• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опубликована статья Е.В. Подобуевой «Кризис искусства: Малевич, Бердяев, Гершензон»

В  № 37 журнала Артикульт опубликована статья стажера лаборатории Екатерины Подобуевой «Кризис искусства: Малевич, Бердяев, Гершензон». Поздравляем Екатерину и представляем аннотацию статьи.


Статья посвящена рассмотрению проблемы кризиса искусства в России начала ХХ века на примере супрематического творчества К. Малевича и философских воззрений Н. Бердяева и М. Гершензона. К. Малевич представлял собой уникальный феномен в мире искусства первой половины двадцатого столетия. Он сумел воплотить в супрематизме сущность «искусства ради искусства», стремление к выходу за данность эмпирической реальности. Подобное стремление было крайне важно для М.О. Гершензона, который видел обращение к «внеэмпирическому» необходимым для избавления от тяжких оков «прошлого», которые в том числе представляются одними из атрибутов кризиса искусства. Похожая позиция была актуальна и для Н. Бердяева, однако, с одной существенной оговоркой: он полагал, что идеи Малевича только лишь отражают наличие самого кризиса, но не выводят ни к чему новому, потому как подобное искусство обезличено, лишено духовного. Тем не менее, если обращаться к философским текстам Малевича, можно обнаружить определенное несоответствие тезису Бердяева, так как для него самого ключевым понятием его философии и творчества остается интуиция, неразрывно связанная с понятием духовного. Именно посредством взаимодействия данных понятий, согласно Малевичу, возможно истинное искусство.

Ознакомиться с текстом можно на сайте журнала.

Выходные данные: Подобуева Е.В. Кризис искусства: Малевич, Бердяев, Гершензон / Е.В. Подобуева // Артикульт. 2020. 37(1). С. 115-124. DOI: 10.28995/2227-6165-2020-1-115-124