МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Книги о природе театра:
1. Аристотель. Поэтика
2. Лессинг. Гамбургская драматургия
3. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки
4. Л.С. Выготский. Психология искусства
5. Э.Г. Крэг. Искусство театра. Актер и Сверхмарионетка
6. К.С. Станиславский. Жизнь в искусстве. Работа актера над собой
7. М. Чехов. Путь актера
8. Вс. Э. Мейерхольд. Балаган (статья)
9. Н.Н. Евреинов. Театр для себя
10. А. Арто. Театр и его Двойник
11. П. Брук. Пустое пространство
12. Е. Гротовский. К бедному театру
13. Ж.-Л. Барро. Воспоминания для будущего
14. Стрелер Д. Театр для людей
15. Ханс-Тис Леман. Постдраматический театр
16. Эрика Фишер-Лихте. Эстетика перформативности
17. Хайнер Гёббельс. Эстетика отсутствия
18. Мартин Эсслин. Театр абсурда
19. Ян Котт. Шекспир — наш современник
20. Павел Марков. О театре
21. Марина Давыдова. Конец театральной эпохи
22. Дина Годер. Художники, визионеры, циркачи
23. Павел Руднев. Драма памяти
24. Анатолий Смелянский. Предлагаемые обстоятельства
25. Лев Гительман, Елена Горфункель, Алексей Бартошевич. История зарубежного театра
26. Журналы «Театр», «Петербургский театральный журнал»
Книги о кино:
1. Жиль Делёз. Кино
2. Франсуа Трюффо. Хичкок / Трюффо
3. Сергей Эйзенштейн, избранные статьи
4. Майя Туровская. 7½, или фильмы Андрея Тарковского
5. Питер Бискинд. Беспечные ездоки, бешеные быки
6. Евгений Марголит. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов
7. Михаил Трофименков. Кинотеатр военных действий
8. Томас Эльзессер. Мальте Хагенер, «Теория кино. Глаз, эмоции, тело
9. Сергей Кудрявцев. 3500
10. Александр Молчанов. Букварь сценариста
11. Журнал «Искусство кино»
Пьесы ХХ века, которые нельзя не прочитать:
Ибсен Х. Бранд. Пер Гюнт. Кукольный дом. Привидения. Росмерсхольм. Строитель Сольнес.Стриндберг А. Отец. Фрёкен Жюли. Пляска смерти. Игра снов. Соната призраков.
Уайльд О. Саломея. (Любая комедия на выбор).
Шоу Б. Пигмалион. Святая Иоанна. Дом, где разбиваются сердца.
Гауптман Г. Ткачи. Потонувший колокол.
Ростан Э. Сирано де Бержерак.
Метерлинк М. Там, внутри. Непрошенная. Слепые. Смерть Тентажиля. Синяя птица.
Жарри А. Король Убю
Клодель П. Благовещение (Благая весть Марии). Полуденный раздел.
Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
Чехов А. Чайка. Вишневый сад.
Жироду Ж. Троянской войны не будет
Кокто Ж. Орфей. Человеческий голос.
Камю А. Калигула
Сартр Ж.-П. Мухи. За закрытыми дверями
Ануй Ж. Антигона. Жаворонок
Ионеско Э. Лысая певица. Носороги
Беккет С. В ожидании Годо
Жене Ж. Служанки. Балкон
Аррабаль Ф. Пикник
Осборн Д. Оглянись во гневе
Пинтер Г. Сторож
Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы
Йейтс У.-Б. На берегу Бейли. У ястребиного источника
Кайзер Г. Газ. С утра до полуночи
Брехт Б. Трехгрошевая опера. Мамаша Кураж и её дети. Жизнь Галилея. Добрый человек из Сезуана
Вайс П. Дознание. Марат – Сад (Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством маркиза де Сада).
