• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Л. Вильчек. «Под жарким солнцем любви»

«Работница», №10, 1975 г.

Недавно западноевропейская пресса много и подробно писала о том, что советский режиссер, художественный руководитель Московского театра на Таганке Ю.П. Любимов поставил в миланскм театре «Ла Скала» оперу, посвященную Международному году женщины. Рецензируя спектакль, газеты подчеркивали, что «личность Любимова, личность Луиджи Ноно (композитора), тема самого спектакля – все это вызвало в Милане большое волнение» …

Почему же вокруг оперы с названием «Под жарким солнцем любви» разгорелись такие страсти? Что это за спектакль? С этими вопросами мы обратились к Юрию Петровичу Любимову.

– Не буду пересказывать сюжет, это невозможно, – сказал Любимов. – Я просто назову круг проблем и скажу, какой период охватывает либретто оперы. Основные вехи – это события Парижской коммуны, революционное движение 1905 года в Турине против нацизма, которое было поддержано другими городами. Турин – это было пробуждение национальной гордости, национального самосознания, поэтому сейчас для итальянцев память о туринском восстании – святыня национальная. И еще одно событие вошло в либретто – кубинская революция. Таким образом, была сделана попытка показать широкую, более чем вековую панораму освободительного и революционного движений.

Во всех эпизодах главные действующие лица женщины – учительница Луиза Мишель, сражавшаяся на баррикадах Коммуны, Ниловна – героиня романа Горького «Мать», партизанка Таня, подруга кубинского революционера Че Гевары. Мужественный и трагический образ Матери стал в спектакле символом пробуждающегося самосознания народа. А женщины Испании, Кубы, Вьетнама – это наследницы и продолжательницы дела русской героини. Их образы – как бы различные интерпретации единой темы спектакля: женщина и революция.

Юрий Петрович рассказывает и о создателях спектакля:

– Музыку оперы написал Луиджи Ноно, член Коммунистической партии Италии и один из крупнейших композиторов-авангардистов мира. Дирижировал оперой Клаудио Аббадо, зрелый музыкант с феноменальной музыкальной памятью, блестящим знанием партитур и классических и современных опер.

Что касается атмосферы вокруг спектакля, то она действительно была напряженной. Христианские демократы требовали запрещенные оперы. Отстоять спектакль нам помогла Коммунистическая партия Италии и многие простые люди. Крупнейшие профсоюзы Италии заявили, что они объявят забастовку в случае запрещения оперы.

Понимая, что они не в силах воспрепятствовать появлению спектакля, христианские демократы сделали еще одну попытку: они обратились к владельцам абонементов в «Ла Скала», – а это обычно состоятельные, даже богатые люди, – с призывом бойкотировать оперу из-за ее революционного содержания. И тогда для наших спектаклей было выбрано помещение театра «Лирико», а не «Ла Скала». Таким образом, нашу оперу смог посмотреть демократический зритель. Газеты сообщили о том, что на спектаклях было много рабочих и студентов.

Однако опера не только рассказывала о революции. Критики отмечали, что она сама была новаторским, революционным явлением в искусстве современной Италии. Драматургия спектакля, канву которого составили исторические события, вобрала в себя такие необычные для оперного либретто тексты, как отрывки из произведений Маркса, Ленина, высказывания Луизы Мишель, Ф, Кастро, Че Гевары, художественные фрагменты из горького, Брехта, стихи французского поэта Рембо. Строчка «Под жарким солнцем любви» из революционного цикла стихов Рембо и дала название спектаклю.

Опера имела громадный успех. Многие газеты с восторгом писали о спектакле и о его создателях Ноно и Любимове, отмечая «прекрасное единство между музыкой, постановкой и историческими фактами». Спектаклей было сыграно больше, чем принято в «Ла Скала», опера включена в гастрольный репертуар театра. На спектакль приехали любители оперы, театральные деятели из разных стран. Ю. П. Любимова пригласили поставить оперу и в Нюрнберге.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.