• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Публикации
Глава в книге
Под лупой комментария. (Жилищная политика Советского государства и ее отражение в произведениях М.А. Булгакова)

Абелюк Е. С.

В кн.: Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI вв.. Кн. 9-10: Материалы Одиннадцатых и Двенадцатых Международных научных чтений, приуроченных к дню ангела писателя (Москва, ноябрь 2020 г., ноябрь 2021 г.). М.: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Музей М.А. Булгакова», 2022. С. 109-126.

Юрий Любимов - одна из ключевых фигур в истории русского и европейского театрального искусства. В числе основных задач Лаборатории - собирание материалов о его режиссерском творчестве (архив Любимова разрознен) и их изучение. Интерес представляют не только знаменитые «таганские» спектакли Любимова, но и его многочисленные зарубежные постановки, о которых в России до сих пор мало что известно.

Спектакли Юрия Любимова напрямую связаны с современной ему общественно-политической и культурной ситуацией. По своему духу они оказались созвучны настроениям значительной части советского общества. Многочисленные письма зрителей в театр дают представление о влиянии Театра на Таганке на развитие гражданского общества. Историко-социологический интерес представляют и отношения театра с государством: история проведения спектаклей Любимова через цензуру, часто очень травматичная, далеко не всегда заканчивавшаяся успехом.

Творчество Юрия Любимова существовало в определенном культурном контексте, который влиял на него. В свою очередь постановки режиссера оказали влияние на развитие российского и мирового театра, поэтому в сферу научных интересов сотрудников Лаборатории попадают как спектакли его современников, так и  тех режиссеров, в которых прослеживается влияние режиссёрского метода Любимова.

Лаборатория активно включена в образовательные программы НИУ ВШЭ. Студенты образовательной программы «Филология» работают в семинарах «Литература и театр» и «Язык драмы», студенты разных образовательных программ выбрали майнор "Театр с нуля" , минор по истории театраобщеуниверситетский факультатив «Режиссерский театр XX века», исследовательскую практику "Археология театра", многие стали участниками разнообразных проектов лаборатории: "Архив театра", "Театрализованная лекция", "Зарубежные критики о спектаклях Любимова", "Театральная видеотека" и другие.

Партнеры Лаборатории: Благотворительный Фонд Ю.П.Любимова, Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, Электротеатр «Станиславский», Культурный Центр им. Андрея Вознесенского, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Гослитмузея им. В.И.Даля, Дом-музей Б.Л. Пастернака, С.-Петербургский университет (филологический факультет, исследовательская группа Л.Бугаевой и Н.Семеновой), Уральский Федеральный университет (филологический факультет, исследовательская группа Т.А.Снигиревой), Associazione Culturale Tonino Guerra, Чешский культурный центр в Москве, Национальный музей Чехии, Библиотека Libri Prohibiti, Сахаровский центр, Власта Смолакова (Прага), Беатрис Пикон-Валлен (Париж), Марчелло Галлуччи (Италия, Университет Аквилы), Орнелла Кальварезе (Италия, Университет Аквилы), Гектор Бриозо (Мадридский университет, Испания), Клуб русского языка и литературы, Университет Оломоуца (Чехия). 

Иллюстрация к новости: Царь Эдип с саксофоном

Царь Эдип с саксофоном

Можно ли поставить абсолютно современный спектакль на материале, написанном в V веке до нашей эры? Разговор на эту тему состоялся по инициативе участников "Театрального киноклуба" (проект Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, рук. Е.С. Абелюк, С.А. Маньковская)

Иллюстрация к новости: НИКОЛАЙ ЛУКЬЯНОВИЧ ДУПАК, ДИРЕКТОР «ТАГАНКИ»

НИКОЛАЙ ЛУКЬЯНОВИЧ ДУПАК, ДИРЕКТОР «ТАГАНКИ»

На этот раз новость горестная: ушел из жизни Николай Лукьянович Дупак, легендарный директор легендарного театра - Театра на Таганке, театра Ю.П. Любимова. Более трех десятилетий проработал он в театре.

