«Баллада о человеке». Рецензия Д. Кладо на спектакль «Иркутская история»
«Московский комсомолец», 18 марта 1960
— В «Иркутской истории» я хотел рассказать о любви, которая преображает человека, — говорит А. Н. Арбузов о своей пьесе.
И вот уже больше года не смолкают овации вахтанговцам, поставившим этот спектакль.
Сюжет его очень прост. Большая, настоящая любовь пришла к Валентине, кассирше из продмага. «Валькой-дешёвкой» звали её вокруг за то, что подражала Кармен, за то, что была легкомысленной и меняла ухажёров, как перчатки, за то, что кривлялась и недодавала сдачу… И только Сергей увидел, что за внешней наигранностью прячется душевный, хороший и очень одинокий человек. Так Валя обрела счастье. И неожиданная, тяжёлая утрата любимого человека не сломила её. В ней шла борьба между старой и новой Валей, но победила последняя.
«Вот какая история произошла на реке Ангаре, недалеко от Иркутска».
История простая и поэтическая, красивая и удивительно правдивая. Правдивая потому, что нет в ней исключительных событий и исключительных людей.
И тем не менее, «Иркутская история», выдвинутая сейчас на соискание Ленинской премии, является лучшим произведением современности как в литературе, так и в театральном искусстве. В ней нет так называемого «производственного плана» и героических подвигов. Тема труда и нового общества живой нитью вплетается в спектакль и становится неотъемлемой частью.
«Нужно, чтобы дело человека было чуточку лучше, чем он сам», — говорит Сергей в пьесе. И в этом великая правда. Сергей в превосходном исполнении М. Ульянова удивительно лёгкий, лиричный, принципиально твёрдый человек.
Но почему не кажется он зрителям необыкновенным и особенным? Слова его о коммунизме идут от самого сердца и произносятся просто, как будто разговор идёт о самом обычном и ясном для всех. Может быть, за это и полюбила его Валя?
Удивительно тонко передала характер Вали заслуженная артистка РСФСР Ю. Борисова, для которой и была написана эта роль. Трудная Валька, дерзкая. Валька, ласковая Валя, хорошая Валюшка — вот образ героини.
Нельзя не сказать об артисте Н. Плотникове, исполняющем роль Сердюка. Когда на сцене Сердюк, всё внимание устремлено на него, так нас захватывает игра Н. Плотникова. Сердюк выступает в роли старшего товарища, воспитателя и имеет огромное значение для раскрытия характеров героев.
Сложный и противоречивый образ Виктора создал на сцене Ю. Любимов.
Этим актёрам аплодировали не только советские зрители. В Польше, в Болгарии, в Румынии пресса восторженно отзывалась о спектакле: «Русские показали замечательный спектакль, который учит жить и присматриваться к людям».
Почти все центральные газеты этих стран и Советского Союза писали о нём. И это понятно. Ведь спектакль должен прославить неисчерпаемые богатства внутреннего мира советского человека, его духовную красоту. «А как удалось это, — сказал в одном из своих выступлений постановщик Е. Симонов, — судить зрителям».
Завтра автозаводцы смогут посмотреть этот спектакль и высказать свои мысли о нём на обсуждении, которое состоится после просмотра в театре имени Вахтангова.
Д.Кладо.
У НАС — ВЕСНА
— Март. Начало весны. Хочется петь, работать, творить! Хочется показать на сцене как можно глубже и интереснее нашу современницу, такой мужественной, жертвенной и смелой, какой она была в дни Великой Отечественной войны, и такой жизнерадостной, скромной и мудрой, какая она сейчас, в наши дни.
Мне бесконечно дорога роль Вали в «Иркутской истории» А. Арбузова, поставленной в театре имени Евг. Вахтангова. Это образ нашей современницы. С нетерпением жду новых ролей от наших драматургов.
Юлия Борисова,
заслуженная артистка РСФСР
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.