Хакс П. Амфитрион. Разговоры в семействе Штейн об отсутствующем г-не фон Гёте
Мюллер Х. Гамлет-Машина
Дюрренматт Ф. Визит старой дамы. Физики. Ромул Великий
Фриш М. Дон Жуан, или Любовь к геометрии. Санта Крус. Биография
Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора. Генрих IV
Де Филиппо Э. Неаполь – город миллионеров. Филумена Мартурано
Лорка Гарсиа Ф. Кровавая свадьба. Дом Бернарды Альбы.
Виткевич С. Сапожники
Мрожек С. Танго. Стриптиз.
Уильямс. Трамвай «Желание». Стеклянный зверинец
О’Нил Ю. Любовь под вязами. Траур – участь Электры
Уайлдер Т. Наш городок
Миллер А. Смерть коммивояжера
Олби Э. Что случилось в зоопарке. Не боюсь Вирджинии Вульф
СОВЕТЫ ОТ ОКСАНЫ ЕФРЕМЕНКО
Тема: «Священный театр» Антонена Арто и Ежи Гротовского. Возвращение к ритуалу и паратеатральные опыты.
Литература:
1. Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Сост. и вст. ст. В. И. Максимова, Комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. СПб.; М.: Симпозиум, 2000. 443 с. http://teatr-lib.ru/Library/Artod/Doubl/
2. Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Перев. с польск., составл. вступит. ст. и примеч. Н. З. Башинджагян. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003. 351 с. http://teatr-lib.ru/Library/Grotowski/poor_th/
Дополнительная литература:
1. Степанова П. М. Театр без кулис: Театральные опыты Ежи Гротовского. СПб.: Гиперион, 2008. 175 с. http://teatr-lib.ru/Library/Stepanova_P_M/grotowski/
2. Вокруг Гротовского: коллективная монография: учебное пособие. СПб.: РГИСИ, 2009. 204 с.
3. Деррида Ж. Театр жестокости и закрытие представления // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб: Академический проект, 2000. – С. 293 – 316. http://derrida.sitecity.ru/ltext_0509020756.phtml?p_ident=ltext_0509020756.p_0706040622
4. Брук П. Священный театр // Брук П. Пустое пространство. М.: Книга по Требованию, 2013. http://teatr-lib.ru/Library/Brook/Space/ (Другое издание)
Тема: Питер Брук. Типы театра. Шекспириана.
Семинар: Гамлеты наших дней («Гамлет» Эймунтуса Някрошюса 1997, Томаса Остермайера 2008, Андрея Прикотенко 2018, Яна Дейвендака 2019)
Литература:
1. Брук П. Священный театр // Брук П. Пустое пространство. М.: Книга по Требованию, 2013. http://teatr-lib.ru/Library/Brook/Space/ (Другое издание)
2. Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / Перев. с англ. М. Ф. Стронина, предисл. Л. А. Додина. СПб.; М.: Малый драматический театр; Артист. Режиссер. Театр, 1996. 270 с. Брук П. Блуждающая точка. (teatr-lib.ru)
3. Брук П. Нити времени (theatre-library.ru)
Тема лекции: Жан Вилар и децентрализация театра (Авиньонский фестиваль). Джорджо Стрелер и концепция «театра для людей».
Литература:
1. Стрелер Дж. Театр для людей. – М., 1984. (фрагменты книги:Джорджо Стрелер ИЗ КНИГИ «ТЕАТР ДЛЯ ЛЮДЕЙ» | О кино (quitandwin.ru))
2. Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины ХХ века. – СПб., 2002. (глава Наследие Жана Вилара)proskurnikova_01.pdf (krispen.ru)
3. Скорнякова М.Г. Джорджо Стрелер и «Пикколо театро ди Милано».2012_streler_352.pdf (sias.ru)
Прочитайте фрагмент из книги Джорджо Стрелера «Театр для людей». Как концепция «китайских шкатулок» отражает многослойность «»?
