• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

IV Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям

Что происходит произошло

IV Московско-тартуская школа по цифровым методам в гуманитарных науках (Digital Humanities) «Fall 4 Digital»

IV Московскао-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям «Fall 4 Digital»

#fall4digital #dhvoronovo 

Когда происходит происходило

19 – 22 октября 2019

Где происходит происходило

Учебный центр НИУ ВШЭ «Вороново» (Москва)

Что будет было

Программа школы (PDF, 214 Кб) 

Школа  прошла в своём традиционном формате интеллектуального фейерверка. Были:

Лекции

Практикумы по цифровым исследовательским инструментам и технологиям

  • Стилометрия в Stylo — Даниил Скоринкин
  • Сети и слова: цифровые подходы к русской литературе (сетевой анализ + стилометрия)  —  Франк Фишер, Дарья Максимова, Евгения Устинова, Герман Пальчиков
  • Тематическое моделирование и визуализация в Tableau — Владимир Селеверстов, Вероника Ганеева
  • Введение в GIS — Дарья Шубина
  • Векторные семантические модели — Анастасия Хорошева, Евгений Глазунов

    Круглый стол

Связанные данные и онтологии в историко-культурных исследованиях: как хранить и привязывать упоминания людей, локаций, изданий, чтобы все это превращалось в большие цельные базы знаний. Спикеры:

Мастерские-тьюториалы 

Основная часть школы. Здесь участники применяли цифровые методы к разнообразным гуманитарными данным: от статистики кинопроката 1920-х годов и православных богослужебных текстов на разных языках — до личных дневников и архивов русского интернета. 

Тьюториалы

1. Из чего состоит виртуальный дом? Категорий меню домашних страниц ранних российских веб-сайтов

Аннотация тьюториала перед школой:

Когда интернет ещё не был слоёным пирогом из различных глобальных платформ, основными узлами, связывающими контент интернета в общую систему, и местами, по которым путешествовал пользователь, были домашние страницы сайтов. Домашние страницы (homepage) могли быть и личными сайтами, и сайтами организаций. Они направляли пользователя, объясняя ему, где он оказался, направляя на различные суб-страницы и другие сайты, координируя пользовательские передвижения и представления о структуре веба. Но что такое домашняя страница и какие категории она сводит в одном месте?

Мы предлагаем участникам тьюториала вместе с нами поработать с корпусом программных кодов заархивированных домашних страниц одной локации/темы и с помощью автоматизированных методов проанализировать элементы меню, которые встречаются на этих страницах. Отдельное время мы уделим качественно интерпретации полученных данных: чтобы понять, что такое homepage как явление, мы посмотрим на то, какие рамки есть у найденных элементов меню — какие темы и функции домашняя страница связывает и к какому оффлайн-опыту (например, чтения других медиа) отсылает.

Ведущие тьюториала: Аня Щетвина, Лёня Юлдашев и Егор Ефремов (Клуб любителей интернета и общества)

2. Кинопрокат Москвы и Ленинграда в 1920-е гг.

 

Аннотация тьюториала перед школой:

На протяжении 1920-х годов на советских экранах шло большое количество иностранных фильмов. Одновременно с этим реконструировалось и переживало драматический рост советское кинопроизводство. Считается, что зритель в СССР (пока что недостаточно «советский») предпочитал заграничные картины отечественным, а из отечественных — фильмы скандальные и мелодраматические.

Мы собираемся проверить эти представления, проанализировав предпочтения городского кинозрителя с помощью базы данных, содержащей информацию о коммерческих киносеансах. На основании этих данных мы хотим ответить на следующие вопросы:

  • Какие фильмы были наиболее доступны и наиболее востребованы? Обнаруживается ли специфика ленинградского кинопроката по сравнению со столичным?
  • Отличались ли репертуары в зависимости от районов города? 
  • Можно ли говорить о специфических маршрутах циркуляции фильмов в пределах одного города?
  • Можем ли мы на основании репертуаров реконструировать образ посетителя конкретных кинотеатров?
  • Менялась ли прокатная конфигурация в результате тех или иных событий в области управления кинематографом? 
  • Как полученные данные соотносятся с социологическими исследованиями зрителя и городского населения, предпринимавшимися в 1920-х годах?

