• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Публикации
Книга
"Невидимая величина". А. В. Сухово-Кобылин: театр, литература, жизнь

Зубков К. Ю., Купцова О. Н., Пенская Е. Н.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Мейерхольд и немецкие кабаретисты 1910-х годов

Пенская Е. Н., Михайленко А. С.

Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2024. № 3. С. 128-143.

Глава в книге
Archival Strategies and Literary Memory in Vsevolod Nekrasov’s Legacy

Elena Penskaia.

In bk.: (Counter-)Archive: Memorial Practices of the Soviet Underground. Switzerland: Palgrave Macmillan, 2024. Ch. 2. P. 443-475.

Юрий Любимов - одна из ключевых фигур в истории русского и европейского театрального искусства. В числе основных задач Лаборатории - собирание материалов о его режиссерском творчестве (архив Любимова разрознен) и их изучение. Интерес представляют не только знаменитые «таганские» спектакли Любимова, но и его многочисленные зарубежные постановки, о которых в России до сих пор мало что известно.

Спектакли Юрия Любимова напрямую связаны с современной ему общественно-политической и культурной ситуацией. По своему духу они оказались созвучны настроениям значительной части советского общества. Многочисленные письма зрителей в театр дают представление о влиянии Театра на Таганке на развитие гражданского общества. Историко-социологический интерес представляют и отношения театра с государством: история проведения спектаклей Любимова через цензуру, часто очень травматичная, далеко не всегда заканчивавшаяся успехом.

Творчество Юрия Любимова существовало в определенном культурном контексте, который влиял на него. В свою очередь постановки режиссера оказали влияние на развитие российского и мирового театра, поэтому в сферу научных интересов сотрудников Лаборатории попадают как спектакли его современников, так и  тех режиссеров, в которых прослеживается влияние режиссёрского метода Любимова.

Лаборатория активно включена в образовательные программы НИУ ВШЭ. Студенты образовательной программы «Филология» работают в семинарах «Литература и театр» и «Язык драмы», студенты разных образовательных программ выбрали майнор "Театр с нуля" , минор по истории театраобщеуниверситетский факультатив «Режиссерский театр XX века», исследовательскую практику "Археология театра", многие стали участниками разнообразных проектов лаборатории: "Архив театра", "Театрализованная лекция", "Зарубежные критики о спектаклях Любимова", "Театральная видеотека" и другие.

Партнеры Лаборатории: Благотворительный Фонд Ю.П.Любимова, Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, Электротеатр «Станиславский», Центр  Андрея Вознесенского, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Гослитмузея им. В.И.Даля, Дом-музей Б.Л. Пастернака, С.-Петербургский университет (филологический факультет, исследовательская группа Л.Бугаевой и Н.Семеновой), Уральский Федеральный университет (филологический факультет, исследовательская группа Т.А.Снигиревой), Associazione Culturale Tonino Guerra, Чешский культурный центр в Москве, Национальный музей Чехии, Библиотека Libri Prohibiti, Сахаровский центр, Власта Смолакова (Прага), Беатрис Пикон-Валлен (Национальный центр научных исследований, Париж), Хураман Новрузова (Стамбульский Университет изящных искусств. им. Мимара Синана, Турция), Марчелло Галлуччи (Университет Л'Акуилы, Италия), Орнелла Кальварезе (Университет Л'Акуилы, Италия), Марко Саббатини (Пизанский университет, Италия), Лийса Бюклинг (Хельсинкский университет, Финляндия), Роберт Чандлер (Лондон), Гектор Бриозо (Мадридский университет, Испания), Клуб русского языка и литературы, Университет Оломоуца (Чехия). 

Иллюстрация к новости: Театральный киноклуб открыл сезон "Маскарадом"

Театральный киноклуб открыл сезон "Маскарадом"

Просмотр записи роскошной и зловещей постановка "Маскарада" в Александринском театре произвела впечатление на зрителей. Режиссер В.Фокин восстановил спектакль Вс.Мейерхольда 1917 года, соединив изящество уходящей императорской России с современной трактовкой персонажей. Участникам запомнилась выверенная сценография постановки: лифты, поднимающие исполнителей из-под земли на сцену, таинственные и пугающие витрины - то ли с куклами, то ли с людьми. Дискуссию вызвал образ Арбенина, размышляли над тем, что заставило его совершить преступление и можем ли мы сочувствовать герою, созданному режиссером В.Фокиным и актером П. Семаком.

Иллюстрация к новости: Можно ли не забыть незамеченное?

Можно ли не забыть незамеченное?