«На мой взгляд, проблема Чехова состоит ныне в том, что я называю проблемой «китайских шкатулок». Есть такие шкатулки, они тесно вкладываются одна в другую: первая во вторую, вторая в третью. Первая шкатулка содержит то, что было в самом деле, ту точность воспроизведения случайного, которая в театре оборачивается максимальной точностью. Вложенный в нее рассказ — это занимательнейшая история про людей. Ведь это неправда, что у «Сада» нет захватывающей фабулы. Наоборот, он полон эффектных сцен, находок, событий, атмосферы, на глазах меняющихся характеров. Это замечательный рассказ, захватывающая история человеческой жизни. В этой первой шкатулке содержится история семейства Гаевых, и Любы, и всех прочих. И хотя эта точная, правдивая история прекрасно вписывается в большую историю, в большую жизнь, которая течет вокруг, весь ее интерес в том, что она показывает, как в самом деле жили персонажи и где они жили. Это реалистическое видение пьесы и реалистическая ее интерпретация — что-то вроде той кропотливой реконструкции происшедшего, которой занимаются в фильмах «с атмосферой». Вторая шкатулка — это, наоборот, шкатулка Истории. Здесь происшествия в семействе Гаевых видятся уже под углом Истории, которая присутствует и в первой шкатулке, но звучит в ней подтекстом, почти неслышно. Здесь же История — это не просто вещи и обычаи. Это — сама цель рассказа. Здесь главный интерес в движении общественных сил, в диалектике отношений между ними. Перемены, которые происходят с характерами и вещами, предстают как следствие перехода собственности из одних рук в другие. Герои, разумеется, те же самые «просто люди», с четкими индивидуальными характеристиками, с неповторимыми чертами и привычками, но они еще представляют собою — и здесь это выходит на первый план — часть движения Истории: помещики, погибающие от обнищания и бездеятельности, и капиталисты первого призыва, которые приходят к власти и укрепляют свои позиции, — не очевидная, но тем не менее ощутимая революция. Комнаты, вещи, костюмы, жесты, сохраняя все свои жизнеподобные характеристики, чуточку смещаются, отстраняются — в контексте всей пьесы, в перспективе Истории. Ясно, что именно в эту вторую шкатулку вкладывается первая и именно потому она больше. Обе шкатулки дополняют друг друга. И наконец, третья шкатулка — это шкатулка человеческой жизни. Большая шкатулка Жизни, на протяжении которой человек рождается, растет, живет, любит, не любит, побеждает, терпит поражения, понимает, не понимает, стареет, умирает. Это вечная парабола, вечная настолько, насколько может быть проникнуто вечностью краткое земное существование. И здесь персонажи тоже предстают во всем убедительном правдоподобии своего частного существования и Истории, внутри которой они движутся, но сверх того — в почти метафизическом измерении, внутри параболы судьбы: старики, и люди среднего поколения, и молодые, и совсем юные, хозяева, слуги и полухозяева и даже есть что-то от цирка с его смешением комического и животного, в общем — это парадигма существования человека и всего человечества. Все происшедшее становится грандиозным поэтическим парафразом, в котором по-прежнему присутствуют и сюжет отдельных жизней, и большая история, но все это заключено в рамки великого приключения под названием «Жизнь человека», поскольку человек есть человек, то есть бренная, обреченная на смерть плоть. Эта последняя шкатулка переносит все представляемое в некое символическое, аллюзивное, метафизическое измерение — не могу найти точного слова. Все случайное в ней как бы оседает, происшедшее воспаряет, и рассказ начинает звучать тоном выше».
Тема лекции: Американский перформанс. Ричард Шехнер
Литература:
1. Шехнер Р. Теория перформанса. – М., 2020.
2. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. – М., 2014.
3. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства. – М., 2018
4. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. – М., 2015
Тема лекции: К.С. Станиславский и В.И. Немерович-Данченко — создатели МХТ. Творчество Вс. Мейерхольда. Спектакль «Ревизор»
Литература:
1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве
2. Соловьева И.Н. Художественный театр. Жизнь и приключения идеи
3. МХТ в русской театральной критики в 4-х тт.
4. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2-х тт.
5. Гвоздев А.А. Ревизия Ревизора // Гвоздев А.А. Театральная критика. – URL: http://teatr-lib.ru/Library/Revizor/Revizor/
6. Мейерхольд в русской театральной критике: Сост. и коммент. Т. В. Ланиной. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.
7. Песочинский Н.В. «Ревизор» Мейерхольда. Спектакль в воображении. – URL: http://ptj.spb.ru/blog/revizor-mejerxolda-spektakl-vvoobrazhenii/
Тема лекции: Эпический театр Бертольда Брехта.
Литература:
1. Брехт Б. глава «Новые принципы актерского искусства»; статьи «Уличная сцена», «Об оформлении сцены в неаристотелевском театре», «Малый органон» для театра» - http://teatr-lib.ru/Library/Breht/T5_2/
2. Мюллер Х. Мышление в принципе связано с виной. Искусство как оружие в борьбе с нынешним диктатом машин. Беседа Франком М. Раддацем // Мюллер Х. Проза. Драма. Эссе. Диалоги. – Москва, 2012. 528 с.
3. Мамаша Кураж и ее дети: https://cloud.mail.ru/public/2AEa/4T7jgrbuK
4. Зонтаг C. Марат/Сад/Арто // Зонтаг C. Против интерпретации и другие эссеhttps :// lit . wikireading . ru /30407
Дополнительная литература:
1. Бартошевич А.В. Питер Брук. Поздние годы // Вопросы театра, 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/piter-bruk-pozdnie-gody
ВОПРОСЫ ЕЛЕНЫ ЛЕЕНСОН к спектаклям:
(в формулировании вопросов принимали участие студенты)
«Ад»/ “Inferno”. Реж. Ромео Кастеллуччи (2008)
1. Как режиссер задействует пространство двора Папского дворца? Насколько важно место действия? Можно ли, на ваш взгляд, показать спектакль в другом месте?
2. Почему театр Кастеллуччи называют «театром художника»? Какие визуальные метафоры вы заметили в спектакле? Есть ли отсылки к другим художникам и/или произведениям искусства?
3. Каков, по-вашему, смысл пролога к спектаклю (на режиссера в защитном костюме спускают собак)? И как бы вы трактовали первую сцену спектакля (обнаженный человек взбирается по стене дворца)?
4. Как вы думаете, почему в финале спектакля возникает Энди Уорхол?
5. Остались ли у вас какие-то вопросы после увиденного? Если да, поставьте два-три вопроса.
"Царь Эдип". Режиссер Римас Туминас (2016).
1. Как организовано пространство в спектакле Туминаса "Царь Эдип"? Что эта за огромная труба на сцене, и как с ней взаимодействуют персонажи?
2. Роль цвета и света спектакле.
3. Какую роль у Туминаса играет хор? А у Софокла?
4. Важны ли для режиссера характеры главных героев и их человеческие слабости? Их вина лишь в том, что они противятся воле богов (как в античной трагедии)?
"Трилогия. Электра. Орест. Ифигения в Тавриде" по Еврипиду. Реж. Антонио Лателла (2021)
1. Какие моменты в спектаклях вас удивили и почему?
2. Чем Орест и Электра у Антонио Лателлы отличаются от героев Еврипида?
3. Как показаны в спектаклях Антонио Лателлы олимпийские боги? С какой целью они так показаны?
4. Какова роль второстепенных персонажей в спектаклях?
5. Особенности костюмов в спектаклях и их смысловая функция.
«Махабхарата». Реж. Питер Брук (1989)
1. Расскажите немного о том, как шла подготовка к спектаклю и какие задачи поставил перед собой и актерами режиссер.
2. За что критиковали спектакль?
3. Как вам кажется, что больше всего привлекло режиссера в индийском эпосе?
4. Питер Брук собирался сохранить индийский колорит. Насколько ему это удалось, а что в спектакле, напротив, от более привычного нам европейского театра?
