• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад Павла Васильева «Преодолевая раскол: опыт соединения социокультурного и институционального подходов к изучению и преподаванию истории медицины»

31 октября в рамках регулярного научного семинара проекта «Социальные и культурные исследования медицины XVIII - XXI вв.» с докладом «Преодолевая раскол: опыт соединения социокультурного и институционального подходов к изучению и преподаванию истории медицины» выступил Павел Андреевич Васильев – кандидат исторических наук, старший преподаватель департамента истории Школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

Доклад Павла Васильева «Преодолевая раскол: опыт соединения социокультурного и институционального подходов к изучению и преподаванию истории медицины»

©Elijah Hail/Unsplash

История медицины в российском контексте изучается и преподается преимущественно в медицинских вузах или на медицинских факультетах многопрофильных университетов специалистами с медицинским образованием. Так называемая «новая», или «социальная», история медицины, представленная в основном критически настроенными историками и акцентирующая внимание на социокультурных аспектах здоровья и болезни, появилась в России в начале XXI века, но так и не получила в стране институциональной основы. Более того, два подхода превратились в антагонистические по отношению друг к другу. По мнению П. Васильева, такая ситуация существенно ограничивает возможности междисциплинарного сотрудничества и еще больше ослабляет институциональные позиции обоих подходов.

В докладе был представлен принципиально иной опыт изучения и преподавания истории медицины в российском контексте - попытки навести мосты между «традиционной/классической» и новой, или «социальной», историями медицины. П. Васильев проанализировал три кейса коллабораций «историков» и «медиков», в которых участвовал лично: 1) попытка реконструкции специфики регистрации лекарственных средств в Советском Союзе через соединение и противопоставление архивных материалов и «цеховых» воспоминаний врачей, 2) возможности изучения и введения в научный оборот исторических источников, хранящихся в неформальных архивах медицинских вузов и 3) опыт вовлечения студентов в проектную деятельность по систематизации и оцифровке малоизученного медицинского архива.

Такого рода коллаборации, на взгляд автора доклада, могут быть продолжены и масштабированы не только в России, но и на постсоветском пространстве в целом. В более широком смысле этот подход может быть применим там, где социальная история медицины слабо институционализирована и/или рассматривается как культурно чуждая или неактуальная, в то время как более традиционная версия этой дисциплины также теряет статус и ресурсы.