• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар "Феминистская философия языка: теория речевых актов и проблемы этики"

12 февраля участники проектной группы провели научный семинар, посвященный этическим стороным феминистских подходов к теории речевых актов.

Семинар открыл доклад Надежды Лебедевой "Феминистская философия языка: теория речевых актов и проблемы этики", за которым последовала дискуссия. 

Аннотация доклада:

В докладе была предложена концептуальная рамка теории речевых актов, которая активно разрабатывается в рамках феминистской философии языка и используется для анализа в том числе внеязыковых феноменов, таких как порнография, расизм, отношения власти. На основании текстов Дж. Л. Остина, Д. Льюиса и Р. Лэнгтон автор выделяет следующий концептуальный аппарат: агенты коммуникации, иллокутивная сила (illocutionary force), успешность речевого акта (felicity), аккомодация пресуппозиции / иллокутивная аккомодация, усвоение (uptake), эпистемические / практические полномочия (authority). Согласно этой концепции, иллокутивная сила высказывания зависит от акта «усвоения», который совершает собеседник, при этом успешность речевого акта становится возможной благодаря двум типам аккомодации: аккомодации пресуппозиции и иллокутивной аккомодации, меняющей реальность, в том числе, границы этически допустимого. Аккомодация может создавать новые социальные нормы, однако у всех агентов коммуникации есть возможность «блокировать» те речевые акты, с которым они не согласны, не совершая усвоения и отказываясь аккомодировать пресуппозиции.

Если следовать этой теории, можно предположить, что важной социальной проблемой является неравное распределение иллокутивной силы, поскольку из-за отсутствия полномочий (authority) некоторые агенты не имеют возможности осуществлять речевые акты и оказывать влияние на реальность речью, то есть «замалчиваются» (are silenced). Справедливой же можно считать такую среду, которой свойственно равное распределение возможностей совершать речевые акты, имеющие иллокутивую силу, благодаря чему агенты могут с помощью речи формировать справедливые для себя формы жизни (что схоже с идеей публичной сферы Юргена Хабермаса).

К обсуждению на семинаре были предложены следующие проблемы: определение границ понятия «речевой акт», достоверность обнаруживаемых при анализе пресуппозиций и потенциальная необходимость регулировать публичную сферу, основанная на механизмах выявления речевых актов, лишающих полномочий других агентов коммуникации.