• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Заметка 3. Военные комедии

Александр Анисимов

С началом Первой мировой фильмы на военную тему естественным образом обрели особую популярность. И хотя среди этого круга кинокартин преобладали драмы, снимались также комедии и иные фильмы, направленные прежде всего на поддержание боевого духа солдат.

Один из первых подобных фильмов – «Рождество в окопах» (1914), снятый режиссёром Я. Протазановым и выпущенный в «Русской золотой серией». Согласно фильмографии Вен. Вишневского, картина была «поставлена специально для солдат русской армии, находящихся на передовых позициях». В ней нет изображения военных действий, но показано празднование Рождества солдатами на фронте – как к ним привозят подарки, как приезжают гости, как солдаты вспоминают о своей обычной жизни. Этот фильм сохранился и доступен в сети: http://www.youtube.com/watch?v=BlWrdMMg2Wk.

«Наполеон наизнанку»

В очень необычном фильме «Наполеон наизнанку» (1914) производства А. Дранкова общество середины 1910-х гг. изображается как большой зоопарк: роли в этом фильме разыграны дрессированными животными. 

Либретто:

Тихо и спокойно протекает жизнь в небольшом пограничном немецком городке. Мирные жители занимаются каждый своим делом: два компаньона – пивные заводчики-немцы (надутые индюки) не могут поделить между собой барышей, спорят и, наконец, вступают в драку; флиртуют влюбленные (лижущиеся собаки): устраивает жена сцену ревности своему мужу (обезьяны): спорят о политике и кончают спор дракой молодые немецкие студенты (коты), а над всем этим светит яркое летнее солнце и громадным необъятным куполом раскинулось голубое небо. Все тихо, безоблачно. Но вдруг… где-то далеко собираются тучи – маленький «Наполеон наизнанку», задумавший повторить собою Великого Наполеона и покорить – ни много, ни мало! –весь мир, обсуждает со своими приближенными план войны и старается вызвать в своем добром немецком народе (утки, гуси, собаки, свиньи) воинственное настроение. Благодаря его интригам европейские дипломаты (лисицы), старавшиеся уверить друг друга в самых мирных намерениях, начинают огрызаться и угрожающе ворчать. Их ворчанье находит отзвук и в других странах – в Турции разгорается борьба партий (собаки) и постепенно от способов парламентарных переходит к способам примитивным, домашним, и заканчвается дракой. Воинственное настроение, вызванное «Наполеоном наизнанку», создает ряд недоразумений в маленьком пограничном городке. Молодые представители немецкого воинства (поросята) начинают держать себя вызывающе с местными жителями – на глазах у всех бесцеремонно заглядывают в щель женской купальни и проч. Местный житель (обезьяна), возмущенный их поступками, везет их кататься в лодке и топит в наказание за их наглость. Специально командированный «Наполеоном наизнанку» немецкий профессор (обезьяна) производит осмотр картинной галереи и уничтожает драгоценные произведения искусства на том основании, что немецкому гению «чужое» искусство не нужно. Но вот город уже осажден неприятелем. Жители (различные птицы и животные) взволнованы. Посылают к неприятелю парламентера (пуделя), но тем временем в город проник неприятельский шпион (лисица) и поджог город. Пожарные спешат тушить пожар. Жители спешно покидают город. Стрелочник (обезьяна) дает дорогу поезду, наполненную отъезжающими жителями. На мосту поезд сталкивается с неприятельским поездом. Происходит крушение. На месте крушения обломки поезда и тела погибших… А где-то далеко в это время германский генеральный штаб (стадо свиней) в раздумьи ждет вестей о победе, но вместо того вскоре слышит, как торжествующий галльский петух возвещает окончательное уничтожение немецкого бронированного кулака и зарю вечного мира народов.

Новые ленты // Сине-Фоно. 1914. № 4—5. С. 58—59.

Серия фильмов про «Вову»

Однако самые знаменитые военные комедии – это серия фильмов про «Вову», студента из аристократической семьи, который отправился на войну, – «Вова приспособился» (1916), «Вова на войне» (1916), «Вова в отпуску» (1916). Есть данные и о четвертой картине серии, которая так и не была выпущена, – фильме «Вова-революционер» (1917). Источником этой серии стала пьеса Е.А. Мировича, имевшая большой успех, на что указывают, в частности, рецензенты журналов «Проэктор» и «Обозрение театров». 

Либретто первого фильма про Вову – «Вова приспособился»:

Фарс А. Мировича [Так в тексте; имеется в виду Е.А. Мирович. А. С.]. В роли – Вовы – артист театра Сабурова, А. Н. Вернер. Весело проводил время студент-белоподкладочник Вова, барон фон Штрик, и, казалось, ничто не могло нарушить безмятежного бытия легкомысленного юноши. Но вот состоялся призыв студентов – и Вова справляет с друзьями последнюю вечеринку. Юноша не пошел в какое-нибудь привилегированное учебное заведение, не захотел прибегать к протекциям – он решил “приспособляться” к условиям ратной жизни и быть простым солдатом. И из студента-белоподкладочника Вова быстро превратился в забавного солдата, который смешил товарищей и начальство своим искренним желанием “приспособиться”, немало огорчая тем свою мать, великосветскую барыню.

Новые ленты // Сине-Фоно. 1916. № 9-10. С. 104. 

По мнению многих рецензентов, кинокартина проигрывала пьесе. Газета «Обозрение театров» отмечала затянутость фильма: «На экране придуманы сцены, о которых в пьесе только говорится, и вот эти-то разъясняющие подробности вредят общему впечатлению и разжижают действительный юмор» (Обозрение театров. 1916. № 3119. 2 июня). Рецензент журнала «Проэктор» писал о слишком карикатурной игре А. Вернера, «изображающего Вову скорее каким-то бесшабашным кутилой, чем великосветским маменькиным сынком, изнеженным и гонорным, согласно замыслу пьесы» (Проэктор. 1916. № 6. С. 12). Однако критики «Театральной газеты» считали иначе: «Весёлый фарс, пожалуй, даже выиграл на экране: Вова показан в различных обстановках и положениях, чего не допускали узкие пределы маленькой двухактной комедии» (Театральная газета. 1916. № 11. С. 17). Экранный Вова понравился публике: фильмы о нем выходили один за другим, есть данные еще об одной картине – «Вова-революционер». Вернер в мемуарах комментировал популярность фильма так: «Удивительно, что комедия эта, зло высмеивающая всех этих гнилых аристократов, их показной рахитичный “патриотизм”, неизменно вызывала громкий и искренний смех тех же самых графов и баронов, которые, видимо, не хотели признаться, что они так ничтожны и отвратительны. Пьеса эта была даже показана при царском дворе и снискала одобрение в «высших сферах», скоро у него появились продолжения» (ГЦМК. Ф. 3. Оп. 2. Ед. хр. 30. Л. 8). 
Образ Вовы оставался в культуре и в 1920-е гг. Комментаторы к Полному тринадцатитомному собранию сочинений В.В. Маяковского И.С. Эвентов и Ю.Л. Прокушев указывают на то, что он нашел отражение в поэме «Владимир Ильич Ленин» (1924): 

Империализм

 во всем оголении —

живот наружу,

  с вставными зубами,

и море крови

ему по колени —

сжирает страны,

     вздымая штыками.

Вокруг него

его подхалимы —

патриоты —

приспособились Вовы —

пишут,

руки предавшие вымыв:

— Рабочий,

дерись

до последней крови! 


Маяковский В. В. Владимир Ильич Ленин // Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 6. М.: ГИХЛ., 1957. С. 271.

 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.