• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Николай Робертович Эрдман

(1900 — 1970) — драматург, киносценарист,

принимал активное творческое участие в создании и становлении будущего Театра на Таганке, в который превратился Московский драматический театр драмы и комедии. Был соавтором Юрия Любимова при создании сценической композиции по роману «Герой нашего времени», написал интермедии к спектаклю «Пугачев».
Литературой Николай Эрдман начал заниматься в 1920 году, тогда же вошел в группу имажинистов, писал стихи и тексты для артистических кабаре, работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В.З. Массом. Был автором интермедии к знаменитому спектаклю «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского, поставленного в Театре им. Евг. Вахтангова (1924). Тогда же Николай Эрдман написал свою первую пьесу — «Мандат» (1924). Через год она была поставлена в Театре им. Вс. Мейерхольда, а затем в Ленинградском академическом театре драмы и во многих городах СССР; в 1927 году — в Берлине. Вторая пьеса — «Самоубийца» — была написана в 1928 году. Однако ее судьба была уже другой. Вс. Мейерхольд, собиравшийся ее поставить, не получил разрешения Главреперткома. В декабре 1931 года «Самоубийцу» начали репетировать во МХАТе, но спектакль так и не был выпущен; в мае 1932 года к репетициям «Самоубийцы» снова приступил Мейерхольд в ГосТиМе, но и его спектакль был запрещен на стадии генеральной репетиции. Поставлена пьеса была только в 1982 году в Театре Сатиры Валентином Плучеком, однако и этот спектакль вскоре был запрещён и возобновлен в 1986 году.
С 1927 года Николай Эрдман работал также и в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Веселые ребята», однако во время съемок комедии в Гаграх, в 1933 году, Эрдман и Масс были арестованы. Поводом для этого стали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих сценаристов из титров фильма были удалены. Николай Эрдман был сослан на 3 года в город Енисейск, откуда в 1934 году был переведён в Томск. После освобождения жил в Калинине (Тверь), Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.
После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат»; пьес больше он не писал, но продолжал работать в кино, например, стал одним из авторов сценария нового фильма Г. Александрова — «Волга-Волга»».
С осени 1941 года Николай Эрдман был принят на работу в Ансамбль песни и пляски НКВД, где служил тогда и отозванный с линии военных действий Юрий Любимов. Впрочем, знакомство с Любимовым-актером у Эрдмана произошло существенно раньше: драматург писал интермедии к спектаклю Театра им. Евг. Вахтангова «Два веронца» по комедии Шекспира, в которм Юрий Любимов играл.
После войны Эрдман писал сценарии к фильмам,  сотрудничал c Михаилом Вольпиным, впоследствии также близким человеком Театру на Таганке.
Вместе они создали русский текст оперетты Штрауса «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (включая знаменитую сцену «про собаку Эмму»), писал либретто оперетты «Нищий студент» Карла Миллёкера, создавал либретто балетов, интермедии к разным спектаклям (в том числе Театра на Таганке), писал скетчи для цирковых представлений и др.


ПРЕССА

Юрий Любимов о Николае Эрдмане // ЮРИЙ ЛЮБИМОВ. РАССКАЗЫ СТАРОГО ТРЕПАЧА. М.: НОВОСТИ, 2001

Элла Михалева. Николай Робертович Эрдман // «Вагант», 2002, № 1-3


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.