• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Либретто русских фильмов 1908–1917

Принципы составления и структура базы

Публикуемые материалы – наиболее полная коллекция дореволюционных кинематографических либретто к игровым фильмам, впервые собранных вместе. Либретто – краткие описания сюжетов фильмов – писались уже к первым русским кинокартинам. Так, сохранилось либретто фильма 1908 г. «Стенька Разин» («Понизовая вольница»), с которого принято отсчитывать историю русского кино. В 1907—1918 гг. кинопресса публиковала либретто регулярно. На основе первых русских кинематографических журналов и была составлена эта коллекция, отражающая значительную часть ранней истории экранной литературы в России. В настоящий момент в ней 886 либретто, однако собрание будет пополняться.

Электронная база разделена на секции, соответствующие определенным годам истории дореволюционного кино. Внутри секций – главы, каждая из которых посвящена одному кинематографическому либретто.

Структура глав следующая. Сперва дается фильмографический заголовок со всеми известными названиями фильма, к которому писалось либретто (в эпоху раннего кино у картины часто было несколько названий). Если либретто отсылает лишь к одной серии картины, то номер серии указывается в квадратных скобках. Если же существует несколько вариантов либретто к одному и тому же фильму (как в случае, например, с картиной «Братья Карамазовы» 1915 г.), то они нумеруются условно, и номера отмечаются в круглых скобках. За фильмографическим заголовком следует заголовок либретто, заключенный в кавычки; во многих случаях тексты этих двух заголовков не совпадают. Далее приводится само либретто; тексты воспроизводятся по нормам современной орфографии и пунктуации с исправлением очевидных опечаток. После этого ставится ссылка на источник текста. Если удалось установить, что один и то же текст либретто печатался в разных журналах, в разделе «Другие источники либретто» ставятся соответствующие ссылки. Завершается каждая глава фильмографической справкой, взятой из наиболее полной на сегодняшний день фильмографии «Художественные фильмы дореволюционной России» (М.: Госкиноиздат, 1945) Вен. Вишневского.

Общие принципы составления базы можно кратко сформулировать так. Участниками научно-учебной группы были просмотрены все номера крупнейших дореволюционных журналов, а также периодических изданий, которые находились на периферии ранней русской киножурналистики. Список привлеченных к работе журналов нельзя назвать исчерпывающим, но он представляется вполне репрезентативным:

«Вестник живой фотографии» (СПб., 1909)

«Вестник кинематографии» (М., 1911—1917)

«Вестник кинематографов в Санкт-Петербурге» (СПб., 1908)

«Живой экран» (Ростов-на-Дону, 1912—1917)

«Кине-журнал» (М., 1910—1917)

«Кинема-омниум» (СПб., 1913—1914)

«Кинематограф» (Ростов-на-Дону, 1914—1915)

«Кинематограф» (СПб., 1915—1916)

«Кинематографический театр» (СПб., 1910—1911)

«Кинемо» (М., 1909—1910)

«Кино» (Рига, 1915)

«Кино» [приложение к журналу «Светопись»] (М., 1907—1908)

«Кино-курьер» (СПб., 1913—1914)

«Курьер синематографии» (Ревель, 1913)

«Наша неделя» (М., 1911—1917)

«Проэктор» (М., 1915—1918)

«Синема» («Кинема») (Ростов-на-Дону, 1913—1916)

«Сине-Фоно» (М., 1907—1918; кроме №№ 15—16 за 1917 г.)

«Экран и сцена» (Ростов-на-Дону, 1910)

«Экран России» (М., 1916)

«Южанин» (Харьков, 1915—1916).

По каждому номеру журнала составлялся полный список либретто, опубликованных в соответствующем журнале. Далее с помощью фильмографии Вен. Вишневского все единицы составленных списков проверялись, и таким образом описания зарубежных фильмов можно было отделить от либретто кинокартин отечественных, которые расшифровывались и заносились в базу.

Если либретто к фильму печаталось в нескольких журналах без каких бы то ни было расхождений или же с разночтениями малосущественными (наличие или отсутствие разбивки на абзацы, пропуск отдельных слов или предложений), то в базу в качестве основного заносился вариант из более крупного (распространенного) киножурнала, остальные же отмечались как дополнительные (в разделе «Другие источники либретто»). Понятно, что понятие крупности (распространенности) относительное, однако в целях более системного подхода к материалу была составлена очередность дореволюционных киножурналов, в которой первые места заняли наиболее долгосрочные московские журналы как издания, имеющие наибольшее влияние на кинопроцесс. Итак, список получился следующий: «Сине-Фоно» (М., 1907—1918), «Кине-журнал» (М., 1910—1917), «Вестник кинематографии» (М., 1911—1917), «Проэктор» (М., 1915—1918), «Живой экран» (Ростов-на-Дону, 1912—1917), «Синема» («Кинема») (Ростов-на-Дону, 1913—1916). Встраивать в эту иерархию журналы, выпускавшиеся менее трех лет, не было необходимости, так как либретто, публикуемые в них, или являлись уникальными (и тогда сравнивать с другими вариантами было невозможно), или уже встречались хотя бы в одном из «крупных» журналов и автоматически попадали в «дополнительный список».

В тех редких случаях, когда текст либретто печатался в отдельных брошюрах, ссылки даются на эти издания.

Фильмографические справки, как указывалось выше, приводятся по справочнику Вишневского. Многие данные в нем нуждаются в проверке и корректировке, однако эта большая работа не входила в задачи проекта, и от научного редактирования фильмографических справок пришлось временно отказаться. В целях единообразного подхода к работе справки воспроизводятся в точности даже тогда, когда отдельные замечания Вишневского опровергаются текстами либретто. Так, справка к фильму 1914 г. «Когда звучат струны сердца» заканчивается следующей ремаркой: «Первая творческая работа коллектива артистов студии МХТ; сюжет постановки, оператор и база, где картина снималась, не установлены». Публикуемое в соответствующей главе либретто, безусловно, дает представление о сюжете фильма.

Собранная коллекция либретто в первую очередь представляет ценность как источник сведений об утраченных фильмах (lost films): из всего дореволюционного кинонаследия сохранилось не более 15 %. К сожалению, не ко всем утраченным фильмам можно найти либретто, однако база покрывает значительную часть русских lost films. Либретто к сохранившимся фильмам также представляют научный интерес. Оказалось, что далеко не все они воспроизведены в справочнике «Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России 1908—1918» (М.: НЛО, 2002), в котором собраны важнейшие материалы по сохранившимся фильмам. Так, например, в ходе исследования были отмечены отсутствующие в «Великом Кинемо…» либретто к сохранившимся фильмам «Мазепа» (1909) и «Пан Твардовский» (1917). Эти и другие вновь найденные тексты могут быть использованы как материал для реконструкции соответствующих фильмов.

 

Киносценарии 1913-1917

https://hum.hse.ru/filmprose/scenarios


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.