Валерия Кудряшова приняла участие в XII Международной научной конференции Института философии СПбГУ «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2020: Философия. Этика. Практика. К 80-летнему юбилею Института философии (философского факультета) СПБГУ»
19-21 ноября 2020 года в Институте философии СПбГУ прошла XII Международная научная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2020: Философия. Этика. Практика. К 80-летнему юбилею Института философии (философского факультета) СПбГУ». Валерия Кудряшова выступила с докладом «Соотношение моральных и интеллектуальных добродетелей в теории добродетельного респонсибилизма Л.Т. Загзебски» в рамках круглого стола «Категориальный строй этической мысли в историческом измерении».
19-21 ноября 2020 года в Институте философии СПбГУ прошла XII Международная научная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы – 2020: Философия. Этика. Практика. К 80-летнему юбилею Института философии (философского факультета) СПбГУ». Валерия Кудряшова выступила с докладом «Соотношение моральных и интеллектуальных добродетелей в теории добродетельного респонсибилизма Л.Т. Загзебски» в рамках круглого стола «Категориальный строй этической мысли в историческом измерении».
Аннотация доклада
В докладе были рассмотрены два теоретических подхода в добродетельной эпистемологии – добродетельный релайабилизм (virtue reliabilism) и добродетельный респонсибилизм (virtue responsibilism), предлагающие различные варианты понимания сущности знания, его обусловленности ценностным характеристиками морального и эпистемического агента и соотношения моральных и интеллектуальных добродетелей.
Э. Соза, являющийся последователем теории добродетельного релайабилизма, предлагает «расширительное понимание добродетели», то есть он приравнивает познавательные возможности человека к добродетелям, следовательно, эпистемический агент является добродетельным при наличии и правильном применении данных возможностей; что касается вопроса о характеристиках и разделения добродетелей на моральные и интеллектуальные, то последователи этого теоретического подхода оставляют его без должного внимания.
Напротив, Л.Т. Загзебски, ключевая представительница добродетельного респонсибилизма, отмечает несостоятельность добродетельного релайабилизма в связи с тем, что в нем отсутствует акцент на соотношении моральных и интеллектуальных добродетелей, то есть прямое сопряжение между эпистемологией и этикой. Это упущение добродетельного релайабилизма отражается в том, что эта теория нивелирует значимость этического содержания познавательного процесса. Загзебски смещает фокус с понимания интеллектуальных добродетелей как неких врожденных способностей на их интерпретацию в качестве некоторых черт индивидуального интеллектуального характера; такое рассмотрение в наибольшей степени соответствует идеям философии Аристотеля, так как он отсылает к идентичному понимаю моральных и интеллектуальных добродетелей и к вопросу о необходимости их взаимосвязи. Таким образом, знание может претендовать на статус истинного и достоверного только в том случае, если в процессе познания мы руководствовались собственными интеллектуальными добродетелями. Загзебски в своей концепции также отмечает пропедевтический характер добродетелей и создает список интеллектуальных добродетелей, которыми следует руководствоваться в различных сферах человеческой жизни, хотя она и не выделяет какую-либо добродетель как первостепенную.
Более того, в докладе артикулировались такие вопросы, как (1) возможность выстраивания дискурсивных образовательных практик с помощью концепции Загзебски и (2) ее включенность в нео-аристотелианский дискурс, например, через отсылки к аретическому повороту Г.Э.М. Энском, концепции сильных и слабых аргументов Б. Уильямса и теории гуманитарного образования М.К. Нуссбаум.
Подробную информацию о конференции можно посмотреть на сайте мероприятия.