IV Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным исследованиям
Что происходит произошло
IV Московско-тартуская школа по цифровым методам в гуманитарных науках (Digital Humanities) «Fall 4 Digital»
#fall4digital #dhvoronovo
Когда происходит происходило
19 – 22 октября 2019
Где происходит происходило
Учебный центр НИУ ВШЭ «Вороново» (Москва)
Что будет было
Программа школы (PDF, 214 Кб)
Школа прошла в своём традиционном формате интеллектуального фейерверка. Были:
Лекции
- «Честный разговор на неудобную тему: что нас раздражает в DH и как не потерять самообладания» (PDF, 4.67 Мб) — открывающая лекция Анастасии Бонч-Осмоловской (Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ)
- «От политики к поэтике: топика Крыма» — Борис Орехов (Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ), Роман Лейбов (Тартуский университет)
-
«Следствие ведут цифровые гуманитарии: что думали в средневековом Китае про котиков, тигров и других животных?» (PDF, 2.73 Мб) — Мариана Зорькина (Университет Цюриха)
- «"Смотря в каком контексте": почему word2vec уже не в моде и что такое контекстуализированные векторносемантические модели» — Андрей Кутузов (Университет Осло)
-
«Staying in the game: Как войти в DH и/или не выпадать оттуда» (PDF, 48.17 Мб)
— издание «Системный Блокъ»
Практикумы по цифровым исследовательским инструментам и технологиям
- Стилометрия в Stylo — Даниил Скоринкин
- Сети и слова: цифровые подходы к русской литературе (сетевой анализ + стилометрия) — Франк Фишер, Дарья Максимова, Евгения Устинова, Герман Пальчиков
- Тематическое моделирование и визуализация в Tableau — Владимир Селеверстов, Вероника Ганеева
- Введение в GIS — Дарья Шубина
- Векторные семантические модели — Анастасия Хорошева, Евгений Глазунов
Круглый стол
- Фекла Толстая Tolstoy.Digital, презентация Феклы Толстой (PDF, 22.77 Мб)
- Алексей Куприянов
- Кирилл Маслинский
- Анастасия Бонч-Осмоловская
Мастерские-тьюториалы
Основная часть школы. Здесь участники применяли цифровые методы к разнообразным гуманитарными данным: от статистики кинопроката 1920-х годов и православных богослужебных текстов на разных языках — до личных дневников и архивов русского интернета.
Тьюториалы
1. Из чего состоит виртуальный дом? Категорий меню домашних страниц ранних российских веб-сайтов
Аннотация тьюториала перед школой:
Когда интернет ещё не был слоёным пирогом из различных глобальных платформ, основными узлами, связывающими контент интернета в общую систему, и местами, по которым путешествовал пользователь, были домашние страницы сайтов. Домашние страницы (homepage) могли быть и личными сайтами, и сайтами организаций. Они направляли пользователя, объясняя ему, где он оказался, направляя на различные суб-страницы и другие сайты, координируя пользовательские передвижения и представления о структуре веба. Но что такое домашняя страница и какие категории она сводит в одном месте?
Мы предлагаем участникам тьюториала вместе с нами поработать с корпусом программных кодов заархивированных домашних страниц одной локации/темы и с помощью автоматизированных методов проанализировать элементы меню, которые встречаются на этих страницах. Отдельное время мы уделим качественно интерпретации полученных данных: чтобы понять, что такое homepage как явление, мы посмотрим на то, какие рамки есть у найденных элементов меню — какие темы и функции домашняя страница связывает и к какому оффлайн-опыту (например, чтения других медиа) отсылает.
Ведущие тьюториала: Аня Щетвина, Лёня Юлдашев и Егор Ефремов (Клуб любителей интернета и общества)
2. Кинопрокат Москвы и Ленинграда в 1920-е гг.
Аннотация тьюториала перед школой:
На протяжении 1920-х годов на советских экранах шло большое количество иностранных фильмов. Одновременно с этим реконструировалось и переживало драматический рост советское кинопроизводство. Считается, что зритель в СССР (пока что недостаточно «советский») предпочитал заграничные картины отечественным, а из отечественных — фильмы скандальные и мелодраматические.
Мы собираемся проверить эти представления, проанализировав предпочтения городского кинозрителя с помощью базы данных, содержащей информацию о коммерческих киносеансах. На основании этих данных мы хотим ответить на следующие вопросы:
- Какие фильмы были наиболее доступны и наиболее востребованы? Обнаруживается ли специфика ленинградского кинопроката по сравнению со столичным?
- Отличались ли репертуары в зависимости от районов города?
- Можно ли говорить о специфических маршрутах циркуляции фильмов в пределах одного города?
