• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынок труда для цифровых гуманитариев

12 декабря в рамках DH-адвента состоялся круглый стол, на котором обсудили рынок труда для цифровых гуманитариев. На нем присутствовали эксперты из самых разных сфер: малый и крупный бизнес, музеи, образование. Ключевым вопросом было наличие рынка и  необходимых компетенций цифровых гуманитариев.


Модератор:

Динара Гагарина, декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ — Пермь, академический руководитель магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках»

Участники:

  • Владимир Определенов, заместитель директора ГМИИ им. А.С Пушкина по цифровому развитию, заведующий кафедрой информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ.
  • Петр Котрелев, основатель сервиса Гуманитарное бюро.
  • Василий Буров, советник директора Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ, разработчик профессиональных стандартов в сфере ИТ.
  • Мэри Мелконян, редактор и продюсер Bookmate Science Hub.
  • Андрей Володин, доцент кафедры исторической информатики МГУ.
  • Герман Пальчиков, заместитель директора Филипповской школы.

Существует ли рынок труда?

На первом же вопросе дискуссия поделилась на три разные группы. Некоторые утверждают, что рынок на данный момент не существует, он только находится в зачаточном состоянии. Другие отмечают амбивалентность рынка: он есть, но его нет. Третьи говорят, что рынок однозначно есть.

Отправной точкой в рассуждениях стали слова Анастасии Бонч-Осмоловской на встрече с первокурсниками магистерской программы “Цифровые методы в гуманитарных науках” НИУ ВШЭ: 

«Часто спрашивают: а кем будет работать "цифровой гуманитарий"? Какие-то возможности есть уже сейчас: музеи, университеты, культурные проекты. Но главное, что мне очевидно: к тому моменту, когда вы закончите магистратуру, мир до вас дорастет». 

Появился ли рынок?

В Bookmate однозначно уверены в этом. Мэри Мелконян приводит в пример проекты Bookmate, МХТ, Blinklist, OKKO. Если существует индустрия, то и рынок для нее должен существовать. В Германии сфера активно развивается: в цифровых проектах немецких университетов активно участвуют “гуманитарные технари”. Там к сфере digital humanities относиться с большим уважением. У нас все еще впереди. Ее слова подтверждает директор библиотеки Альбертина в Лейпциге. Ему как-то задали вопрос: «Востребованы ли у вас специалисты Digital Humanities?» На что он ответил: «Все люди, которых мы принимаем на работу – это специалисты по Digital Humanities». Рынок формируется из самой индустрии.

Василий Буров утверждает, что специалисты по Digital Humanities существуют давно, они были востребованы, даже когда их никто не готовил. Рынок однозначно есть, но нет окончательного понимания, что происходит на рынке, куда пойти учиться. Надо разделять цифровые компетенции и Digital Humanities. Цифровые компетенции должны быть у каждого, а Digital Humanities – это некоторый способ жизни, который должен происходить у всех гуманитариев. Такие специалисты, так или иначе, окажутся при деле.

Герман Пальчиков уверен, что рынок существует, но отмечает, что для российского рынка Digital Humanities – это новая и неизвестная область. Спрос на специалистов есть, но работодателям неизвестно, что им нужен именно специалист из Digital Humanities. Особенно такая тенденция заметна в школьном образовании, где идет тренд на проектную деятельность.  В школьном образовании часто возникает потребность в создании гуманитарных цифровых проектов, однако не понятно, где искать специалиста для этого. Преодолеть эту проблему помогает активное продвижение Digital Humanities.

Петр Котрелев  тоже уверен, что специалистам в этой области необходимо активное проповедничество рынка. «Предложение должно так себя продвигать, чтобы увеличивался спрос». Его сервис «Гуманитарное бюро» - яркий представитель рынка, он позиционируется как  первый постиндустриальный гуманитарный проект в России. В его состав входит команда универсалов, которые разбираются в гуманитарных и социальных дисциплинах, следят за актуальной повесткой в сфере. В то же время они владеют цифровыми методами. Руководство привлекает и более узких специалистов, но значительно реже, «они не смогут стать паровозом, который пробивает любую информационную задачу».

