• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стажёры-исследователи Лаборатории защитили свои третьи курсовые

Ксения Лапшина, Любовь Баркова, Алексей Бакланов и Матвей Мордасов, стажёры-исследователи Арктической лаборатории, 30 и 31 мая защищали свои исследования этого года вместе с другими третьекурсниками ОП ФиКЛ.

Ксюша Лапшина рассказывает о тундровом ненецком

Ксюша Лапшина рассказывает о тундровом ненецком
Школа лингвистики ФГН
Защиты третьего курса проходили в традиционном формате: выступления перед специально собранной для этого комиссией, вопросы студентов-рецензентов и свободная дискуссия. Почти все представители Арктической лаборатории получили отличные оценки, а работа Любы Барковой была удостоена высшего балла. Мы спросили наших сотрудников и сотрудниц, что они исследовали, как прошла защита и как они планируют использовать результаты работы в будущем.

Ксения Лапшина, «Комитатив и каритив в тундровом ненецком» под руководством И. А. Стенина:
О чём работа? Комитатив и картитив очень похожи по значению: комитатив вводит участника в ситуацию, а каритив маркирует его отсутствие. В большинстве языков мира они находятся в маркированной оппозиции, причём каритив более маркирован. Я хотела проверить эту закономерность в тундровом ненецком. Оказалось, что в нём система гораздо более равновесная, чем можно ожидать типологически, то есть ни комитатив, ни каритив нельзя назвать более маркированным. Это ещё хорошо ложится на устройство системы прилагательных на этом языке, что меня приятно удивило. 

Какие впечатления от защиты? Весь последний месяц я очень переживала. Хотя мой текст далёк от идеала и мне не всё нравится, я очень довольна, что у меня это получилось. На защите была доброжелательная атмосфера, всё было спокойно. Я волновалась только за то, чтобы уложиться во время, потому что семи минут казалось очень мало. 

Что дальше? Я бы точно хотела и продолжать эту тему, и заниматься тундровым ненецким языком, но для этого нужны дополнительные данные от носителей языка, а это сложно. Было бы здорово сделать из этого статью, и возможно, что мой диплом в следующем году будет связан с этой темой.
Любовь Баркова, «История только что» под руководством А. А. Козлова:
О чём работа? Это диахроническое исследование о возникновении наречия только что. Выяснилось, что оно возникло из фокусной частицы только что, которая сейчас утратилась. Особенностью этой фокусной частицы было то, что она часто вводила шкалу и поэтому могла иметь в своей сфере действия отрицание — и всё это означало гиперболу. 

Какие впечатления от защиты? Защита прошла хорошо, мне задавали много интересных вопросов. 

Что дальше? Планирую написать статью, и теперь уж точно её напишу.
Курсовая работа Матвея Мордасова  «Языковые идеологии и динамика идентичности в сообществах северных коми» под руководством А. В. Влахова основана на полевых данных, собранных в экспедициях 2021 и 2022 гг. В планах у Матвея и дальше развивать тему.

Прямо из норвежского города Тромсё через ZOOM защищался ещё один наш сотрудник Алексей Бакланов. Он проходит стажировку в университете Тромсё и для курсовой работы исследовал диалектные особенности местной фонетики, а заодно языковую ситуацию и состояние локальной идентичности. Работой руководила Инна Зибер. Кроме того, в те же дни курсовую работу блестяще защитила Анастасия Чевелёва, которая работала в нашей лаборатории в прошлом году и исследовала чукотский язык в экспедиции под руководством И. А. Стенина.