• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Когда тебя приглашают на конференции, широко обсуждают и критикуют твои исследования - это показатель успеха, актуальности и востребованности проекта»

Студенческий проект «Патрон, клиент и брокер. Патрон-клиентские отношения как фактор развития России в XVII-начале XX в.» стартовал осенью 2020 г. Он посвящён выявлению роли неформальных связей в истории России, изучению их влияния на политику, экономику и социальную сферу. Что такое патрон-клиентские связи, зачем их нужно изучать и как доступно и просто говорить об этом - подробнее в интервью с руководителем проекта Денисом Сметаниным.

«Когда тебя приглашают на конференции, широко обсуждают и критикуют твои исследования - это показатель успеха, актуальности и востребованности проекта»

- В названии проекта употребляется выражение "патрон-клиентские отношения". Этот термин часто встречается в Ваших работах и выступлениях, но что же под ним кроется, что он характеризует?

- Под этим термином я обозначаю неравные отношения между двумя лицами - патроном и клиентом. Патрон обладает большим количеством материальных ресурсов - например, он владеет десятью 4-х комнатными квартирами в центре Москвы, имеет несколько бизнесов и обладает большим количеством связей. Благодаря всему этому он может оказывать существенное влияние на благоприятное течение своих дел. Клиент же не имеет такого количеств денег, собственности или этих ресурсов так мало, что не хватает для самореализации в социальной структуре общества, и поэтому ему необходимо их получить через службу. Клиент - менеджер-администратор и секретарь патрона. 

- Получается, что взаимодействие возникает из необходимости патронов иметь больше хороших менеджеров, а эти менеджеры стремятся получить больше материальных и нематериальных ресурсов?

- Патрон концентрируется на решении стратегических задач: получении новых материальных благ и социального капитала. Однако ему не хватает ни времени, ни сил для повседневного и оперативного управления обширным хозяйством. Здесь появляются профессиональные менеджеры-клиенты. Они стремятся получить доступ к ресурсам патрона, которые открывают возможности для обогащения и самореализации клиента в обществе. 

- Похоже на партнёрские бизнес-отношения. Главная цель патронажно-клиентельных связей - получение выгоды? 

- Любое человеческое взаимодействие направлено на получение выгоды. В обществе эта проблема стоит еще острее из-за ограниченного количества ресурсов. Число патронов всегда невелико, но рост их ресурсной базы постоянен. Если ты служишь патрону, то ты имеешь шанс получить часть этого пирога и возможно самому выбиться в патроны. Количество клиентов всегда больше числа патронов. 

- Может ли человек быть клиентом одного патрона, но одновременно оказывать покровительство другим лицам? 

- Конечно. На мой взгляд, значимость патрон-клиентских отношений для людей, как института, в том, что он размывает жесткие иерархические границы, которые мешают работе людей разного социального статуса и группы. Например, губернатор Российской империи мог быть патроном для своих чиновников и местных купцов, но в то же время он с легкостью мог стать клиентом министра внутренних дел или министра путей сообщения, если они были выгодны обеим сторонам. 

- Денис, Вы и участники проекта в течение 3-х месяцев занимаетесь исследованием этого исторического материала, который важен для расширения понимания и знания разных исторических явлений и процессов в России. Каких успехов ваша команда уже добилась? 

- В первую очередь - конференции. Суммарно коллеги из моего проекта сделали 7 докладов на 5 разных научных конференциях всероссийского уровня. И это очень хороший показатель нашего успеха! Когда тебя приглашают на подобные научные мероприятия, обсуждают и критикуют твое исследование, то это можно считать критерием востребованности и актуальности научного проекта. 

Другая важная активность - это проведение отдельной научной секции-дискуссии в рамках II Всероссийской конференции "Микросюжеты в гуманитарных науках", где мы смогли представить наш проект и получить вопросы о дальнейших планах развития. На ней мы заявили о запуске подготовки международной конференции, посвященной патрон-клиентским отношениям... 

- Вы организуете международную конференцию? 

Слово "международная" звучит пугающе ответственно, так как мы считаем нашу тему актуальной и важной не только для российской исторической науки, но и зарубежных коллег. Поэтому мы надеемся, что весной 2021 г. пройдет и состоится I международная научная конференция "Патрон-клиентские отношения и неформальные практики управления в истории России XVII-нач. XX в.". 

- Звучит амбициозно!

- Возможно. Надеемся, что коллеги с факультета гуманитарных наук и другие научные и научно-административные подразделения поддержат нашу идею и помогут с организацией и проведением такого масштабного мероприятия. 

- Можем пожелать Вам только удачи и успехов в этом деле! Какие еще результаты или планы есть у проектной группы?

- Да, важное отдельное направление нашей деятельности - создание удобной и конвенциональной терминологической системы для российских исследователей. Разработка русского научного понятийного аппарата достаточно важная и актуальная проблема в последнее время. Помимо важности использования русского научного языка, мы видим проблему в непонимании содержания или фундамента того термина, который употребляется зарубежными учёными. 

По этой причине мы решили перевести классический труд американского историка Ш. Кеттеринг, занимавшейся изучением патрон-клиентских отношений во Франции XV-XVII вв. Нами уже сделан перевод введения и он успешно прошел экспертную проверку. 

- Планируете ли Вы полностью закончить перевод книги и издать? 

- Да, мы планируем завершить перевод монографии к середине лета 2021 г. и издать его. Если он пройдет все этапы и процедуры верификации, то мы получим первый перевод зарубежной монографии по патрон-клиентским отношениям в России и от издательства НИУ ВШЭ. 

- Получается, у вас сейчас две амбициозные задачи на 2021 год: провести международную конференцию и издать перевод зарубежной монографии? 

- Абсолютно верно. Мне кажется, эти цели соответствуют задачам нашего проекта - привлечение внимания к проблеме патрон-клиентских отношений и "популяризации" разработки этого предмета в исторической и др. гуманитарных науках. Изучение этого исследовательского вопроса позволяет сделать самые неожиданные открытия и выводы в рамках традиционной темы исследований. 

- Денис, большое спасибо Вам за интервью. Надеемся скоро увидеть трансляцию с Вашим выступлением на открытии международной конференции и получить экземпляр перевода с автографами Ваших коллег!