• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Период Франкенштейна: о вызовах DH-образования

12 декабря в рамках DH-адвента состоялся круглый стол, на котором обсуждались вызовы и боли в области преподавания Digital Humanities. Участики онлайн-конференции обсудили дисциплины, которыми должен владеть цифровой гуманитарий, манеру и стиль преподавания, а также трудности, которые возникают у преподавателей и руководителей программ и как удается их решить. Высказались не только преподаватели, но и студенты.

Модератор:

Антонина Пучковская, академический руководитель международной магистерской программы «Data, Culture and Visualization/ Анализ культурных данных и визуализация» Университета ИТМО.

Участники:

  • Лада Зимина, магистрант 2 года программы «Data, culture and visualization» Университета ИТМО;
  • Артем Шеля, постдок Ягеллонского университета, преподаватель Digital Humanities в Тартуском Университете;
  • Даниил Скоринкин, академический руководитель магистерской  программы по цифровым гуманитарным исследованиям НИУ ВШЭ;
  • Динара Гагарина, декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ - Пермь, руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»;
  • Анастасия Хорошева,  преподаватель цифровой грамотности и Python на ФГН НИУ ВШЭ.

Секцию открыла Антонина Пучковская, академический руководитель международной магистерской программы «Data, Culture and Visualization/ Анализ культурных данных и визуализация» Университета ИТМО. «Для меня честь модерировать такую важную и сложную секцию. Наш Адвент в принципе про боли, мы говорим о них на каждой секции  и кулуарной встрече — это крайне важно, значит, нам не все равно, и мы все сделаем лучше и правильнее. Сегодня мы поговорим про боли с точки зрения образования и педагогического дизайна программ — ведь мы понимаем, что DH-программы экспериментальны. На секции про рынок труда мы говорили о том, кто его формирует, а на этой секции нам интересно, как нужных специалистов учить, какие навыки и в каком объеме преподавать. Сегодня мы попробуем выявить самые острые боли DH-образования и обсудить в терапевтическом ключе в духе Адвента».

Антонина выделила основные боли:


  • Магистратура ИТМО существует в сетевом формате: культурные институции предлагают кейсы, а университет старается с ними работать. Боль в этой ситуации — эффективно наладить человеческую коммуникацию. 
  • Формирование комьюнити. «Нужны форумы, в которые можно в любое время написать и получить подсказку — кажется, продуктов для этого много».
  • Рынок труда преподавателей DH — тех, кто может, например, преподавать Python для DH-проектов. «Я думала, что в ИТМО такой проблемы не будет — программистов здесь много. Они и правда помогают, но не в приложении к DH. Они прекрасно знают Python, но не занимались гуманитарными проектами».
  • Формирование пула специалистов. «Здесь я сразу вижу проблему: как будет отличаться каждая DH-магистратура, если этот пул будет узким?»
Антонина предложила участникам дискуссии  ответить на три основных вопроса: как преподавать DH? Какие образовательные практики работают, а что провалилось? Как объединить гуманитария и программиста в одной аудитории?

 
Никаких болей, кроме мигрени

Динара Гагарина взяла слово: «Я работаю в Пермской Вышке, декан социально-гуманитарного факультета. DH мы занимаемся давно, я — с 2004 года. У нас уже была магистратура по DH, я долго шла к дизайну программы, который есть сейчас. Изначально у меня математическое образование, в отличие от многих спикеров, и кандидатская степень по педагогике (она связана с Digital Humanities, хотя тогда мы еще не использовали это понятие). Получается, я пришла в DH из математики. Мне кажется, проблема самоопределения — как раз одна из болей Digital Humanities вообще, не только в образовании. У меня нет никаких болей кроме мигрени, DH не имеет к ней никакого отношения. Я позитивно и оптимистично смотрю на DH-образование и наши проблемы воспринимаю как вызовы, с которыми мы сталкиваемся, чтобы стать сильнее и своим собственным примером привлечь людей в DH».


Среди этих вызовов Динара выделяет: 

— сообщество. DH могут не понимать и не принимать и D, и H ученые. «Мы над этим много работаем — и я с командой, и, например, Даниил с изданием “Системный Блокъ”. Приходится о важности DH говорить и говорить».