Ведущие тьюториала: Оксана Майстат (Берлинский университет им. Гумбольдта), Андрей Муждаба (независимый исследователь), Георгий Шерстнев (Европейский университет в Санкт-Петербурге).

Видео презентации тьюториала в начале школы:

Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:

3. Богослужебные тексты: явные и скрытые параллели

 

Аннотация тьюториала перед школой:

Богослужебные тексты Православной Церкви представляют собой ткань со множеством взаимосвязей: цитат, парафразов, параллельных конструкций, аллюзий. Для начала эти параллели и сближения можно выявлять между текстами на одном языке — скажем, церковнославянском синодального периода. Там могут найтись различные переводы одного источника, перепевки, контаминации. Можно копнуть глубже — и c помощью компьютерных инструментов выравнивания текстов на разных языках выстроить параллели с греческими первоисточниками текстов на церковнославянском. Можно, напротив, сравнить синодальные тексты православного богослужения с переводами на русский, английский, французский. Создание параллельных корпусов богослужебных текстов позволит изучить стратегии их перевода и поставить новые текстологические вопросы. Общая цель этой работы — выстроить тексты православного богослужения в стройную машиночитаемую цепочку: «древность — средневековье — современность».

Ведущий тьюториала: иеромонах Пантелеимон, глава издательского отдела Переславской епархии, редактор издательства «Орфограф»

Видео презентации тьюториала в начале школы:

Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:

Слайды итоговой презентации

4. Анатомия жизни: на пути к формированию стандарта обмена данными в просопографических исследованиях

Аннотация тьюториала перед школой:

Сегодня во многих исследованиях и проектах не хватает стандарта описания биографии человека. В идеале такое описание должно быть машиночитаемым, универсальным, расширяемым и одновременно достаточно простым для человеческого восприятия. На мастерской мы займемся созданием прототипа стандарта — и потестируем его на разнородных биографических данных. Для этого мы: 

  1. Рассмотрим некоторые уже имеющиеся подходы к представлению биографической информации в базах данных
  2. Выработаем «зародыш» обменного формата, соответствующий требованиям: легкая человеко- и машиночитаемостьнеограниченная возможность расширения
  3. Опробуем получившуюся заготовку на источниках разных типов: от первичных документов до биографических словарей и баз данных. 
  4. Используя язык R, проведем эксперименты по анализу данных, закодированных при помощи нового формата (участникам потребуются лишь базовые навыки R, которые можно будет получить до школы).  

Ведущий: Алексей Куприянов, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, историк науки

Видео презентации тьюториала в начале школы:

Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:

5. Дневники и дальнее чтение 

Аннотация тьюториала перед школой:

Участники тьюториала поработают с корпусом дневников проекта «Прожито». Для исследования этой новой ценной коллекции исторических свидетельств мы попробуем применить методы компьютерной лингвистики и автоматического анализа текста. 

Ведущие: сотрудники Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ (при участии «Прожито»). 

6. «Кино для всех»

 

Аннотация тьюториала перед школой:

Тьюториал будет посвящен сравнению лицевой и телесной экспрессии людей в кино и в жизни с помощью компьютерного зрения. Экспрессия людей в искусстве (например, в театре или в кино) и отличается от того, как мы выражаем эмоции в жизни. Но можно ли как-то зафиксировать и измерить эти различия? На тьюториале мы попытаемся сделать это при помощи технологий  keypoint face detection и pose estimation — то есть технологий распознавания ключевых точек лица и тела в кадре, основанные на грубоких нейронных сетях. 

Ведущий: Ильдар Белялов, директор мастерской Deep Learning на Летней школе (ЛШ), инженер-программист с опытом fullstack веб-разработки, специалист по анализу данных и машинному обучению.  

Видео презентации тьюториала в начале школы:

Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:

Концепция МТШ

Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам задумана как продолжение традиции летних школ по вторичным моделирующим системам, проходивших в 60-е годы в Эстонии и объединивших филологов, лингвистов и математиков. 

Миссия школы — создание общей междисциплинарной научной среды.  Задача школы — объединить молодых исследователей из разных областей: филологов, математиков, программистов, лингвистов. Совместная исследовательская практика позволит им выработать общий метаязык, ставить общие исследовательские задачи, понимать суть использованных методов и интерпретировать результаты.