«Марат/Сад». Режиссер Питер Брук. Фильм-спектакль по пьесе Петера Вайса (1966)
1. Как реализуется в спектакле тема «театр в театре». Кто тут актеры, а кто зрители? Происходит ли смешение между театром и реальностью?
2. Есть ли в спектакле чисто театральная условность, метафоры? Приведите примеры.
3. Спектакль как диспут. Кто и какие идеи высказывает? Можно ли сказать, на чьей стороне режиссер?
4. В чем ощущается влияние идей Антонена Арто и эпического театра Бертольта Брехта?
5. Какие эпохи представлены в спектакле, и можно ли говорить о его злободневности для Питера Брука?
6. Применяет ли режиссер чисто кинематографические приемы? Если да, то как они влияют на наше восприятие?
7. Поразмышляйте о смысле финала спектакля.
«Гамлет». Режиссер Питер Брук (2002)
1. Как в спектакле реализуется идея Брука о синтезе разных культур, который становится возможен именно в театре?
2. В чем проявляется бруковский минимализм? (сценография, сокращения текста и т.д.)
3. Чем обусловлен выбор актеров на главные роли?
4. Как играет Гамлета Адриан Лестер? Каков характер созданного им персонажа?
5. Почему, по-вашему, спектакль называется «Трагедия Гамлета»?
«Сутра». Реж. Сиди Ларби Шеркауи (2009)
1. Как вам кажется, важно ли для понимания спектакля «Сутра» знать, что в нем участвуют шаолиньские монахи?
2. Какие виды искусства объединяет Сиди Ларби Шеркауи в своей постановке?
3. Что вы можете сказать о сценографии спектакля?
4. Соотношение смыслов и формы – как бы вы обозначили основные темы спектакля?
5. Какие сцены вам больше всего запомнились?
"Гамлет" по трагедии В. Шекспира. Реж. Т. Остермайер (2010)
1. Как устроена сценография спектакля? Какую роль в нем играет занавес?
2. Можно ли определить время и место действия?
3. Условное и безусловное на сцене: с одной стороны, настоящая земля, вода, еда и т.д. С другой, намеренная условность, театральность, обнаженные метафоры.
4. Зачем режиссер вводит тему двойничества? Соответствует ли это романтическому понятию двойника?
5. Каким изображает Гамлета режиссер? Что испытывает зритель к нему и почему?
"Гамлет" по В. Шекспиру. Реж. Э.Някрошюс (1997)
1. Приведите примеры сценических метафор в спектакле.
2. Как на сцене работает реквизит?
3. Как ведут себя артисты? Похоже ли это на психологический театр или нет?
4. Музыка и звуковой ряд в спектакле.
5. Если говорить о смысле, а не об эмоциональном воздействии, как Някрошюс трактует Шекспира? В чем трагедия Гамлета? И как осмысляется здесь тема отцов и детей?
Четыре «Гамлета» («Гамлет» Э. Някрошюса, «Гамлет» Т.Остермайера, «Soziopath/Гамлет» А.Прикотенко, «Пожалуйста, дальше» (Гамлет) Я.Дейвендака):
1. Выберите из предложенных спектаклей тот, который показался вам наиболее интересным. Как режиссер работает с
классическим сюжетом? Авторская трактовка характеров, сюжетных линий; особенности сценографии, яркие метафоры, музыкальное сопровождение, пластика артистов и т.д.
2. Сравните значимые сцены в этом спектакле с теми же сценами в других спектаклях (или в другом спектакле).
3. Как вы трактуете финал каждого спектакля?
4. А как бы вы сегодня поставили «Гамлета»?
"Дон Жуан" (мюзикл). Композитор Феликс Грей. Реж. Жиль Майо (2020)
1. Какие известные произведения, где есть образ Дона Жуана, вы знаете?
2. А как образ Дона Жуана трактует Жиль Майо?
3. Сопереживаете ли вы героям мюзикла? Почему?