Амбивалентность в рынке труда исходит от самих гуманитариев, предполагает Андрей Володин. Сами же гуманитарии против рынка труда, потому что не любят конкурировать. Они либо хотят быть звездой, либо удерживать свою территорию. Сам образ гуманитария наполнен стереотипами, с которыми надо бороться. «Академический мир спорит, что такое humanities, а бизнес пытается понять, что такое digital. Очевидно, digital-специальностей становится все больше, но когда речь идет о гуманитариях, люди думают о блогерах и смм-щиках, а все остальное оказывается не так важно».

Аспирант факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Москва Алексей Яскевич в чате предлагает посмотреть на проблему со стороны работника. Работодатель ищет некоторого идеального работника, поэтому перед неидеальными работниками возникает много преград. К примеру, на постсоветском пространстве наблюдается проблема недостатка средств на оплату высококвалифицированного специалиста, поэтому легче все сделать вручную. С другой стороны, цифровые навыки востребованы в мире, с ними действительно легче найти работу.


Нужен ли каталог DH-профессий?

Владимир Определенов считает, что рынок не сформирован. Нет четкого представления, кто является цифровым гуманитарием. Для преодоления этой проблемы необходимы новые формулировки должностей и конкретные требования к профессии. Новые профессии должны согласовываться на государственном уровне  и быть включены в единый реестр. Основываясь на этом, можно будет строить конкретные образовательные треки.

Даниил Скоринкин, руководитель магистратуры «Digital Humanities» НИУ ВШЭ, сравнивает такие «каталоги должностей» с попыткой каталогизации интернета в 1998. Такие громоздкие каталоги скоро исчезнут, побежденные богатством и разнообразием жизни.

Василий Буров не согласен с мнением Владимира. «Несколько лет назад мы боролись, чтобы изменить историю со справочниками и реестрами, но в стране начался другой крен». Государство начало активно регламентировать профессии, но в итоге остановилось на полпути. Идея про профессиональные стандарты превратилась в довольно извращенную конструкцию. Теперь бизнес пишет, какие профессии им нужны и дает название, а образовательная среда сама выбирает траекторию обучения, чтобы оставаться востребованной. Даже у государственных организаций есть теоретическая возможность называть профессии по-своему, все зависит от степеней свободы. К примеру, музеям проще держаться в русле государственных справочников, имеющих слабое отношение к жизни.

 

Примеры должностей в области Digital Humanities

В ходе дискуссии спикеры привели примеры должностей по Digital Humanities, которые востребованы в их области. Владимир Определенов приводит примеры контент-менеджера культурных проектов, аналитика учетных баз данных, специалиста по машинному зрению, специалиста по атрибуции произведений и методологии оцифровки, оператора и гида дополненной реальности, архитектора виртуальных выставок, систем онлайн-туризма и фото-туров.

Мэри Мелконян считает, что на рынке есть большая проблема с визуализацией. В Bookmate востребован редактор по визуализации данных, редактор витрины, исследователи поведения читателей.

Одна из самых востребованных областей в Digital Humanities – это компьютерная лингвистика. В примере приводят вакансию в Apple на поиск language engineer. В России есть большой пласт математических лингвистов и специалистов по NLP.

 

О навыках и компетенциях: 
  • Какие killing features  есть у специалиста Digital Humanities?

«Индустрия не до конца понимает, что есть в наборе навыков человека, выходящего с факультета Digital Humanities», – говорит Мэри Мелконян. Bookmate пытается решить эту проблему. К примеру, в проекте Bookmate Science Hub коллеги Мэри разговаривают с разными учеными, в том числе и из Digital Humanities, чтобы понять актуальную повестку и то, как с ней работать. Основная killing feature – «это способность поставить свое видение проекта и уже с помощью digital навыков преобразить в какой-то продукт». Другой навык, который необходим бизнесу, – это понимание специфики сферы, в которой человек хочет работать.

Схожую мысль высказывает Герман Пальчиков, отмечая, что специалисты digital humanities – это универсальные солдаты, обладающие многозадачностью. Однако главной отличной от других компетенцией специалиста Digital Humanities является «продумывание исследовательских сценариев и архитектуры взаимодействия компьютерных данных».

При определении killing features эксперты выделяют любознательность и «культуру знания». К примеру, Андрей Володин утверждает, что именно любознательность в сочетании с дигитальной находчивостью надо развивать. «Эрудиция является ключевым добавочным знанием к тому, чему мы сегодня в обязательном порядке обучаем самым разным технологиям».  Именно эрудиция, которую сложно смоделировать с помощью алгоритма или нейросети, помогает гуманитарию чувствовать на взгляд ошибку.

