—26.
Тем временем за границей
В зарубежном фильме «Пролетарий-гений» (1913) сильнее прослеживается приключенческий сюжет, однако, как и в русском кино, принадлежность главного героя к рабочему классу не важна для развития сюжета.
Либретто:
Молодой скрипач Христиан живет в комнате рядом со своей возлюбленной Эллен и ее вечно пьяным отцом. Отец Эллен, вернувшись домой, так ее избивает, что его арестовывают и отправляют в тюрьму, а молодые люди собираются ехать в большой город, чтобы там искать свое счастье. Там Христиан хочет поступить в консерваторию, а пока он работает в гавани, как простой рабочий, чтобы добыть себе и своей подруге пропитание. Но вот счастье улыбается молодым людям: профессор консерватории заинтересовался молодым музыкантом и принимает его и его подругу в себе в дом, как своих детей. Между тем отец Эллен вышел из тюрьмы и, встретив на улице свою дочь, принуждает ее следовать за ним. Он приводит ее в погреб, где он и его товарищи, такие же отбросы общества, как и он, находят себе пристанище. Там у них зарождается мысль ограбить богатого профессора, и они заставляют Эллен привести их туда. Но слуга профессора услышал шум и помешал им, и они убегают, не успев ничего похитить, и уводят с собой Эллен. Но Эллен успела захватить с собой ее друзей – 2 почтовых голубей, которые и приходят ей на помощь. При помощи голубя, она уведомляет своего друга о том, что с ней случилось и где она находится. Христиан заявляет полиции, и они немедленно отправляются к ней на помощь. Отец же Эллен и его товарищи, не желая сдаваться полиции, устраивают им ловушку, и когда те врываются к ним, то попадают в яму, которую они и закрывают за ними. Преступники торжествуют победу и, напившись пьяными, засыпают, между тем как Эллен помогает Христиану и полицейским выбраться из ямы. В неравной борьбе полицейские убивают отца Эллен и арестовываю остальных. Происходит радостное свидание Эллен с ее другом и их благодетелями. Между тем Христиан признан талантливым музыкантом, и он получает приглашение участвовать в концерте, на котором будет присутствовать Король. С тех пор слава пролетария-гения упрочилась, и в счастье протекает жизнь его и его подруги.
Новые ленты // Сине-Фоно. 1913. № 1. С. 65.
Дела пролетариатские. «Будущий рабочий»
Единственное найденное нами либретто, в котором речь идет о правах пролетариата, – это текст к зарубежному фильму-шаржу «Будущий рабочий» (1909). Судя по всему, создатели фильма не считали, что приобретение рабочими прав и свобод будет способствовать росту справедливости: они в этом случае просто перестанут быть рабочими.
Либретто:
Перед нами остроумный и тонко продуманный шарж, рисующий будущего рабочего, когда, соорганизовавшись, рабочие будут держать в своих руках работодателей. Нужен рабочий, чтобы исправить обвалившийся кирпичный забор. Обыватель вынужден обратиться в клуб рабочих. Здесь с ним не церемонятся, заставляют долго ждать, берут значительный аванс. Наконец, один из рабочих с ним садится в автомобиль, и едут к месту работы. Здесь нашему мастеру устраивают всевозможный комфорт. Ему сюда приносят прекрасный завтрак, и рабочий, положив несколько кирпичей, решил, что для первого раза вполне достаточно. Его приглашают в квартиру хозяина, где ему уступают постель и т.д. В заключение рабочий заставляет своих хозяев самим стать за работу под его общим наблюдением.
Новые ленты // Кинемо. 1909. № 11. С. 11-12.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.