Иллюстрация к новости: Под лупой комментария: красная повязка в романе Булгакова и рассказе Аверченко

Под лупой комментария: красная повязка в романе Булгакова и рассказе Аверченко

О чем может говорить красная повязка на рукаве героя, появившаяся в марте 1917-го? А в январе 1918-го?Почему для Булгакова Рай наступит "в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки"?Кто же все-таки для героя рассказа Зощенко баба в шляпке и фильдекосовых чулочках": "баба", "фря" или "аристократка"? Чем домуправ отличается от домхоза, а самоуплотнение - от уплотнения и важно ли это знать, когда идешь в театр на "Зойкину квартиру"? Над этими и другими вопросами читателям предлагают размышлять авторы проекта по созданию модели универсального цифрового комментария для школы. Это подпроект большого проекта НИУ ВШЭ «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».

Иллюстрация к новости: Оттепельный телетеатр и Стругацкие

Оттепельный телетеатр и Стругацкие

В очередной раз на конференции Санкт-Петербургского университета (театроведческая секция) Т.Ю. Левченко рассказала о проектах Лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. На этот раз это был проект, посвященный телетеатру Оттепели. И отдельно речь шла о детективно интересной истории фильма по повести А. и Б. Стругацких.

Иллюстрация к новости: Принцессе Турандот исполнился 101 год

Принцессе Турандот исполнился 101 год

Студенты разных факультетов НИУ ВШЭ отметили эту дату просмотром спектакля и его обсуждением. Вечер организовали проект ЗОНГ и Лаборатория по изучению творчества Ю. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв

Иллюстрация к новости: Необычные "Три сестры"

Необычные "Три сестры"

Вместе со своими гостями - студентами разных факультетов НИУ ВШЭ, Физтеха и МГУ - участники Театрального киноклуба (проект лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.; рук. Е.С. Абелюк, С.А. Маньковская) посмотрели и обсудили запись спектакля Э. Някрошюса "Три сестры".

Иллюстрация к новости: От буквы к цифре: наследие писателя в цифровую эпоху

От буквы к цифре: наследие писателя в цифровую эпоху

Конференция с таким названием прошла на этой неделе в Доме творчества в Переделкино. Несколько научных коллективов рассказали о своих проектах. Сотрудники НИУ ВШЭ работали над несколькими из них.

Иллюстрация к новости: Ла Скала в память о спектакле Ю.П. Любимова

Ла Скала в память о спектакле Ю.П. Любимова

Знаменитый итальянский оперный театр Ла Скала в память о замечательном спектакле Ю. П. Любимова поставил оперу Мусоргского "Борис Годунов" по мотивам трагедии Пушкина. Впервые в Италии эта опера прозвучала именно здесь; это произошло в 1909 году. Премьера спектакля Юрия Любимова состоялась 7 декабря 1979 года. А дирижировал тогда Клаудио Аббадо (Claudio Abbado). 

Иллюстрация к новости: Памяти Валерия Ивановича Шадрина

Памяти Валерия Ивановича Шадрина

Умер Валерий Иванович Шадрин, создатель и Генеральный директор Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.  Первый раз этот театральный смотр состоялся в 1992 году, с тех пор прошло 30 лет, и каждый раз фестиваль был большим событием. Сложно перечислить имена всех замечательных режиссеров, работы которых, благодаря фестивалю видели россияне. Среди них Петер Штайн, Питер Брук, Джорджо Стрелер, Отомар Крейчи, Ариан Мнушкин, Роберт Уилсон, Кристоф Марталер, Кристиан Люпа, Тадаси Судзуки, Петр Лебл, Ежи Яроцкий, Оливье Пи, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Франк Кастроф, Жозеф Найдж, ЛИН Хвай-Мин, Даниэль Финци Паска, Дзё Каномори, Ваджи Муавад, Матс Эк, Начо Дуато, Роберт Уилсон, Робер Лепаж, Мэтью Боурн и другие замечательные режиссеры. 
Валерий Иванович Шадрин - это очень большая потеря. Очень много людей скорбит о нем.

Иллюстрация к новости: Двадцатые и шестидесятые: Булгаков и Окуджава

Двадцатые и шестидесятые: Булгаков и Окуджава

На прошлой неделе в Москве состоялись две конференции, на которых была представлена работа Проектной лаборатории по изучении творчества Ю. П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ по двум ее направлениям - это «Исследование художественной культуры Оттепели» и Цифровой универсальный комментарий к художественной литературе советского времени. Последний проект - часть мега-проекта Школы филологических наук «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».