• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интертекстуальность в русской поэзии: исследуя социальную сеть поэтов

Студенческий проект “Digital Studies of Intertextuality in Russian Poetry” исследует аллюзии и реминисценции русских поэтов школьного канона, чтобы показать, как отсылки помогают читателю по-новому взглянуть на знакомых поэтов. Участницы проекта рассказали, зачем нужна унификация литературного комментария и как визуализация помогает работать с аллюзиями

Главная страница сайта

Главная страница сайта
Такташева Екатерина Вадимовна
1. Как появилась идея проекта?

Все началось с группового проекта для минора “Цифровые методы в гуманитарных науках”. Мы решили построить “социальную сеть” русских поэтов, систематизируя аллюзии и реминисценции из их текстов. На уроках литературы в школе интертекстуальному анализу стихотворений уделяется мало внимания, к тому же мало кто заглядывает в комментарии к академическому собранию сочинений. Однако понятая отсылка на другий художественный текст нередко становится ключом к смыслу стихотворения или открывает читателю круг чтения поэта, подражание литературным традициям и их переосмысление.


2. Почему важно заниматься комментариями? 

Поэтические тексты наиболее сложны для читательского восприятия из-за предельной образности и особенностей стихосложения. Негативное отношение к поэзии зачастую связано с непониманием контекста, играющего решающую роль в интерпретации. Существуют разные виды комментариев, каждый из которых направлен на раскрытие разных уровней текста: реальный, историко-филологический, текстологический, словарный. Однако наиболее любопытные, на наш взгляд, выявленные интертекстуальные связи обычно представляется в комментариях довольно хаотично. Для упрощения работы с бессчетным количеством наблюдений, сделанных исследователями-комментаторами, мы решили создать антологию аллюзий и реминисценций ключевых авторов русской поэзии.


3. Зачем нужно переводить комментарии в TEI? 

TEI - это международный формат разметки на основе XML, созданный специально для кодирования текстов. Универсальность кода позволяет исследователям из разных стран собирать и использовать множество коллекций, в которых упорядочено огромное количество информации. Разметка TEI позволяет отмечать в тексте выходные данные, сведения об авторе, упоминаемых в тексте людей, географические месте и многое другое. Кроме того, разметка TEI может не только использоваться повторно для воспроизведения результатов проекта, но и редактироваться в рамках расширения исследования.



4. Как проходит работа над проектом?

Для цифрового исследования интертекстуальности мы отобрали 23 канонических русских поэтов, стихи которых в собраниях сочинений сопровождаются объемным историко-филологическим комментарием. Большинство авторов входят в состав школьной программы по литературе - такой выбор был сделан, чтобы сайт был полезен и интересен широкому кругу пользователей. Основная проблема в работе над проектом заключается в том, что литературный комментарий не был формализован. В комментариях название стихотворения может быть заменено порядковым номером из сборника. Иногда комментарии могут содержать информацию о первых редакциях текста, а порой - только сведения о первой публикации. Аллюзии и реминисценции, ставшие материалом нашего проекта, описываются бесконечным количеством способов. Сейчас наша работа упрощена тем, что стихотворения и комментарии мы достаем при помощи краулера с сайта электронной библиотеки, затем мы переводим их в формат TEI (в дальнейшей работе над проектом нам, возможно, придется работать с pdf-версиями собраний сочинений). Затем полученная разметка вычитывается нами “вручную”: например, мы проверяем, было ли размечено имя, на которое ссылался автор, или имя исследователя стихотворения. Финальным этапом является создание на материале тегов из TEI визуализации, размещаемой на сайте, мы составляется файл.


5. Зачем нужна визуализация?

Анализ большого корпуса данных требует специальных навыков и умения мыслить абстрактно, визуализация же превращает набор чисел в понятную картинку: так, каждый может сравнить высоту столбиков диаграммы или величину кусочков pie-chart. В случае с аллюзиями и реминисценциями графы значительно упрощают анализ “поэтической коммуникации”, помогает оценить степень литературных влияний и выявить отдельные закономерности даже тем, кто не является специалистом в анализе данных или в русской поэзии.


6. Какой новый взгляд представляют данные? 

В нашем проекте мы рассматриваем канонических русских поэтов, чтобы вывести их восприятие за рамки школьных уроков по литературе. Корпус аллюзий и реминисценций, упорядоченный TEI-разметкой, позволит охватить взглядом основные литературные влияния и поэтические тенденции, которые могут расходиться с нашим привычными представлениями. Например, футурист Маяковский, известный эпатажным стремлением сбросить Пушкина “с корабля современности”,  часто использовал пушкинские строки и поэтические приемы в своих стихотворениях, считая своего предшественника достойным собеседником. Подобные наблюдения помогают читателю отказаться от однозначного восприятия литературной репутации русских поэтов.



7. На кого ориентирован ресурс? Кому он может помочь?

В первую очередь мы ориентируемся на филологов-исследователей и тех, кто увлечен Digital Humanities. Однако мы стремимся к тому, чтобы наш ресурс был полезен и понятен широкой аудитории. Для этого мы сопровождаем разметку краткими описаниями основных траекторий творчества каждого поэта. Будет здорово, если собранные нами данные в будущем будут использованы для исследований разного уровня - доклада на уроке литературы или же изучения интертекстуальных связей в рамках научной статьи.