• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Юрий Любимов готов к юбилею досрочно. Статья Романа Должанского

«Коммерсантъ», 14 сентября 2002 г.

«Фауст» закроет ретроспективу к его 85-летию

Театр на Таганке открыл сезон предпремьерным показом спектакля «Фауст». Собственно премьера состоится 30 сентября, когда художественный руководитель театра Юрий Любимов будет отмечать свое 85-летие. Премьере будет предшествовать юбилейная неделя из сохраненных в репертуаре лучших спектаклей великого режиссера. Рассказывает Роман Должанский.

Как известно, до того как заняться режиссурой, Юрий Любимов успел стать знаменитым актером. Десятилетия, проведенные за режиссерским столиком, не вытравили у него инстинкт лицедея. Поэтому он не прячется от публики, как иные режиссеры. Напротив — сидя в зале и подавая знаки актерам, Юрий Любимов оттягивает на себя часть внимания зрителей, становится неотъемлемой частью театрального зрелища. Кстати, ему очень идет абсолютная власть, которой сегодня он обладает в прославленном благодаря ему на весь мир Московском театре на Таганке и с полноправным чувством которой он жестами и лучом фонарика «дирижирует» спектаклем из кресла.

«Мы уже очень старый театр, нам почти 40 лет, и мы надеемся, что вы простите нам наши недостатки», — говорит режиссер зрителям, предваряя генеральную репетицию, но в этом признании заключена изрядная доля рисовки, потому что половина актеров, занятых в спектакле, неприлично молоды. Это студенты мастерской РАТИ, которой руководит режиссер. Они уже совершенно освоились на прославленной сцене, отлично степуют и хорошо улавливают любимовский театральный ритм. «А главное, гоните действий ход, живей, за эпизодом эпизод», — говорит во вступлении к «Фаусту» Директор театра, слова эти вынесены в эпиграф к спектаклю и не напрасно несколько раз повторены со сцены. Готовый к премьере новый таганковский спектакль — вихрь энергичных эпизодов, подгоняющих друг друга, подчас бегущих впереди мысли и не скрепленных намертво отчетливой сквозной идеей. Самая длинная из знаменитых пьес мирового репертуара уместилась у Любимова в 100 минут коллажа.

Как и многие последние спектакли Таганки, этот «Фауст» не столько интерпретирует автора и текст, сколько говорит о природе театральной материи и законах конструкции спектакля. Любопытно, что главная деталь оформления Бориса Мессерера — щит с классическим рисунком Леонардо, фиксирующим идеальные пропорции человеческого тела. Ведь спектакли Юрия Любимова последних лет вновь и вновь фиксируют выверенные режиссером пропорции отдельных составляющих сценического действия. И в «Фаусте» на фоне этой демонстрации театрального мастерства проступает не столько высокая философия Гете, сколько финальная житейская мудрость о ценности каждого мгновения жизни. Очевидно, такой акцент слышится еще и потому, что поставлен спектакль активно действующим постановщиком, готовящимся через две недели отметить свое 85-летие.

Очевидно, ген долгожительства режиссеру удалось передать многим своим творениям. Юбилейная любимовская неделя откроется 23 сентября легендарной постановкой «Доброго человека из Сезуана», с которой начинался театр. Будут показаны легендарные спектакли советского периода Таганки: «Мастер и Маргарита» и «Владимир Высоцкий», первый из которых был, наверное, самым дефицитным зрелищем застойной Москвы. Затем, вплоть до дня юбилея, будут играть работы последнего любимовского периода. Таким образом, перед зрителем откроется то, что, вообще говоря, противоречит самой природе сценического искусства, — живая ретроспектива почти 40-летней театральной истории. Впрочем, и сама Таганка — один из важнейших живых мифов русской культуры, так что нарушениям обычной логики здесь удивляться не следует.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.