4. С какой целью в мюзикл была добавлена линия Рафаэля и Марии?
5. Насколько «Дон Жуан» — классический мюзикл? Какие особенности жанра в нем воплощены наиболее ярко?
"Евгений Онегин" по роману А.С. Пушкина. Реж. Ю.П. Любимов (2000)
1. Как Любимов читает текст классического произведения? Сокращения, вкрапления научных комментариев, черновиков, записей знаменитых актеров. Какое впечатление все это создает?
2. Особенности сценографии спектакля.
3. Цвет, свет и костюмы в спектакле.
4. Взаимодействие актеров со зрителями? Зачем в конце они выходят в зал и какого эффекта достигают?
"Борис Годунов" по драме А. С. Пушкина. Реж. Ю. П. Любимов. Театр на Таганке (1982/1988)
1. Почему «Бориса Годунова» признали несценичной драмой и мало и трудно ставили на российской сцене?
2. Любимов с самого начала говорил, что необходимо «площадное решение» спектакля, что драма должна быть сыграна «в гуще народа». Какие приемы использовал театр, чтобы реализовать это решение?
3. Еще одна важная режиссерская установка – метафоричность. Как говорил Любимов, «тут все должно держаться на фантазии». Приведите примеры сценических метафор в спектакле. Как вы их трактуете?
4. Что можно сказать о сценографии спектакля? И что она дает?
5. Каковы центральные персонажи драмы, прежде всего Борис Годунов и Григорий Отрепьев в исполнении Шаповалова и Золотухина? Каким образом создаются эти характеры?
"Горе от ума - Горе уму - Горе ума" по комедии А. С. Грибоедова. Реж. Ю. П. Любимов. Театр на Таганке (2007)
1. Как устроена сценография спектакля и как она работает?
2. Как визуальный образ спектакля дополняют костюмы и цвет?
3. Музыка в спектакле и вставные музыкальные номера.
4. Каким образом режиссер делает зал действующим лицом спектакля?
5. Важен ли в этой постановке текст Грибоедова? Как вам кажется, какую задачу ставил режиссер перед артистами, как произносить текст?6. Есть ли, на ваш взгляд, в спектакле Любимова политическая сатира?
"Маскарад" по драме М. Лермонтова. Реж. Р. Туминас. Театр им. Евг. Вахтангова, 2010.
1. Особенности сценографии. Что мы видим на сцене, и как эта картинка влияет на наше восприятие?
2. Роль музыки в спектакле.
3. Петербург, изображенный Туминасом, - это только лермонтовский Петербург, или режиссер отсылает нас к разным литературным источникам?
4. Зачем Туминас использует интермедии?
5. Каким Евгений Князев играет Арбенина?
"Маскарад" по пьесе М. Ю. Лермонтова. Реж. Р. Туминаса. Театр им. Евг. Вахтангова, 2010.
1. Почему действие происходит зимой? Можно ли тут говорить о каких-то «зимних» метафорах?
2. Петербург, который мы видим в спектакле — это только лермонтовский Петербург, или Туминас отсылает к разным литературным источникам?
3. Кто тут главные герои? Каковы они?
4. Какие сцены Туминас добавляет к драме Лермонтова? Как бы вы их охарактеризовали?
5. Что в спектакле можно назвать комичным?
6. Какое время тут изображено? А есть ли в спектакле признаки реального исторического времени?
"Балалайкин и Ко" по роману «Современная идиллия» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Реж. Г.А. Товстоногов (1973)
1. Почему цензура могла не пропустить этот спектакль, хотя он был поставлен по произведению, написанному за сто лет до его постановки в «Современнике»?
2. Динамика спектакля. Как развивается действие (или стоит на месте)? Какой эффект за счёт этого достигается?3. Как актёры работают с «четвёртой стеной» в условиях телеспектакля?
4. Откуда в спектакле появляется Молчалин? Какова его роль в спектакле?
"Лес" по комедии А.Н. Островского. Реж. К. Серебреников (2004)
1. Приметы какого времени вы видите в спектакле? Можно ли точно сказать, когда происходят события?
