• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Алексей Плешков принял участие в IV Всероссийской конференции «Кадровая политика университетов»

 12–13 ноября 2020 года в НИУ ВШЭ прошла IV Всероссийская конференция «Кадровая политика университетов: практики управления вовлеченностью». Алексей Плешков выступил с пленарным докладом «В поиске академической этики: благо, добродетели, счастье», а также, совместно с Николаем Токоревым (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), провел секцию «Новые практики университета: академические добродетели и пороки».

Алексей Плешков принял участие в IV Всероссийской конференции «Кадровая политика университетов»

12–13 ноября 2020 года в НИУ ВШЭ прошла IV Всероссийская конференция «Кадровая политика университетов: практики управления вовлеченностью». Алексей Плешков выступил с пленарным докладом «В поиске академической этики: благо, добродетели, счастье», а также, совместно с Николаем Токоревым (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), провел секцию «Новые практики университета: академические добродетели и пороки».

 

Аннотация доклада

Периодические потрясения, связанные с нарушением академических норм, обычно вызывают интенсивный отклик в сообществе, трансформирующийся в значительное число публикаций на страницах научных изданий. Тем не менее, как замечают Диана Пекорари и Венди Сатерленд-Смит, приглашенные редактора одного из ближайших выпусков флагманского для (суб)дисциплины журнала The Journal of Academic Ethics, бо́льшая часть исследований по академической этике фокусируется на трансгрессии, т.е. нарушениях этических принципов – плагиата, фальсификации данных, харассмента и пр., – тогда как вопросы позитивной целостности (positive integrity) академической этики поднимаются крайне редко.

В отсутствии позитивной концептуальной рамки, этическое неизбежно редуцируется к праву, экономике, менеджменту, эффективным техникам контроля и управления. Отсутствие же систематической рефлексии о правилах и основаниях университетской жизни оказывается важно в контексте специфического эпистемологического статуса этики: ее принципиальной перформативности. По крайней мере на уровне самоописания любая наука, и даже шире – теоретическая область, претендует на адекватное отображение своего предмета, тогда как этическое знание конструирует свой собственный объект. В этой связи отсутствие этического дискурса не просто отсылает к теоретическому зазору, но говорит о насущной и серьезной проблеме жизни университета. Если разговор об этике не происходит, то само ее существование оказывается под угрозой.

В докладе была предложена концептуальная рамка для обсуждения академической этики, современного университета и характерных для него управленческих практик, основанная  на адаптации нерелятивистской этики добродетели (прежде всего, с опорой на работы Марты Нуссбаум, Лоррейн Дастон и Питера Галисона). Иными словами, доклад был посвящен академическому благу, добродетелям и счастью.

 

Подробную информацию о конференции можно посмотреть на сайте мероприятия. «Фотоотчет» на сайте Академического развития ВШЭ.