— российская структура направлений подготовки плохо ложится на DH. «Мы делаем образовательные программы на базе истории, лингвистики, информатики — следовательно, есть список обязательных дисциплин. Но абитуриентов это не всегда  смущает».


—  методический вызов. «Пестрый состав участников групп — все в одном месте, все разного возраста и с разным бэкграундом. Это  ниразу не боль, а классный вызов, мы, преподаватели, на этих программах ощутимо растем».


— «DH очень широк, и наши студенты, например, работают в музеях. Должны ли мы преподавать музейное дело? Это очень объемная программа. Как составлять DH-программу сразу для всех, если нельзя сделать несколько профилей?»


— кадровый вызов. «Приходится приглашать на лекции специалистов и растить кадры». 



Успешных должны растить успешные


Даниил Скоринкин решил высказать спорный тезис: «Цель образования — помогать людям становиться успешными. Если принять эту точку зрения, схоластика не имеет никакого значения; эти обсуждения мало релевантны тому, что потом происходит в аудитории. Важно не это, а как создать у студентов оптимальный образовательный опыт, из которого они выйдут сильными и успешными. Это задача образования,как я ее вижу. Что мешает мне, как менеджеру образования в создании такого опыта?».

Даниил выделил три основных проблемы: 

— нехватка преподавательских кадров. «Успешных людей должны растить другие успешные люди, а они в академию не очень идут — особенно молодые и особенно в гуманитарную академию».

— рынок труда. «Его пока нет, по крайней мере, для Франкенштейна цифрового и гуманитарного. Студент, отучившийся на DH-программе может иметь преимущество при трудоустройстве, но Humanities в этой работе не будет. Сейчас я скажу, наверно, самую резкую вещь: многие гуманитарии считают, что общество недооценивает тот гуманитарный багаж, который они жертвенно несут. Я принадлежу к тем гуманитариям-ренегатам, которые считают что наоборот, переоценивает. Думать надо не о том, как сделать DH привлекательнее для бизнеса, а о том, как себя для общества актуализировать, чтобы спрос на нас был настоящим».

— особенно сильно заметное разнообразие студентов. «Существует большой разрыв в навыках программирования — это челлендж, который в условиях проблемы нехватки кадров становится совсем большой проблемой».


Артем Шеля, преподаватель Digital Humanities в Тартуском Университете: «Отчасти я солидаризируюсь с Даниилом, отчасти, наверное, нет. Все-таки университет позволяет нам немного отделяться от общества и преследовать свои безумные интересы просто потому, что они нам интересны. Это делает университет университетом. Иногда наша связь с обществом и успешностью выстреливает, иногда она не должна выстреливать — как написали в чате, иногда мы изучаем летучих мышей и это имеет значение». 

Артем выделил проблему институционализации DH. «Я долго преподавал Introduction to Digital Humanities, в этом курсе было все: от того, что такое цифровой проект до разметки и стилометрии. У студентов, которым это было интересно, возникал постоянный конфликт с их домашними институтами: методы были непонятны на их кафедрах, работы было некому рецензировать. Революционность DH, о которой все говорят, сильно переоценена — мы ушли на периферию гуманитарных наук. Все это, как мне кажется, создает параноидальную ситуацию для нас и студентов».


Еще одна проблема — необходимость реализовывать DH-программу на базе другой гуманитарной программы. В Тартуском Университете DH преподается на базе эстонской лингвистики.

«Мы создаем такое пространство неопределенности и приумножаем эту неопределенность постоянно».

 

Период Франкенштейна


Анастасия Хорошева  — компьютерный лингвист, преподает Python и машинное обучение и лингвистам и цифровым гуманитариям, делает образовательный проект для московского DH-центра. «Я пришла в DH, ведомая  проблемой самоидентификации, но позже поняла, что это вообще не проблема, по крайней мере для меня. В DH-образовании мне нравится подход восприятия болей как вызовов, которых не стоит бояться. И вообще мне нравится вся деятельность в образовании, которая разрушает эту дихотомию физиков и лириков. Я задаюсь вопросом: нужно и актуально ли это разделение сейчас?»


Анастасия выделила следующие челленджи в DH-образовании:

— нехватка кадров. «DH — это некоторый переходный период в российской академии, новая вещь, и, как сказал Даниил, у нее сейчас период Франкенштейна. Это нормально для периода развития. Кадры вырастут — лет через 5 у нас будет пул преподавателей». 