- Можем ли мы на основании репертуаров реконструировать образ посетителя конкретных кинотеатров?
- Менялась ли прокатная конфигурация в результате тех или иных событий в области управления кинематографом?
- Как полученные данные соотносятся с социологическими исследованиями зрителя и городского населения, предпринимавшимися в 1920-х годах?
Ведущие тьюториала: Оксана Майстат (Берлинский университет им. Гумбольдта), Андрей Муждаба (независимый исследователь), Георгий Шерстнев (Европейский университет в Санкт-Петербурге).
Видео презентации тьюториала в начале школы:
Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:
3. Богослужебные тексты: явные и скрытые параллели
Аннотация тьюториала перед школой:
Богослужебные тексты Православной Церкви представляют собой ткань со множеством взаимосвязей: цитат, парафразов, параллельных конструкций, аллюзий. Для начала эти параллели и сближения можно выявлять между текстами на одном языке — скажем, церковнославянском синодального периода. Там могут найтись различные переводы одного источника, перепевки, контаминации. Можно копнуть глубже — и c помощью компьютерных инструментов выравнивания текстов на разных языках выстроить параллели с греческими первоисточниками текстов на церковнославянском. Можно, напротив, сравнить синодальные тексты православного богослужения с переводами на русский, английский, французский. Создание параллельных корпусов богослужебных текстов позволит изучить стратегии их перевода и поставить новые текстологические вопросы. Общая цель этой работы — выстроить тексты православного богослужения в стройную машиночитаемую цепочку: «древность — средневековье — современность».
Ведущий тьюториала: иеромонах Пантелеимон, глава издательского отдела Переславской епархии, редактор издательства «Орфограф»
Видео презентации тьюториала в начале школы:
Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:
Слайды итоговой презентации
4. Анатомия жизни: на пути к формированию стандарта обмена данными в просопографических исследованиях
Аннотация тьюториала перед школой:
Сегодня во многих исследованиях и проектах не хватает стандарта описания биографии человека. В идеале такое описание должно быть машиночитаемым, универсальным, расширяемым и одновременно достаточно простым для человеческого восприятия. На мастерской мы займемся созданием прототипа стандарта — и потестируем его на разнородных биографических данных. Для этого мы:
- Рассмотрим некоторые уже имеющиеся подходы к представлению биографической информации в базах данных
- Выработаем «зародыш» обменного формата, соответствующий требованиям: легкая человеко- и машиночитаемостьнеограниченная возможность расширения
- Опробуем получившуюся заготовку на источниках разных типов: от первичных документов до биографических словарей и баз данных.
- Используя язык R, проведем эксперименты по анализу данных, закодированных при помощи нового формата (участникам потребуются лишь базовые навыки R, которые можно будет получить до школы).
Ведущий: Алексей Куприянов, доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, историк науки
Видео презентации тьюториала в начале школы:
Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:
5. Дневники и дальнее чтение
Аннотация тьюториала перед школой:
Участники тьюториала поработают с корпусом дневников проекта «Прожито». Для исследования этой новой ценной коллекции исторических свидетельств мы попробуем применить методы компьютерной лингвистики и автоматического анализа текста.
Ведущие: сотрудники Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ (при участии «Прожито»).
6. «Кино для всех»
Аннотация тьюториала перед школой:
Тьюториал будет посвящен сравнению лицевой и телесной экспрессии людей в кино и в жизни с помощью компьютерного зрения. Экспрессия людей в искусстве (например, в театре или в кино) и отличается от того, как мы выражаем эмоции в жизни. Но можно ли как-то зафиксировать и измерить эти различия? На тьюториале мы попытаемся сделать это при помощи технологий keypoint face detection и pose estimation — то есть технологий распознавания ключевых точек лица и тела в кадре, основанные на грубоких нейронных сетях.
Ведущий: Ильдар Белялов, директор мастерской Deep Learning на Летней школе (ЛШ), инженер-программист с опытом fullstack веб-разработки, специалист по анализу данных и машинному обучению.
Видео презентации тьюториала в начале школы:
Видео итоговой презентации тьюториала на закрытии школы:
Концепция МТШ
Московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам задумана как продолжение традиции летних школ по вторичным моделирующим системам, проходивших в 60-е годы в Эстонии и объединивших филологов, лингвистов и математиков.
Миссия школы — создание общей междисциплинарной научной среды. Задача школы — объединить молодых исследователей из разных областей: филологов, математиков, программистов, лингвистов. Совместная исследовательская практика позволит им выработать общий метаязык, ставить общие исследовательские задачи, понимать суть использованных методов и интерпретировать результаты.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.