Состоялся доклад Полины Рогачевой "Философия образования Л.Н. Толстого: путь через века к современным педагогическим практикам"
16 мая на базе Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии состоялся доклад стажера-исследователя лаборатории Полины Рогачевой на тему "Философия образования Л.Н. Толстого: путь через века к современным педагогическим практикам"
Доклад Полины Рогачевой был посвящен философии образования Л. Н. Толстого. Были рассмотрены теоретические основы философии образования Толстого, используемые им педагогические практики и место его философии образования в различных педагогических системах мира.
В начале был высказан тезис о том, что педагогические идеи автора строятся на фундаменте определённой гуманистической (руссоистско-кантианской) философии. Вторым важным бэкграундом в педагогике стало понятие свободы. Свобода человека понималась Толстым как свобода «от» любых форм принуждения и насилия: вмешательства в его естественную гармонию. Толстой признавал существование двух типов образования: сознательного и бессознательного, и чтобы не нарушить свободу гармонического развития человека, образовательная среда не должна была навязывать ему какие-либо установки и нормы, но должна была лишь сопровождать ученика по пути естественного когнитивного развития.
Примером такой среды является, к примеру, равенство, которое важно для философии образования Толстого. Среда равенства признавалась им естественной, так как в ней не имело места использование чужого труда.
На основе этих трех важнейших составляющих были обозначены оригинальные методы практической педагогики Толстого, например, свободное обучение. Свободная школа Толстого не допускала ни малейшего принуждения: наказаний, домашних работ, ответов у доски, которые, по мнению Толстого, являлись насилием над духом и свободой человека. Это существенно отличало его методику от всех известных к тому времени теорий (К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова и др.).
Важным методом обучения в Яснополянской школе были игра и труд, которые погружали детей в естественную среду их жизни (сельская местность как базис формирования). Игра, кроме когнитивных характеристик имела тенденцию к равенству игроков: она уничтожала иерархию между учителем и учеником, переводя их коммуникацию в среду равенства, где каждый имел право на свободное высказывание.
Последней практикой был анализ «Азбуки» — учебно-методического пособия, которое Толстой составил для проведения уроков в соответствии с принципами его философии. В «Азбуке» была предложена модель обучения, где теория соединялась с практикой и был сделан акцент на всестороннее понимание материала учеником. Помимо этого тексты, написанные Толстым для тренировки навыка чтения, поднимали вопросы морали, позволяя ребенку задуматься над теми или иными проблемами и сформировать собственное мнение без давления в виде предоставления однозначных моральных норм. Многочисленные рассказы из Азбуки носили легко узнаваемый характер: это были сказки, быль, рассказы из жизни тех крестьянских детей, которые ее осваивали. Азбука оказалась интересна и городским детям своим аксиологическим и этическим компонентом, легкой усвояемостью правил русского языка.
В докладе была рассмотрена сфера влияния философии образования Л. Н. Толстого на педагогическую теорию разных эпох. В Советском Союзе идеи Толстого нашли ограниченное применение, но больше в идеологии, чем в образовательной практике. Н. К. Крупская и А. В. Луначарский напрямую ссылались на Толстого и его педагогические идеи, признавая их применимость к революционному типу новой школы, однако не могли полностью принять его теорию в виду религиозного содержания всей его философии. Абсолютизм принципа свободы также оказался несовместим с жесткими управленческими функциями советской школы, с ее откровенным идеологическим месседжем миру.
В конце доклада было сделано краткое наблюдение о схожести некоторых современных тенденций в педагогике с философией образования Л. Н. Толстого.