— востребованность навыков. «Есть две задачи: преподать скиллы (например, кодинг)  и  создать условия, в которых люди будут пользоваться этими скиллами. Мало того, чтобы историки научились кодить, важно, чтобы они продолжали это делать».

Взгляд студентов

От лица студентов выступила Лада Зимина, студентка 2 курса магистратуры ИТМО и выделила такие боли:


— неопределенность. «Как студент, который еще и занимается образованием, я могу сказать, что действительно была некая неопределенность, когда я поступала на эту программу, и она до сих пор остается. Не совсем понятно, куда эта дорожка ведет, непонятно, например, будут ли мои компетенции интересны рынку вне академии. Наверно, поэтому я сразу же зацепилась за работу внутри институции».

— проблемы коммуникации. «Я заканчила бакалавриат по направлению “Музеология”, поэтому культурные институции мне очень понятны и близки сердцу. Мир ИТМО и  мир культурных институций — разные и отдельно существующие комьюнити, не всегда нас понимают. Думают, например, что мы сделаем им чат-бота или базу данных. Приходится убеждать, что мы тоже можем быть чем-то полезны» .


Также участники должны были выделить практики, которые сработали в их DH-программах. Почти единогласно удачей спикеры признали практический подход в DH — за эффективное совмещение D и H в некоторых проектах, возможность встроить студентов в исследовательскую жизнь университета и положить практику в портфолио.

Встреча продолжилась свободной дискуссией студентов и преподавателей об устройстве программы в рамках партнерской среды университета. Завершилась секция оптимистичным комментарием Дарьи Балуевой о том, что студенты с разными бэкграундами (которых так тяжело объединить в аудитории) в течение учебы взаимообогащают друг друга.

 Анастасия Хорошева — компьютерный лингвист, преподает Python и машинное обучение и лингвистам и цифровым гуманитариям, делает образовательный проект для московского DH-центра. «Я пришла в DH, ведомая  проблемой самоидентификации, но позже поняла, что это вообще не проблема, по крайней мере для меня. В DH-образовании мне нравится подход восприятия болей как вызовов, которых не стоит бояться. И вообще мне нравится вся деятельность в образовании, которая разрушает эту дихотомию физиков и лириков. Я задаюсь вопросом: нужно и актуально ли это разделение сейчас?»

Анастасия выделила следующие челленджи в DH-образовании:

— нехватка кадров. «DH — это некоторый переходный период в российской академии, новая вещь, и, как сказал Даниил, у нее сейчас период Франкенштейна. Это нормально для периода развития. Кадры вырастут — лет через 5 у нас будет пул преподавателей».

— востребованность навыков. «Есть две задачи: преподать скиллы (например, кодинг)  и  создать условия, в которых люди будут пользоваться этими скиллами. Мало того, чтобы историки научились кодить, важно, чтобы они продолжали это делать».

Взгляд студентов

От лица студентов выступила Лада Зимина, студентка 2 курса магистратуры ИТМО и выделила такие боли:

— неопределенность. «Как студент, который еще и занимается образованием, я могу сказать, что действительно была некая неопределенность, когда я поступала на эту программу, и она до сих пор остается. Не совсем понятно, куда эта дорожка ведет, непонятно, например, будут ли мои компетенции интересны рынку вне академии. Наверно, поэтому я сразу же зацепилась за работу внутри институции».

— проблемы коммуникации. «Я заканчила бакалавриат по направлению “Музеология”, поэтому культурные институции мне очень понятны и близки сердцу. Мир ИТМО и  мир культурных институций — разные и отдельно существующие комьюнити, не всегда нас понимают. Думают, например, что мы сделаем им чат-бота или базу данных. Приходится убеждать, что мы тоже можем быть чем-то полезны» .


Также участники должны были выделить практики, которые сработали в их DH-программах. Почти единогласно удачей спикеры признали практический подход в DH — за эффективное совмещение D и H в некоторых проектах, возможность встроить студентов в исследовательскую жизнь университета и положить практику в портфолио.

Встреча продолжилась свободной дискуссией студентов и преподавателей об устройстве программы в рамках партнерской среды университета. Завершилась секция оптимистичным комментарием Дарьи Балуевойо том, что студенты с разными бэкграундами (которых так тяжело объединить в аудитории) в течение учебы взаимообогащают друг друга.





 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.