• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Валерия Кудряшова приняла участие в XI международной конференции Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ «Способы мысли, пути говорения»

7-10 октября 2020 года в Школе философии НИУ ВШЭ прошла XI международная конференция «Способы мысли, пути говорения». Валерия Кудряшова выступила с двумя докладами: в рамках секции «Политическая философия» был подготовлен доклад «Роль интеллектуальных и моральных добродетелей в современном образовании», на секции «Этика заботы. Теория и практика здравоохранения» прозвучал доклад «Аретический подход в современной медицинской этике: этика заботы и вопрос взаимоотношений врача-пациента в медицинской практике».

Валерия Кудряшова приняла участие в XI международной конференции Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ «Способы мысли, пути говорения»

7-10 октября 2020 года в Школе философии НИУ ВШЭ прошла XI международная конференция «Способы мысли, пути говорения». Валерия Кудряшова выступила с двумя докладами: в рамках секции «Политическая философия» был подготовлен доклад «Роль интеллектуальных и моральных добродетелей в современном образовании», на секции «Этика заботы. Теория и практика здравоохранения» прозвучал доклад «Аретический подход в современной медицинской этике: этика заботы и вопрос взаимоотношений врача-пациента в медицинской практике».

 

Аннотация доклада «Роль интеллектуальных и моральных добродетелей в современном образовании»

В докладе были рассмотрены современные дискуссии о роли интеллектуальных и моральных добродетелей в образовании на примерах одного из направлений добродетельной эпистемологии – добродетельного респонсибилизма (virtue responsibilism) в концептуальном изложении Л.Т. Загзебски и теории гуманитарного образования М.К. Нуссбаум.

Американский философ Л.Т. Загзебски предлагает теорию морального экземпляризма, согласно которой добродетели представляют собой некие образцы поведения (moral exemplars), влияющие как на образовательные и институциональные практики, так и на личностное развитие каждого отдельного участника образовательного процесса. Представители теории добродетельного респонсибилизма исходят из того постулата, что интеллектуальные добродетели являются индивидуальными характеристиками (personal traits), которые не только непосредственно влияют на все стороны интеллектуальной жизни морального и эпистемического агента, но также могут совершенствоваться в процессе интеллектуальной деятельности. Различные представители этого направления по-разному описывают соотношение интеллектуальных добродетелей и пороков, превалирующие интеллектуальные добродетели и стратегии их включения в образовательные практики. В качестве основных направлений влияния на образовательный процесс можно выделить следующие: (1) формирование особой культуры, позволяющей аккумулировать определенные  интеллектуальные добродетели, и (2) применение сократических практик в образовательном процессе.

Теория гуманитарного образования М.К. Нуссбаум по многом комплиментарна концептуальным изысканиям представителей добродетельного респонсибилизма, так как все рассматриваемые концепции мыслителей относятся к нео-аристотелианскому дискурсу. Кроме того, подход Нуссбаум во многом опирается на теории А. Макинтайра, Д. Дьюи и Р. Тагора. Совмещение этих двух дискурсов значимо, так как помогает в большей мере осветить важность влияния моральных и интеллектуальных добродетелей в сфере образования: например, показать немаловажность таких идей как инклюзивность, сочувствие, сопереживание, сотрудничество и взаимовыручка.

 

Аннотация доклада «Аретический подход в современной медицинской этике: этика заботы и вопрос взаимоотношений врача-пациента в медицинской практике»

В докладе были рассмотрены существующие модели и нравственные аспекты взаимоотношений врача и пациента в медицинской практике в контексте аретического подхода. Такие исследователи, как М. Маккейб, К. Лебэкс и Э. Пеллегрино, рассматривают этику заботы в качестве одного из возможных направлений аретического подхода в медицинской этике и акцентируют внимание на таких моментах, как: (1) telos медицинской практики как помощь пациенту, исцеление пациента; (2) основные добродетели, которыми должны руководствоваться как врач, так и пациент; (3) вопросы ответственности и конфиденциальности; (4) контекстуализация взаимоотношений врача-пациента на примерах case-studies и их сопряжение с концепциями основных представителей этики нео-аристотелизма.

Помимо нацеленности на заботу о другом, представители аретического подхода в медицинской этике говорят о трех главных добродетелях врача: (1) эмпатическое понимание (empathetic understanding) как возможность открытого и честного диалога между врачом и пациентом; (2) чуткость к ситуации (sensitivity to context) как способность врача «вживаться» в ситуативные особенности каждого пациента; если эта добродетель становится основополагающим принципом, то этот принцип выходит за рамка профессиональной этики врача, так как он требует отказа от четкого разделения на роли врач-пациент, что требует формулирование новых целей медицины, согласно Э. Пеллегрино и Д. Томазмо; (3) пропорциональная забота (balanced care), которая должна быть направлена не только на пациента (оказание индивидуальной или специальной помощи), но и на самого врача (необходимость личного времени и пространства для собственных нужд и избежания профессионального выгорания).

Что касается этики пациента, то здесь актуализируются такие добродетели, как доверие, открытость и мужество, которое непосредственно связано с концептами знания и признания собственного диагноза.

Кроме того, в докладе отдельное внимание было уделено проблеме соотношения медицинской и профессиональной этик (на примере кодекса профессиональной этики медицинского работника) и релевантности аретического подхода в медицинской этике.

 

Подробную информацию о конференции можно посмотреть на сайте мероприятия.