Предзащита бакалаврских ВКР в рамках лаборатории трансцендентальной философии
22-го мая в рамках собрания НУЛ трансцендентальной философии состоялась предзащита трех бакалаврских дипломных работ. Доклады о своих исследованиях подготовили стажеры-исследователи лаборатории Анастасия Максимова и Екатерина Подобуева, а также выпускница школы философии Мария Ногай. Ниже представлены аннотации обсуждаемых работ. Желаем нашим коллегам успешной финальной защиты!
Анастасия Максимова
«Экзистенциальный опыт: философский и психологический анализ».
В работе демонстрируется феномен экзистенциального опыта в двух его модусах: отрицательный (экзистенциальная тревога) и положительный (самотрансценденция).
Осуществляется анализ отдельных аспектов экзистенциальной тревоги: абсурд, пограничная ситуация смерти, свобода, а также модусы экзистенциального переживания: тошнота, скука, тоска, отчаяние, заброшенность и ужас. Рассматривается феномен "самотрансценденции" в трех волнах экзистенциализма: религиозная (К. Яперс), атеистическая (Ж. П. Сартр, А. Камю) и нейроэкзистенциализм (Г. Карузо, О, Флэнэган) . Производится реконструкция экзистенциального опыта в понятих философии раннего Л. Витгенштейна. Осмысляются возможные пути преодоления нового экзистенциального кризиса, выражающегося в крушении иллюзий относительно сущности человека в свете открытий в области нейронауки.
Подобуева Екатерина
СУПРЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. МАЛЕВИЧА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Ж.-Л. МАРИОНА
Настоящая работа посвящена рассмотрению супрематических полотен Казимира Малевича "цветного", "черного" и "белого" периодов в контексте теории насыщенных феноменов Жана-Люка Мариона. Главным образом данный текст коснется различия понимания Марионом двух типов насыщенных феноменов: идола и иконы. Мы предпримем попытку показать, что некоторые параметры различия данных типов феноменов представляются не совсем убедительными, поскольку при их детальном рассмотрении обнаруживаются некоторые белые пятна, которые будут представлены для разбора в ходе данной работы. В контексте различия феноменов идола и иконы нами будет рассмотрена супрематическая теория Казимира Малевича, которая взята в качестве примера, способного показать некоторые несовершенства теории Мариона. В качестве главной проблемы данной работы мы рассматриваем вопрос об определении абстрактного искусства, а именно супрематизма, в качестве насыщенного феномена в рамках теории Мариона. Тезисом, выдвигаемым в настоящем исследовании, является идея о том, что несмотря на то, что на первый взгляд супрематическое искусство Малевича должно быть определено в качестве феномена идола, при более детальном рассмотрении мы обнаруживаем, что супрематические полотна (по крайней мере отдельные из них) все же, скорее представляют собой пример феномена иконы. Данный тезис доказывается посредством обращения к феноменологической теории Мариона, а также посвященным ей второисточникам. Также, нами подробно рассмотрена супрематистская теория Малевича, где сделан особенный акцент на философских текстах художника. Итогом доказательства тезиса стал вопрос о зависимости насыщенных феноменов от того, как они интерпретируются субъектом.
Мария Ногай
Л.Н. Толстой и русская интеллигенция: философский анализ исторических коллизий.
Образ Л.Н. Толстого всегда представлялся крайне противоречивым, а потому всегда новым и неожиданным в своих интерпретациях, отсюда следует такой высокий интерес к нему и обширная полемика вокруг его личности. Писатель является поистине гениальным и уникальным гигантом в русской художественной литературе. В данном исследовании рассматривается петрубация образа Толстого с конца XIX до середины XX века. Он никогда: с дореволюционного периода по настоящее время не был представлен целостно - его образ всегда был двойственным и чаще всего рассматривался сквозь призму "кричащих противоречий", определенных В.И. Лениным. Целью исследования представляется анализ философских и политических взглядов Л.Н. Толстого в контексте сопоставления его реальной философии и позиции и идеологической символизации его имени в политической жизни страны. Рассматривается также русская интеллигенция как социальная группа, включая и религиозно-философскую, и политическую (революционную), которая уникально отразила все события того времени в своих трудах, что является ключевым фактором для понимания философского климата того периода. Данное исследование поможет заполнить философского разрыв в понимании единства и многообразия восприятия Толстого русской интеллигенцией, а также поспособствует внесению новых оценок в сложившиеся взгляды на политическую историю России.