• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад В.Ю. Башкуева «Парадоксы и закономерности политики советской медико-санитарной помощи странам зарубежного Востока в 1920-х - начале 1940-х гг.»

18 июня на заседании научного семинара проектной группы ФГН ВШЭ «Социальные и культурные исследования медицины XVIII – XXI вв.» выступил доктор исторических наук Всеволод Юрьевич Башкуев (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) с докладом «Парадоксы и закономерности политики советской медико-санитарной помощи странам зарубежного Востока в 1920-х - начале 1940-х гг.»

Доклад В.Ю. Башкуева «Парадоксы и закономерности политики советской медико-санитарной помощи странам зарубежного Востока в 1920-х - начале 1940-х гг.»

In the laboratory of the Selenga district hospital of the Mongolian People's Republic/ Soviet Information Bureau Photograph Collection

В 1920-е годы Наркомздрав РСФСР был одним из лидеров по интенсивности международных контактов среди советских наркоматов: его представительства были созданы в Германии, Швейцарии, США, Италии. Любимое детище Н.А. Семашко, Бюро заграничной информации при Наркомздраве пользовалось значительной степенью свободы в контактах с западными странами, выполняя функцию проводника советской медицины в капиталистическом мире. Однако со второй половины десятилетия акценты стали смещаться в сторону Востока. Почему уверенно чувствовавший себя на Западе Наркомат здравоохранения РСФСР решил переориентироваться на Азию? Было ли это добровольным решением Семашко или свою роль сыграли «подводные течения» советского политикума? И обладал ли вообще Наркомздрав какой-либо субъектностью в восточной политике? Зачем понадобилось дробить усилия, распределяя большую часть скудных ресурсов в пользу восточных стран? Эти и другие вопросы находились в центре внимания докладчика.

В.Ю. Башкуев рассказал о предпосылках переориентации международной работы Наркомздрава на Восток и о трансформациях Бюро заграничной информации в 1923 – 1927 гг. в связи со стоявшими перед ним новыми задачами. Первым направлением деятельности Наркомздрава на зарубежном Востоке стала Монголия, где конкуренцию СССР могла составить Германия. К концу 1920-х гг. внимание сместилось к Тувинской народной республике. В этих регионах поступательно реализовывалась советская программа медико-санитарной помощи, определяемая геополитическими и идеологическими целями СССР. В конце 1920-х – середине 1930-х гг. были подписаны двусторонние санитарные конвенции с Монгольской народной республикой, Афганистаном, Синьцзяном, Персией и Турцией, что было связано с ростом товарооборота сельхозпродукции с этими странами и необходимостью санитарно-эпидемического контроля.

Наркомздрав, чьими силами осуществлялось медицинское взаимодействие с местными врачами, элитами и населением, не имел ни средств, ни кадров для интенсивной работы на восточном направлении. Политика советской медико-санитарной помощи странам зарубежного Востока целиком определялась НКИД СССР, который рассматривал медицину как инструмент создания положительного образа Страны Советов за рубежом. При этом медицинские работники не были обеспечены достаточными материальными ресурсами. Там, где советские врачи смогли ценой колоссальных личных усилий наладить работу, продвижение советской медицины шло относительно успешно (Монголия, Танну-Тува, отчасти Синьцзян, Йемен). Там, где требовалась большая материальная поддержка, постоянное снабжение и высококлассные специалисты, перебои в помощи привели к неудаче (Афганистан, Иран, Хиджаз).

После доклада участники семинара более детально обсудили проблему противоречия интересов Наркомздрава и намерений НКИД СССР и Коминтерна в странах Востока. Говорилось и о различиях в видении развития здравоохранения советскими специалистами и монгольскими элитами, о контактах советских медиков с местными врачами и тибетской медицине. Были подняты вопросы научного исследования стран Востока советскими медиками и роли Академии наук в организации экспедиций в регионе. Обсуждались изменения в стратегии санитарно-эпидемического контроля восточных границ в 1920-е гг., а также организации паломнического транзита через Советскую Среднюю Азию, который рассматривался в том числе как средство демонстрации иностранцам преимуществ социализма.