• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сотрудницы Лаборатории защитили свои вторые курсовые работы

В Арктической лаборатории работают в должности стажёров-исследователей две студентки второго курса ФиКЛа: Анна Елагина и Дарья Морозова. 27 мая в Школе лингвистики состоялись традиционные постерные защиты, на которых Анна и Дарья представили свои исследования этого года.

Постерные защиты второго курса бакалавриата

Постерные защиты второго курса бакалавриата
Школа лингвистики

Постерные защиты работ второго курса в Школе лингвистики — всегда большое событие, которое стараются не пропустить и преподаватели, и студенты старших курсов. А наши сотрудницы не только представили публике курсовые работы, но и получили за них выдающиеся отличные оценки: 9 и 10! И мы не удивлены, потому что давно знаем, что это трудолюбивые, самостоятельные и разносторонние исследовательницы. Мы спросили Анну и Дарью, что они исследовали, как прошла защита и как они планируют использовать результаты работы в будущем.

Анна Елагина, «Повторение псевдослов и повторение ритмов у детей-дошкольников 5-6 лет» под руководством С. В. Дорофеевой:

О чём работа? Мы исходили из гипотезы о том, что процессы воспрития и порождения ритмов и речи взаимосвязаны. Если это правда так, мы можем смотреть на одно через другое, например, диагностировать отклонения в развитии речи через ритмы или помогать с речевыми проблемами с помощью ритмов. Мы проводили психолингвистические тесты, считали статистику и в итоге выявили корреляцию, то есть эти вещи связаны. Кроме того, мы выяснили, что повторение ритмов осваивается раньше, чем повторение псевдослов, и при расширении выборки мы сможем использовать ритмы для ранней диагностики нарушений в речи. Мои результаты позволяют в будущем добавлять упражнения на ритмы для детей-дислексиков, чтобы они могли легче справляться с текстом. Работа долгая, интересная и необычная. Интересно, что пришлось работать с детьми и быть таким юным детским психологом, потому что к каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, у всех разные трудности, нужно говорить с родителями, и сначала кажется, что ты такой маленький и ничего не можешь, а на самом деле можешь. 

Какие впечатления от защиты? Постерный формат защиты очень приятный. Ты не очень переживаешь, стоишь спокойно и рассказываешь кому угодно, кто заинтересовался твоей темой, можешь сам ходить и смотреть другие работы, это очень интересно и здорово, и такой праздник науки получился. 

Что дальше? Сама курсовая работа связана с большим проектом про предикторы чтения [в Центре языка и мозга ВШЭ] и то, как на это влияют фонологические навыки ребёнка. Я пришла к Светлане Валентиновне Дорофеевой и предложила посмотреть ещё и на ритмы  есть соответствующие статьи и разработки, можно посмотреть это у носителей русского языка. В итоге мой блок с ритмами вошёл в общий проект по предикторам чтения, он дальше будет продолжаться. Сейчас были дети 5-6 лет, нужно дополнить и их число, провести ещё столько же тестирований с детьми этого же возраста, чтобы результаты были более значимыми. Потом было бы хорошо продолжить с детьми более младшего возраста. Само продолжение работы как научной — это выступление на конференции, тезисы уже отправлены.
Работа Дарьи Морозовой намного ближе к Северу, северным языкам и сообществам и построена на материалах из экспедиций в республики Карелию и Коми под руководством Андриана Викторовича Влахова.

Дарья Морозова, «Отношение к этническому языку и языковому сдвигу в коренных сообществах Арктики: сравнительное исследование на анализе полевых материалов» под руководством А. В. Влахова:

О чём работа? Я исследовала то, как разные социальные факторы — гендер, возраст, профессия — влияют на отношение к языковому сдвигу в сообществах Карелии и Ижемского района Республики Коми и узнала много интересного о том, как в зависимости от устройства сообщества и от того, в какой стадии находится языковой сдвиг (потому что в Ижемском районе он значительно менее выражен, чем в Коми) люди по-разному относятся к нему. 

Какие впечатления от защиты? Мне очень понравилось, как были устроены защиты. Было ощущение всеобщего научного праздника. Я чувствовала, что людям правда интересно слушать про мою работу. Несмотря на то, что рассказывать долго тоже не очень приятно, это было ужасно здорово.

Что дальше? Я хочу переделать эту работу в какую-нибудь статью. Я пока не очень понимаю, как я это сделаю, надеюсь, что Андриан мне в этом поможет, но за лето я хочу что-нибудь придумать.
Работа Дарьи была удостоена традиционной премии имени существительного, которая вручается за лучшее теоретическое исследование среди студентов второго курса. Мы поздравляем Дарьи и её научного руководителя Андриана Влахова и очень гордимся ими!  

Премии имени существительного и высшего балла за работу также была удостоена Екатерина Шепель, научная подопечная заведующей Инны Зибер и частая гостья нашей лаборатории. Екатерина подготовила типологическое исследование консонантных систем без фонологического противопоставления между велярными и поствелярными согласными, учитывая данные в том числе якутского и эвенского языков, специалисты по которым работают у нас. Этим летом сотрудничество Екатерины с нашей лабораторией укрепится ещё больше: она присоединится к нам в экспедиции по изучению чукотского языка! Другая подопечная Инны, Ксения Тушевская, которая на отлично защитила курсовую о заимствованных именах в саамском языке, также совсем скоро поедет в северные поля под руководством Андриана Влахова. Таких совпадений и переплетений вблизи нашей Лаборатории всё больше и больше. Север притягивает!