• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Сайлер. Что такое катарсис?

«Это, наверное, и есть катарсис»

Марина Давыдова «Литературная газета»

Историю Раскольникова рассказывали многие режиссёры. Они делали интересные акценты, по-разному смотрели на суть внутреннего конфликта Родиона Романовича. Но что, если мы обратим внимание не на сильную личность с наполеоновскими замашками, а на человека, который признал себя «дрожащей тварью», который не стремится изменить мир, а лишь просит о милосердии? Тогда мы получим постановку «К.И. ИЗ "ПРЕСТУПЛЕНИЯ"» Камы Гинкаса. Спектакль-долгожитель. И по прошествии полутора часов мы понимаем, почему…

Действие спектакля начинается в фойе. Зрителей встречает взволнованная женщина. Она мечется из стороны в сторону, выбегает из помещения, хлопая дверью, падает на пол, встает, что приводи наблюдающих в недоумение. Героиня играет на скрипке, поет, разговаривает со зрителями на нескольких языках, чтобы показать, что она воспитывалась как благородная девица. Вот только помнит она самые примитивные фразы (например, sit down please), а от былого благородства остались только воспоминания. Все эти действия создают комический эффект, зрители начинают смеяться над городской сумасшедшей, забыв, что перед ними та самая Катерина Ивановна, у которой недавно умер муж. 

Все присутствующие оказываются приглашенными на поминки Мармеладова (а может быть на исповедь самой К.И?). Зрители здесь - не просто наблюдатели, они полноценные участники, которым героиня задает вопросы и, смотря прямо в глаза, ждет ответы. Некоторым Катерина Ивановна сама назначает роли - кого-то делает Раскольниковым, кого-то хозяйкой квартиры Амалией Людвиговной. Создается впечатление, что она боится остаться одна, все время ждет и ищет кого-то. Ей необходима поддержка, помощь, поэтому Катерина Ивановна постоянно спрашивает про приход Петра Петровича, Сони, Родиона. Мотив одиночества проходит красной линией через весь спектакль.

Спустя полчаса после начала Катерина Ивановна приглашает гостей в квартиру, и с этого момента зрителям будет уже не до смеха. Скрипка, на которой играет Катерина Петровна, становится своего рода символом ее души, а может быть даже и всей жизни. Этот изначально благородный и утонченный, как и сама героиня когда-то, инструмент звучит теперь фальшиво, местами грубо. Водка на столе тоже становится символом несчастной жизни бедной женщины. Даже будучи причиной, по которой умер Мармеладов и страдают дети, водка все-равно стоит на столе.

В душе Катерины Ивановны все перемешалось: в ней все еще теплится надежда, она мечтает о собственном пансионате для благородных девиц, хочет научить дочку говорить по-французски, но в ее криках чувствуется ненависть, злоба, отчаяние. Катерина Петровна трясет своих детей, швыряет из стороны в сторону, раздевает, чтобы они вызывали больше жалости. Это действия отчаявшейся женщины, обиженной на весь мир.

Но несмотря на разъедающие изнутри чувства, внутри героини до самого финала чувствовалась любовь к детям, которая заставляла её жить. В финальной сцене женщина уже не может держать свое тело, она падает на пол, но именно дочь Поленька несколько раз поднимает ее. Эти действия становятся аллегорией на смысл жизни Катерины Ивановны - она до сих не упала только потому, что ее держали дети. Но как только детей уводят со сцены, мы видим кульминацию - агонию женщины, которая вспоминает прожитую жизнь и выкрикивает строчки из стихотворения «Сон» Михаила Лермонтова. Это произведение поэт написал за несколько месяцев до гибели, поэтому в нем читается мотив предчувствия собственной смерти. Выкрикивая эти строчки, героиня показывает, что тоже чувствует приближающуюся кончину. В такие минуты ей не нужен священник, она знает, что на ней нет греха и Бог ее примет. Не случайно в названии нету слова «наказание», потому что в случае Катерины Ивановны оно не требуется, уж слишком много она страдала. Заключительная сцена - появление белой лестницы, которая ведет прямо к небесам. Героиня поднимается наверх в небо, стучит в потолок и умоляет впустить ее. Женщина, которая в самом начале вызывала непонимание, и даже некоторое раздражение своими криками и беготней по комнатам, теперь вызывает жалость, ком в горле и острое чувство вины за то, что не понял ее с самого начала. Наверное, это и есть катарсис.

НИУ ВШЭ, Майнор «Театр с нуля» (для студентов 2 курса). Преп. Елена Леенсон

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.