Очередной семинар Арктической лаборатории: обсуждение первых двух разделов из книги «The Siberian World»
Прошёл первый семинар Арктической лаборатории, посвящённый обсуждению книги «The Siberian World». На нём сотрудники и сотрудницы поделились друг с другом впечатлениями от чтения глав из первой и второй частей сборника.
Екатерина Шепель поделилась прочитанным в главе «(Socio)linguistic Outcomes of Social Reorganization in Chukotka». В ней Джессика Кантарович описывает влияние социальной реорганизации на чукотский язык, который с начала прошлого века потерял свой высокий статус и сейчас почти полностью вытеснен русским во всех сферах жизни на Чукотке. Выделяются три основных причины языкового сдвига: коллективизация, культурные ограничения и насильственное переселение детей в интернаты. Также рассматривается изменение языка: до языкового сдвига языковые контакты почти не оказывали влияния на грамматику и лексику чукотского, однако сейчас в речи некоторых носителей используется меньше инкорпорации, больше личных местоимений, отдается предпочтение аналитическим конструкциям. Это может быть объяснено влиянием русского, но есть основания считать, что некоторые черты начали развиваться в чукотском самостоятельно до языкового сдвига.
Татьяна Казакова рассказала о главе, «The Phenomenology of Riverine Names and Hydrological Maps among Siberian Evenki», авторами которой являются Надежда Мамонтова, Томас Тронтон и Елена Клячко. Эвенки хорошо ориентировались на местности, часто были провожатыми, поэтому, когда составляли карты, часто называли реки уже существующими эвенкийскими именами. В главе рассказывается, с чем могут быть связаны названия рек, какие реки когда могут менять названия. Отдельный раздел посвящён морфологии.
Мария Лапина разобрала главу Виктории Филипповой, Гаил Фондал и Антонины Савиновой «Indigenous Land Rights and Land Use in Siberia. Neighbouring Jurisdiction, Varied Approaches». Авторки статьи описали практику применения земельного права коренными народами Сибири на примере эвенков в Забайкальском крае, Амурской области и в Республике Саха — Якутия. Для коренных народов России возможны два способа использования земель: с помощью создания родовой общины (РО) и с помощью создания территории традиционного природопользования (ТТП). Эти объединения позволяют коренным народам заниматься традиционными промыслами, например, рыбалкой, охотой, оленеводством, земледелием и собирательством, не сталкиваясь с индустриальными компаниями. РО и ТТП регулируются федеральными законами и законами, изданными на уровне регионов, часто дающими коренным народам больше прав на использование исконной среды обитания. Также в тексте описываются проблемы, возникающие при организации РО и ТТП, в том числе связанные с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) и работой ресурсодобывающих и перерабатывающих корпораций.
Ксения Лапшина выбрала для доклада главу «Climate change through the eyes of Yamal reindeer herders». В ней Александра Терёхина и Александр Волковитский пишут о том, как изменения климата воспринимают оленеводы Ямала, чья жизнь непосредственно зависит от благополучия северного оленя. Глобальное потепление порождает опасные природные аномалии, затрудняющие выпас, а людям приходится менять привычные маршруты кочевий, чтобы сохранить стадо.
Анна Елагина рассказала о главе «Nature-on-the-move: Boreal forest, permafrost, and pastoral strategies of Sakha people», которую написал Хироку Такакура. В ней учёный сопоставляет историю народа саха и географию Сибири. Работа показывает, что климат — это не статичное явление, и этот факт стоит учитывать в социальных исследованиях, связанных с природой.
Инна Зибер представила главу «Fluctuating human-animal relations: Soiot herder-hunters of South-Central Siberia» Александра Элера. В ней автор спорит с принятым представлением о том, что оседлое скотоводство привнесено в жизнь сойотов бурятским влиянием, и на основании анализа животноводческих практик и интервью с представителями сообщества утверждает, что разведение яков для сойотов так же традиционно, как и оленеводство, а современное разнообразие практик — результат смелого экспериментирования внутри сообщества.
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Заведующий лабораторией
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Стажер-исследователь
Научно-учебная лаборатория социогуманитарных исследований Севера и Арктики: Стажер-исследователь