Ирина Агасарян. В пустом пространстве сцены
Спектакль К. Богомолова “Преступление и наказание” - современное прочтение одноименного романа Ф. Достоевского. Несмотря на то, что текст постановки близок к тексту романа, режиссер интерпретирует события в уникальном ключе. Богомолов изменяет внешние обстоятельства, что влияет на зрительское восприятие и оценку происходящего на сцене. С помощью костюмов, организации пространства, музыки, особой атмосферы он помещает действие романа в наше время, тем самым помогая зрителю погрузиться в среду и прожить спектакль вместе с персонажами, периодически возвращаясь к классическому видению романа и анализируя его.
Герои в постановке Богомолова внешне соответствуют их внутреннему миру. Например, Сонечка Мармеладова - не взрослеющая девочка, как у Достоевского, а женщина пожилого возраста. Это в очередной раз подчеркивает душевную зрелость героини. Ужасные события, сопровождающие Сонечку на протяжении всей жизни, оставляют огромный отпечаток, и теперь она не подросток, у которого все впереди: и радости, и горести. Она практически пожилая женщина. Лужин - карлик, что подчеркивает его малодушие, а мама Раскольникова, Пульхерия Александровна, так наивна и инфантильна, что в постановке она кажется моложе самого Родиона Раскольникова.
Атмосфера спектакля куда менее эмоциональна, чем в романе: все герои говорят спокойно, активные действия на сцене практически отсутствуют. С одной стороны, это позволяет режиссеру очистить спектакль и дать зрителям погрузиться в события и оценить их. С другой — усиливается трагичность происходящего, ведь беда нарисованного общества в его безразличности к происходящему. Убийство воспринимается окружающими как неприметное событие, и даже Порфирий Петрович, разговаривая с Раскольниковым об аресте, общается с ним сдержанно, совсем не как с человеком, совершившим жестокое преступление. Кажется, что в таком обществе все “право имеющие”, так как после преступления не последует общественного осуждения.
Интересно, что Богомолов, “отсекая лишнее”, убирает из постановки внешние признаки нищеты. Мы слышим об ужасных условиях, в которых живут герои, о болезнях, приходящих из-за голода и холода, однако мы совсем этого не видим на сцене, ни в голосах, ни в окружающей среде: пространства постановки чистые, свободные, совсем не бедные, они будто выполняют роль белого холста: серые стены, коробка, походящая то на гроб, то на кровать Раскольникова. Костюмы персонажей аккуратны, они не свидетельствуют о страданиях, как представляется в произведении Достоевского. Социальная несправедливость в романе является одной из основных причин совершения преступления, однако мы не видим ее в постановке, это наталкивает на мысль, что у героев был выбор: и у Раскольникова, и у Катерины Ивановны, и у Сони Мармеладовой. Более того, Семен Мармеладов, судьба которого бесконечно горька и жалостлива, выходит к нам в костюме с бархатным пиджаком и бабочкой. Он будто выступает перед Раскольниковым, играет на сцене, с задором рассказывая о собственной несостоятельности и слабости, приводящей к ужасу. Но этот ужас мы не видим. Таким образом создается контраст, который является основополагающим приемом спектакля.
Режиссер оставляет преступление за рамками сцены, возможно намекая на то, что подготовленный зритель и так знает о произошедшем. Но присутствует ли в постановке наказание?
Если у Достоевского наказанием Родиона Раскольникова становятся душевные терзания, то Раскольников Богомолова совсем не изнывающий, страдающий преступник. В его словах не слышно сожаления о содеянном, он скорее сожалеет о страданиях, которые ему придется вынести на каторге. И крест он берет у Сонечки лишь в целях “выгоды”, в нем нет внутренней веры. Это заставляет нас задуматься: а есть ли настоящая вера в современности? Ведь единственный человек на сцене, кто несет Бога внутри себя - пожилая Соня Мармеладова, напоминающая бабушку, которая пытается донести мысль о всевышнем окружающим.
Музыка играет немаловажную роль в постановке. Она является практически единственным динамичным элементом в статичном и нейтральном спектакле. С долей юмора звучит на сцене музыка из кинофильмов “Служебный роман”, “Ирония судьбы”, “Мой ласковый и нежный зверь”. Эти мотивы сразу узнаются зрителями, ведь являются важными культурными кодами для современного русского человека, как и роман Достоевского “Преступление и наказание”. Таким же культурным кодом является фраза Дунечки, брошенная Свидригайлову: “Но я другому отдана, буду век ему верна” - слова из романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Богомолов задает вопросы о ценности этих культурных кодов, какое место они занимают в нашей будничности, и задумываемся ли мы об их настоящей ценности, можем ли отбросить нагромождения, надстроенные обществом?
Актер, играющий Порфирия Петровича, в интервью, посвященном спектаклю, говорит о том, что разрушение привычного понимания становится основой хорошего театра. Именно это, на мой взгляд, делает Богомолов со знакомым массовому зрителю романом “Преступление и наказание”. Режиссер показывает, как можно посмотреть на произведение с другой, неклассической стороны, отбросить избитые и неактуальные образы и выводы. В более глобальном смысле спектакль поднимает тему значимости культурных столпов и их современного осмысления.
Майнор «Театр с нуля», преп. Елена Леенсон
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.