Феноменологические течения в философии XX-XXI вв.: истоки, влияния, развитие
Описание проекта
Главной теоретической целью данного проекта является систематизация феноменологических подходов, принятых в современной философии, а также их критический анализ, экспликация внутренней логики, обоснование аргументов и оценка их эвристических перспектив. Для реализации данной цели предполагается сопоставление традиционных континентальных и современных аналитических подходов в области феноменологии, а также компаративистика между континентальной и отечественной феноменологией. В частности, необходимо показать, как можно и как нельзя применять феноменологический язык описания в отношении проблемы онтологии сознания. Предстоит обосновать неэффективность использования метаязыковой конструкции объяснения сознания в субъект-объектной парадигме (признание того, что есть сознание-объект и независимое от него сознание-субъект), данный кейс будет представлен как метафизический парадокс. Напротив, феноменологическая трактовка стремится к устранению дуальных интерпретаций сознания, что помимо избегания различных парадоксов, ведет также к снятию центральной для натуралист ской эпистемы психофизической проблемы (проблемы "сознание-тело").
Актуальность проекта связана с тем, что феноменология имеет не только внутрифилософское, но и интердисциплинарное признание. Так, одной из важнейших линий дифференциации и интеграции идей является пересечение феноменологического и экзистенциального философских подходов. Методы феноменологии с успехом применяются в прикладных сферах: социологии, истории, литературоведении, теории искусства, когнитивных науках, то есть во всех областях, имеющих дело с феноменом, как особым объектом анализа. Работа по систематизации и популяризации феноменологической традиции в русскоязычном пространстве будет способствовать и углублению междисциплинарной работы в науке на основе наработок феноменологии.
Особый интерес представляет взаимодействие феноменологии и отечественных философских школ. Их освещение и изучение связей феноменологической традиции, к примеру, между русской и советской философией позволят сделать более ясной значение отечественной философии в контексте мировой философской мысли.
Наконец, сам основатель классической феноменологии Эдмунд Гуссерль, определял свой проект как глобальную задачу, максимально открытое поле для исследования, с обширным набором проблем и противоречий, представляющих объемный задел для философского размышления будущих исследователей-феноменологов. Именно это обусловило появление столь разнородного поля философских течений, предлагающих собственный способ обращения с различными феноменологическими проблемами, или же от них отталкивающихся. Однако результатом такого глобального и разветвленного влияния нередко становится как неоправданно широкое размывание границ содержания самого понятия “феноменология”, так и затрудненное понимание специфического способа решения философских задач методами феноменологии. В связи с этим возникает запрос на систематизацию и критическую оценку современных феноменологических подходов, их исследовательских предпосылок и перспектив.
Помимо этого, планируется рассмотреть границы программы по созданию полностью научной психологии (науке о субъекте). Эти границы, проходят в этико-экзистенциальной плоскости и дают о себе знать во все времена, несмотря на бурное развитие когнитивной психологии, нейропсихологии и прочих когнитивных и нейронаук (Х. Дрейфус, R. Кurzweil), а также тотального наступления позитивизма в гуманитарной сфере.
Также планируется рассмотреть, с одной стороны, развитие феноменологической проблематики в трудах отечественных философов: Г.Г. Шпета, А. Ф. Лосева, с другой — проанализировать и дать критику феноменологии, развернутую в полемических произведениях советских философов, а также показать возможные неожиданные сближения феноменологических и марксистских позиций в СССР; в рамках общей работы по классификации и систематизации проанализировать основное концептуальное различие в двух направлениях рецепции феноменологии в СССР: как философского метода в русской эмиграции и СССР, а также как стиля философской работы (Мамардашвили).
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.