Незамеченные и забытые имена театроведов и театральных критиков, не востребованные, но много говорящие ученому документы - тема конференции, которую провел Сектор театра Государственного института искусствознания совместно с Центральной научной библиотекой СТД РФ. Проектную лабораторию по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра представили Е. Абелюк и Т. Левченко. 

Иллюстрация к новости: Цифровой комментарий к художественному тексту и новый тип чтения

Цифровой комментарий к художественному тексту и новый тип чтения

О том, как чтение с цифровым комментарием к художественному тексту (проект Социолит, НИУ ВШЭ) может изменить характер чтения, существенно углубить чтение, помочь читателю перенестись в описываемую эпоху, речь шла на Всероссийской научно-практической конференции "Цифровой и аналоговый текст в пространстве современного образования: конфликт или паритет?".

Иллюстрация к новости: Большой детский фестиваль для взрослых

Большой детский фестиваль для взрослых

На Большом детском фестивале, который в этом году проходит в 7-й раз, организованы мастер-классы для учителей, которые специально приехали в Москву из разных городов России. Мастер-классы, посвященные театру провели Евгения Абелюк, зав. Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ,  и Михаил Арсланьян, магистрант ОП "Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе", учитель Московской Государственной школы № 57. Е. Абелюк показывала собравшим, как читать язык театральных метафор, М. Арсланьян говорил о пьесе Н. В. Гоголя "Ревизор", его разнообразных сценических прочтениях, а также о том, как можно изучать ее в школе.

Иллюстрация к новости: Индикаторы поэтического бума

Индикаторы поэтического бума


Изучению художественной культуры Оттепели посвящено сразу несколько проектов Лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. На конференции "1954: первый год новой эры" сотрудник лаборатории историк Геннадий Кузовкин представил доклад "Поэзия и повседневность Оттепели. Журнал «Юность» в 1955-1965 гг. как индикатор поэтического бума".

Иллюстрация к новости: "Таганская Пашенная"

"Таганская Пашенная"

Ушла из жизни Мария Полицеймако, замечательная актриса Театра на Таганке. В одной из своей статей театральный критик Инна Вишневская назвала ее "Таганской Пашенной". Сравнение с великой актрисой, игравшей на сцене Малого театра, конечно, не было случайным. Однако для характеристики Марии Полицеймако оно совершенно недостаточно. У актрисы было свое лицо.
Она играла во многих спектаклях Любимова и играла прекрасно. 
И когда у молодых актеров театра что-то не получалось, Юрий Любимов спокойно говорил: "Маша покажет". И она показывала. Будем помнить прекрасную Марию Полицеймако.

Иллюстрация к новости: ЛИТРА на ПОЛКЕ

ЛИТРА на ПОЛКЕ

О том, что на ПОЛКЕ появился новый подкаст для школьников под названием "ЛИТРА", мы уже писали, и вы, наверное, уже послушали разговор Евгении Абелюк и Светланы Красовской о книжке Ю. Коваля. Подкст разворачивается! За последние три недели появились монологи и диалоги о книгах А. Макаренко, Л. Лоури, А. Красильщик.

Иллюстрация к новости: Театральный киноклуб на фестивале Welcome Fest-2024

Театральный киноклуб на фестивале Welcome Fest-2024

Несколько десятков первокурсников выполнили игровые задания Театрального киноклуба и получили памятные открытки на фестивале Школы коммуникаций Welcome Fest 31 августа. Студентам предлагалось принять участие в квизе на тему "Театр и реклама" или угадать спектакль по одному кадру. Наибольшей популярностью пользовалась рок-опера "Юнона и Авось" - открытки с красочной сценой танца испанки и русского офицера участники выбирали чаще всего.

Иллюстрация к новости: Самая легкая лодка в мире

Самая легкая лодка в мире

На просветительском проекте "Полка" появилась еще одна полочка - подкаст "ЛИТРА".
В первом выпуске Евгения Абелюк, доцент Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, и Светлана Красовская, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, обсуждают повесть Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире» — красивую и немного загадочную историю о путешествии по водоёмам, бамбуковых чудесах и борьбе борьбы с борьбой! Лёгкая ли книга получилась о лёгкой лодке — и что нужно для незабываемого плавания в жизни и в литературе?

Иллюстрация к новости: Находка

Находка

В Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссёрского театра XX и XXI вв.  исследовательская активность продолжается даже летом. Идет изучение и описание  книг из библиотеки Ю. П. Любимова, художественного руководителя легендарной Таганки. Первыми исследуются книги с инскриптами. Так был обнаружен том Гете с  режиссерской разработкой "Фауста", сделанной рукой Любимова. Увлекательно следить за тем, как в типографском тексте пьесы возникает абрис сценического действия.