Любознательность помогает развить “ИТ-насмотренность”, считает Владимир Определенов. Насмотренность помогает развить один из наиболее полезных навыков на рынке – это умение быстро ориентироваться в интерфейсах. Специалист не просто должен нажимать на кнопки, но и понимать, как это работает, что невозможно без навыков баз данных и программирования. По сути Digital Humanities – это не просто набор навыков, а грамотность. Владимир выделяет следующие навыки: умение пользоваться источником данных, понимание сущности источника данных, как к нему подключаться, умение анализировать данные, используя специальные инструменты BI,  возможность быстро ориентироваться в абсолютно любых интерфейсах.  Важны и просто общие навыки человека, такие как умение вдумчиво работать, аналитический склад ума, готовность разбираться в новом и не бояться каких-то вещей. Другие навыки, необходимые в современной музейной сфере, Владимир показывает в презентации по итогам исследования «Цифровые компетенции сотрудников музея», проведенного НИУ ВШЭ, РАЕК и ICOM.

    

  • Границы между технарями и гуманитариями

Петр Котрелев выделяет среди навыков «культуру знания», так как тренд на междисциплинарность сможет смешать все науки вместе через несколько лет, но человек с наибольшей «культурой знаний» останется востребованным. 

Тренд на дисциплинарность по прогнозам Петра сотрет границы между гуманитариями и технарями. «Стирание границ», – отмечает Герман Пальчиков, – Приведет к большому светлому будущему, в котором вместе будут работать и цифровые гуманитарии, и гуманитарные технари».

Василий Буров выделяет еще одну killing feature, востребованную в мире, – это «computational thinking», которая помогает понять человеку логику работы с интерфейсом. Другая важная черта для цифрового гуманитария – это использование цифровых методов, к примеру, Питона. Университеты должны не учить тому, как нажимать кнопки, а давать возможность студентам самостоятельно освоить это. Необходимо не только обучать гуманитариев цифровым методам, но и давать технарям гуманитарное образование. Техническим специальностям должны предоставлять больше возможностей смотреть и слушать вокруг. Если человек научится смотреть по сторонам, то он начнет широко мыслить и развивать насмотренность.


Об образовании Digital Humanities

Все спикеры отмечают, что серьезная проблема гуманитарных наук – это доминирование в обществе стереотипа, что гуманитарий не должен разбираться в математике и технической сфере. С этим стереотипом должно бороться мировое вузовское сообщество. «Деление технарь/гуманитарий тоже немножко странное и выборочное», - говорит Василий Буров. К примеру, математиков называют технарями, а они занимаются абсолютными абстракциями. Большинство вузов по глубине и широте материала скатились на уровень среднего профессионального образования. Высшее образование должно не только вводить человека в социум и развивать его навыки, оно должно развивать «computational thinking». Поэтому образование должно быть более широким, чему как раз обучают на специальности «Digital Humanities» в магистратуре.

Чему именно обучают? Ответ дает Андрей Володин. Если раньше существовал вопрос, чем занимаются на истфаке, теперь задаются вопросом: Чем занимается цифровой гуманитарий? Образование в этой сфере делится на две секции:

  1. Работа над данными.
  2. Визуализация.

Человек сам выбирает свой трек обучения, но, освоив определенный набор цифровых навыков, для него всегда будет место на рынке.

В то же время надо понимать, что вузовское сообщество гораздо медленнее, чем бизнес. Пока выполняется подготовка образовательной программы, спрос может уже пройти. К тому же за время обучения надо «сделать возможным сочетание высоких сложных технологических компетенций с большим уровнем эрудиции». Времени на долгое обучение становится все меньше, спрос в обучении на коротких программах растет. Человек должен инвестировать время на себя в будущем.

 У бизнеса возникает потребность в узкоспециализированных специалистах. Даже представители академической сферы отмечают, что человека на работе все равно надо доучивать. Они предлагают вводить дополнительные курсы, чтобы человек готовился именно к той среде, куда он входит. Таким образом, он сможет получить как широкое образование, помогающее быстро овладеть различными интерфейсами, развивать проектное и вычислительное мышление, расширять насмотренность, так и улучшать владение определенными цифровыми инструментами, на которые сейчас повышенный спрос на рынке.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.