• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар «"Поздний Фуко" как теоретик добродетели: новый взгляд на концепцию парресии»

28 мая на научном семинаре проектной группы «Классика и классики этической мысли: ридер по этике» с докладом «"Поздний Фуко" как теоретик добродетели: новый взгляд на концепцию парресии» выступили участник группы Санжар Акаев и стажер-исследователь Лаборатории политико-психологических исследований Полина Калашник.

В ходе доклада авторы представили свою интерпретацию и классификацию концепции парресии, разработанной французским философом Мишелем Фуко в его поздних лекционных курсах, и попытались "встроить" эту концепцию в контекст англоязычной этики добродетели (и, более конкретно, целе-ориентированного подхода Кристин Суонтон). В рамках последовавшей дискуссии  участники группы обсудили ограничения этого подхода и концептуальные противоречия, препятствующие сравнению философии "позднего Фуко" с этикой добродетели.

Аннотация доклада

Поздний философский проект Мишеля Фуко, выстроенный им после так называемого "этического поворота", как правило, рассматривается в отрыве от большинства современных ему подходов и течений в этике, метаэтике и моральной философии. Однако обращение Фуко к античному феномену парресии [παρρησία] и его современным метаморфозам (равно как и общее понимание философии как образа жизни, тесно связанное с концепциями заботы о себе, эстетики существования и аскесиса) позволяет взглянуть на поздний проект философа с точки зрения англоязычной этики добродетели. В ходе доклада авторы подробно рассмотрят концепцию парресии — свободной, истинной и мужественной речи, — которой посвящены поздние лекционные курсы Фуко ("Управление собой и другими", "Мужество истины", "Речь и истина"). Разные измерения античной парресии (философское и политическое) составляют разные модальности этического самоконстурирования субъекта и потому находятся в разных отношениях с его моральным характером. Однако в современности парресия как феномен унифицируется и как практика высказывания-истины (веридикции) играет ключевую роль в процессах субъективации, соответствует многим характеристикам добродетели как черты характера добродетельного морального агента. Понимание парресии, представленное Фуко, крайне близко так называемому "целе-ориентированному" [target-centered] подходу в этике добродетели, разработанному Кристин Суонтон.

Библиография
 
      Фуко М. (2008) «О генеалогии этики: обзор текущей работы» // Философско-
литературный журнал Логос, №. 2: 135-158.
      Фуко М. (2011) Управление собой и другими. Курс лекций, прочитанный в
Коллеж де Франс в 1982-1983 учебном году / Пер. с франц. А.В. Дьякова. М.: Наука.
      Фуко М. (2014) Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций,
прочитанных в Коллеж де Франс в 1983-1984 учебном году / Пер. с франц. А.В.
Дьякова. М.: Наука.
      Фуко М. (2020) Речь и истина. Лекции о парресии (1982-1983) / Пер. с франц. Д.
Кралечкина. М.: Издательский дом «Дело».
      Swanton C. (2003). Virtue Ethics: A Pluralistic Approach. New York: Oxford University Press.
      Levy N. (2004). Foucault as Virtue Ethicist // Foucault Studies. P. 20-31.