• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект «Социальные и культурные исследования медицины XVIII — XXI вв.»

(c) Matt Briney/Unsplash

Социальные и культурные исследования медицины стали частью мировой гуманитарной науки несколько десятилетий назад, однако в российской исторической науке они до сих пор занимают периферийное положение, а медики по-прежнему оспаривают право историков изучать историю медицины. Наш проект призван объединить исследователей, интересующихся не столько историей накопления медицинских знаний и эволюцией врачебных техник, сколько ролью медицинских идей, теорий и практик в жизни общества.

Наша цель - создать дискуссионную площадку для обсуждения медицинских и здравоохранительных концепций, практик и языков (само)описания в XVIII - XXI веках, а также методологических подходов к их изучению в социальных и гуманитарных науках. ​​Это позволит отрефлексировать современное состояние социокультурных исследований истории медицины в России и предложить способы преодоления дисциплинарных разрывов и полноценного включения историко-медицинских сюжетов в гуманитарную исследовательскую повестку.

Проект ориентирован, в первую очередь, на исторические исследования и реализуется историками двух кампусов ВШЭ, московского и петербургского. Вместе с тем, междисциплинарность самой природы социокультурной истории медицины обусловливает необходимость участия в проекте и представителей других гуманитарных, социальных и естественно-научных дисциплин: антропологов, филологов, культурологов, социологов и медиков. Мы стремимся оформить и расширить сообщество исследователей социальной и культурной истории медицины, возникшее в университете в последние годы, и включить его в научную сеть за пределами ВШЭ.

Географически исследования проектной группы сфокусированы прежде всего на российском/советском материале, при этом важной для нас является установка на его изучение в транснациональном контексте, в сопоставлении и тесной связи с глобальными процессами. Поэтому мы намерены приглашать к участию и тех, кто работает с материалами из других регионов и чьи исследования будут способствовать формированию более широкой аналитической рамки.

Хронологически наш проект начинается с XVIII века - времени активного переноса в Российскую империю западноевропейских медицинских теорий и практик и начала формирования обществ современного типа («обществ модерна»). Рассмотрение современных проблем взаимодействия медицины и общества в сочетании с исторической перспективой позволит лучше осмыслить как истоки многих современных проблем, так и различные сценарии их преодоления.

Формы реализации проекта

  • регулярный исследовательский семинар, в рамках которого обсуждаются научные доклады участников Проектной группы и приглашённых специалистов;
  • занятия в формате ридинг-группы, посвященные обсуждению значимых теоретико-методологических текстов по истории, философии и антропологии медицины и ориентированные на студентов и аспирантов;
  • публикации научных исследований участников проекта;
  • ведение сайта, где публикуются новости о мероприятиях группы и тематически близких внешних мероприятиях, а также размещаются медиа-материалы по теме проекта.

Участники проекта

Афанасьева Анна Эдгардовна

Руководитель проектной группы Школа философии и культурологии НИУ ВШЭ: Доцент

Васильев Павел Андреевич

Департамент истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: Старший преподаватель

Лоскутова Марина Викторовна

Департамент истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: Доцент

Погорелов Михаил Александрович

ИОН РАНХиГС: Преподаватель

Горбатенко Яна Валерьевна

Департамент истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге: Аспирантка

Кочерещенко Элина Андреевна

Школа исторических наук НИУ ВШЭ: Аспирантка

Мероприятия проекта

23.03.2024  Лекция Павла Васильева «Нейронаука мирового уровня за Невской заставой: эпизоды из ранней истории Психоневрологического института»

28.02.2024  Доклад Валерии Слисковой «Категория «профессиональной повседневности» в истории отечественной науки 1920-х гг. (на примере Государственного института народного здравоохранения)»

21.12.2023  Доклад Юлии Галкиной «Между магией и отчаянием: душевные состояния французских женщин в период Первой мировой войны в медицинском дискурсе эпохи»

28.11.2023  Доклад Нины Стариковой «Знахарство в среде крестьян и горожан Нижегородской губернии XVIII-XIX веков (по материалам следственных дел)»

31.10.2023  Доклад Павла Васильева «Преодолевая раскол: опыт соединения социокультурного и институционального подходов к изучению и преподаванию истории медицины»

26.09.2023  Доклад Ольги Охотниковой «Паспорт увечного воина: медицинская экспертиза и бюрократические практики обращения с инвалидной телесностью в 1917 - 1918 гг.» 

26.06.2023  Доклад Михаила Погорелова «”Лучший представитель русской психиатрии”: становление публичного образа С. Корсакова, 1900 - 1954 гг.»

30.05.2023  История психиатрии и возможности её музеефикации: ридинг-семинар для студентов и аспирантов

25.04.2023  Доклад Элины Кочерещенко «Медицинская радиология в СССР в 1950-е - 1960-е гг.: к истории формирования гибридного научного поля»

29.03.2023  Радиация в истории медицины и здоровья: ридинг-семинар для студентов и аспирантов

28.02.2023  Доклад Альмиры Шарафеевой «“Радость безболезненного материнства”: репродуктивная политика большевиков в 1930-е гг.»

14.02.2023  Доклад Яны Горбатенко «Научные карьеры женщин-медиков в высших учебных заведениях в 1920-е гг. (на примере Первого Ленинградского медицинского института)» 

31.01.2023  Гендерная проблематика в истории медицины: ридинг-семинар для студентов и аспирантов

20.12.2022  Доклад Анастасии Беляевой «Вегетососудистая дистония: история одной советской болезни»

29.11.2022  «Кому писать историю медицины?»: ридинг-семинар для студентов и аспирантов 

25.10.2022  Доклад Марины Лоскутовой "Российская империя в системе мировой торговли лекарственными растениями в XVIII – начале XIX вв."

 

Материалы проекта


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.