Юрий Любимов - одна из ключевых фигур в истории русского и европейского театрального искусства. В числе основных задач Лаборатории - собирание материалов о его режиссерском творчестве (архив Любимова разрознен) и их изучение. Интерес представляют не только знаменитые «таганские» спектакли Любимова, но и его многочисленные зарубежные постановки, о которых в России до сих пор мало что известно.
Спектакли Юрия Любимова напрямую связаны с современной ему общественно-политической и культурной ситуацией. По своему духу они оказались созвучны настроениям значительной части советского общества. Многочисленные письма зрителей в театр дают представление о влиянии Театра на Таганке на развитие гражданского общества. Историко-социологический интерес представляют и отношения театра с государством: история проведения спектаклей Любимова через цензуру, часто очень травматичная, далеко не всегда заканчивавшаяся успехом.
Творчество Юрия Любимова существовало в определенном культурном контексте, который влиял на него. В свою очередь постановки режиссера оказали влияние на развитие российского и мирового театра, поэтому в сферу научных интересов сотрудников Лаборатории попадают как спектакли его современников, так и тех режиссеров, в которых прослеживается влияние режиссёрского метода Любимова.
Лаборатория активно включена в образовательные программы НИУ ВШЭ. Студенты образовательной программы «Филология» работают в семинарах «Литература и театр» и «Язык драмы», студенты разных образовательных программ выбрали майнор "Театр с нуля" , минор по истории театра, общеуниверситетский факультатив «Режиссерский театр XX века», исследовательскую практику "Археология театра", многие стали участниками разнообразных проектов лаборатории: "Архив театра", "Театрализованная лекция", "Зарубежные критики о спектаклях Любимова", "Театральная видеотека" и другие.
Партнеры Лаборатории: Благотворительный Фонд Ю.П.Любимова, Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, Электротеатр «Станиславский», Центр Андрея Вознесенского, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Гослитмузея им. В.И.Даля, Дом-музей Б.Л. Пастернака, С.-Петербургский университет (филологический факультет, исследовательская группа Л.Бугаевой и Н.Семеновой), Уральский Федеральный университет (филологический факультет, исследовательская группа Т.А.Снигиревой), Associazione Culturale Tonino Guerra, Чешский культурный центр в Москве, Национальный музей Чехии, Библиотека Libri Prohibiti, Сахаровский центр, Власта Смолакова (Прага), Беатрис Пикон-Валлен (Национальный центр научных исследований, Париж), Хураман Новрузова (Стамбульский Университет изящных искусств. им. Мимара Синана, Турция), Марчелло Галлуччи (Университет Л'Акуилы, Италия), Орнелла Кальварезе (Университет Л'Акуилы, Италия), Марко Саббатини (Пизанский университет, Италия), Лийса Бюклинг (Хельсинкский университет, Финляндия), Роберт Чандлер (Лондон), Гектор Бриозо (Мадридский университет, Испания), Клуб русского языка и литературы, Университет Оломоуца (Чехия).
Индикаторы поэтического бума
Изучению художественной культуры Оттепели посвящено сразу несколько проектов Лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. На конференции "1954: первый год новой эры" сотрудник лаборатории историк Геннадий Кузовкин представил доклад "Поэзия и повседневность Оттепели. Журнал «Юность» в 1955-1965 гг. как индикатор поэтического бума".
"Таганская Пашенная"
Ушла из жизни Мария Полицеймако, замечательная актриса Театра на Таганке. В одной из своей статей театральный критик Инна Вишневская назвала ее "Таганской Пашенной". Сравнение с великой актрисой, игравшей на сцене Малого театра, конечно, не было случайным. Однако для характеристики Марии Полицеймако оно совершенно недостаточно. У актрисы было свое лицо.
Она играла во многих спектаклях Любимова и играла прекрасно.
И когда у молодых актеров театра что-то не получалось, Юрий Любимов спокойно говорил: "Маша покажет". И она показывала. Будем помнить прекрасную Марию Полицеймако.
ЛИТРА на ПОЛКЕ
О том, что на ПОЛКЕ появился новый подкаст для школьников под названием "ЛИТРА", мы уже писали, и вы, наверное, уже послушали разговор Евгении Абелюк и Светланы Красовской о книжке Ю. Коваля. Подкст разворачивается! За последние три недели появились монологи и диалоги о книгах А. Макаренко, Л. Лоури, А. Красильщик.
Театральный киноклуб на фестивале Welcome Fest-2024
Несколько десятков первокурсников выполнили игровые задания Театрального киноклуба и получили памятные открытки на фестивале Школы коммуникаций Welcome Fest 31 августа. Студентам предлагалось принять участие в квизе на тему "Театр и реклама" или угадать спектакль по одному кадру. Наибольшей популярностью пользовалась рок-опера "Юнона и Авось" - открытки с красочной сценой танца испанки и русского офицера участники выбирали чаще всего.
Самая легкая лодка в мире
На просветительском проекте "Полка" появилась еще одна полочка - подкаст "ЛИТРА".
В первом выпуске Евгения Абелюк, доцент Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, и Светлана Красовская, преподаватель Лицея НИУ ВШЭ, обсуждают повесть Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире» — красивую и немного загадочную историю о путешествии по водоёмам, бамбуковых чудесах и борьбе борьбы с борьбой! Лёгкая ли книга получилась о лёгкой лодке — и что нужно для незабываемого плавания в жизни и в литературе?
Находка
В Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссёрского театра XX и XXI вв. исследовательская активность продолжается даже летом. Идет изучение и описание книг из библиотеки Ю. П. Любимова, художественного руководителя легендарной Таганки. Первыми исследуются книги с инскриптами. Так был обнаружен том Гете с режиссерской разработкой "Фауста", сделанной рукой Любимова. Увлекательно следить за тем, как в типографском тексте пьесы возникает абрис сценического действия.
Волонтерам-исследователям Оттепели
Проектная лаборатория НИУ ВШЭ по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX–XXI веков приглашает волонтеров-исследователей включиться в научный эксперимент. Посвящен он изучению поэтического бума эпохи Оттепели. На этот раз - на основе аналитических обзоров журнала "Юность". Такое объявление можно прочитать не только на нашей странице , но и в газете "Троицкий вариант. Наука", №14 (408), 16 июля 2024 года
Театральный киноклуб принял участие в фестивале "Чистый лист"
Участники киноклуба подготовили для посетителей открытки со сценами из любимых спектаклей. Студенты с увлечением расшифровывали сценический язык, обсуждали режиссерские решения и учились обращать внимание на детали. Другим больше по душе пришелся квиз, в ходе которого можно было узнать, почему актеры опасаются "Макбета", что является символом театрального искусства и почему на сцене лучше не свистеть. На память можно было забрать открытку с кадром из понравившегося спектакля.
На сцене - трансцендентный мир
"Театральный киноклуб", созданный на базе Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв ФГН провел очередные показ и обсуждение спектакля - на этот раз это была работа режиссера Андрея Могучего «Изотов» по мотивам пьесы Михаила Дурненкова «Заповедник».
Таганка и театр Оттепели в контексте отечественного и мирового театра
Под таким названием в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. в течение двух дней шла Международная научная конференция. В корпусе на Старой Басманной и онлайн собрались ученые из Москвы, Петербурга, Иваново, Томска, Парижа, Лондона, Хельсинки, Пизы, Праги, Стамбула, Токио.