• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция Павла Васильева «Нейронаука мирового уровня за Невской заставой: эпизоды из ранней истории Психоневрологического института»

23 марта Павел Андреевич Васильев, доцент Департамента истории НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук, прочёл лекцию в Музее «Невская застава» (Санкт-Петербург) на тему «Нейронаука мирового уровня за Невской заставой: эпизоды из ранней истории Психоневрологического института». Мероприятие прошло в рамках совместного научного семинара проектной группы ФГН ВШЭ «Социальные и культурные исследования медицины XVIII – XXI вв.» и научно-учебной группы НИУ ВШЭ «История российской психиатрии: новые подходы к изучению».

Лекция Павла Васильева «Нейронаука мирового уровня за Невской заставой: эпизоды из ранней истории Психоневрологического института»

Музей "Невская застава"

В начале лекции Павел Васильев рассказал о двух исследовательских проектах НИУ ВШЭ, частью научной программы которых стало его выступление в музее. Далее лектор объяснил особенности своего исследовательского подхода, призванного преодолеть противоречия между классической и социальной историей медицины и объединить достоинства обеих версий, а также дал характеристику историческим материалам, которые легли в основу доклада.

В 1908 г. за Невской заставой известным врачом В.М. Бехтеревым был открыт научно-исследовательский институт нового типа, получивший название Психоневрологического. В начале XX века Институт был уникальным учреждением не только в российском, но и в мировом масштабе. Научную и преподавательскую работу в нём вели специалисты самого разного профиля, которые представляли не только естественно-научные, но и социальные и гуманитарные дисциплины (например, историки Н.И. Кареев и Е.В. Тарле, социолог М.М. Ковалевский). Это было связано с установкой Бехтерева на комплексное изучение человеческого мозга и человека в целом – установкой, очень созвучной современной исследовательской повестке нейронаук.

Психоневрологический институт был частным научным и образовательным учреждением. Обучение было доступно всем желающим, без ограничений по вероисповеданию или признаку пола; в нём преподавались предметы, которых не было в других учебных заведениях. Эта прогрессивность программы и политики приёма слушателей нередко приводила к конфликтам руководства Института с имперскими властями, в которых Институту приходилось отстаивать своё право на существование.

После революции Институт оказался реорганизован: несколько его факультетов были переданы ряду вузов и преобразованы в отдельные институты, а научная работа утратила фундаментальную направленность, возродившись в прежнем качестве уже в намного более позднее время. Опираясь на биографию ученицы В.М. Бехтерева Р.Я. Голант, Павел Васильев рассказал о работе Психоневрологического института в годы Гражданской войны, НЭПа, а затем Великой отечественной войны.

В своей лекции Павел Васильев на примере истории Психоневрологического института продемонстрировал преимущества сочетания подходов классической и социальной истории медицины. Такая исследовательская стратегия позволяет глубже понять механизмы производства медицинского знания и управления биомедицинскими инновациями. Историк получает возможность не только обнаружить влияние политических трансформаций на работу научных институтов, но и увидеть агентность самих врачей, которые продолжали заниматься научными исследованиями в самых сложных условиях.

Музей "Невская застава"