Ада Шмерлинг. Порядок мыслей и их цвета
Юрий Любимов поставил спектакль-посвящение Чехову
Театр на Таганке начал серию предпремьерных показов нового театрального сочинения Юрия Любимова — спектакля, посвященного Чехову. Патриарх отечественной режиссуры к 150-летнему юбилею классика, конечно, сильно опоздал, но сделал это, видимо, нарочно.
Литературную основу совсем непраздничного спектакля составляют рассказы раннего Чехова, повесть «Степь», фрагменты поэмы Байрона «Каин». Сам Чехов выступает в спектакле в равной мере и как автор, и как персонаж. Худой, сутулый, сдержанно покашливающий интеллигент в пенсне, котелке, галошах, который отправляется на Сахалин, чтобы лучше узнать и понять свою родину.
Название спектакля Любимов позаимствовал у одноименных мемуаров Федора Шаляпина, сделав его, как и ряд других современников Чехова, героем своей бессюжетной фантазии. Появляется среди них и тень Мейерхольда, и призрак Сталина. Для истории про Чехова фигура последнего формально явно не ко времени, однако в любимовском спектакле причинно-следственные связи и ассоциативные ряды построены вовсе не на хронологии жизни писателя.
В авторском предисловии к шаляпинcкой «Маске и душе» великий русский певец признался, что причиной для выхода книги была потребность привести в порядок мысли о своей родине: «Мысли разнообразные и беспорядочные, в разные цвета окрашенные. От иных плохо спится, от иных гордостью зажигаются глаза и радостно бьется сердце. А есть и такие, от которых хочется петь и плакать в одно и то же время. Бешеная, несуразная, но чудная родина моя!» Новый спектакль Любимова вызывает как раз такие мысли и страстное желание привести их в порядок.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.