2. А есть ли указание на место действия?
3. Линия Счастливцев – Несчастливцев. Как Дмитрий Назаров играет своего персонажа? Несчастливцев в его исполнении – это классический трагический герой, поднимающийся над окружением?
4. Любовные линии: Гурмыжская – Буланов, Аксюша – Петр, Улита – Счастливцев. Как они соотносятся между собой?5. Как вы думаете, зачем в спектакле появляются не относящиеся к действию сцены с детским хором?
"Как важно быть серьезным" по пьесе О. Уайльда. Реж. О.Паркер (2002)
1. В каком антураже разыгрывается действие фильма? Роль пейзажей, костюмов. Насколько это соответствует пьесе Уайльда?
2. Видите ли вы сходство между кадрами фильма и живописью? На что похоже?
3. Какими способами достигается комическое у Уайльда? Почему нам смешно?
4. Приведите примеры парадоксов и/или словесной игры в пьесе.
5. Какие представления викторианского общества высмеивает Уайльд?
«Арто и Гитлер в Романском кафе» по пьесе Тома Пойкерта. Реж.: Пауль Плампер. Берлинер Ансамбль. С Мартином Вуттке (1995)
1. Почему главной сценографической идеей в спектакле становится окно/кадр? Какие ассоциации у вас возникают? Какую позицию занимает зритель относительно реальности спектакля?
2. Как строится наррация в спектакле? Каково взаимодействие двух заявленных героев внутри истории? Как идеи биографических личностей становятся художественным текстом? Какие театральные средства доминируют в символическом выражении этих персонажей и почему?
3. Почему драматург Том Пойкерт объединил фигуру художника, теоретика Антонена Арто и диктатора Адольфа Гитлера? Можно ли театр Арто назвать политическим? Относится ли это к театру Мартина Вуттке?
4. Как вы поняли финал спектакля.
«Перед заходом солнца» по пьесе Г. Гауптмана. Реж. Григорий Козлов. БДТ им. Г. Товстоногова (2000).
1. Какие черты «новой драмы» можно увидеть в пьесе Гауптмана? Что общего между ней и драмами Ибсена, которые мы рассматривали?
2. Как драматург оценивает своих персонажей? Есть ли здесь однозначно положительные и отрицательные герои?
3. Как постановщик работает с пьесой? Охарактеризуйте сценографию, цвет, свет и т.д.
4. А есть ли в этом спектакле символы?
5. Попробуйте описать главный конфликт пьесы, как он видится режиссером?
«Король Убю» по А. Жарри. Реж. А. Морфов. Театр Et Cetera (2001)
1. Зачем постановщик вводит в спектакль фигуру Альфреда Жарри?
2. Есть ли что-то, что связывает события спектакля с определенным историческим временем?
3. Какие серьезные темы хоть и в шуточной форме поднимает Жарри, а вслед за ним режиссер?
4. Каким образом и зачем вскрывается в ходе спектакля театральная условность?
5. Опишите спектакль с художественной точки зрения. Как «работает» цвет, свет, реквизит, костюмы…?
6. Принято считать, что А.Жарри во многом предвосхитил развитие театра в ХХ веке, а в чем, как вам кажется, особенно заметно это влияние?
"На дне" по М. Горькому в постановке К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (запись 1952 года).
1. Пьесу Горького «На дне» называли новаторской. А чем она была необычна? И что составляло в ней сложности для постановки на сцене?
2. Как пьеса представлена в фильме 1952 года, снятом по материалам спектакля Станиславского? Охарактеризуйте игру актеров, место действия, музыкальный ряд и т.д.
3. Как трактуют постановщики образ Луки? Соответствует ли эта трактовка задумке драматурга?
4. А может ли быть пьеса Горького актуальна сейчас? Попробуйте пофантазировать, как бы ее можно было сегодня поставить.
"Три сестры" по А.П. Чехову. Реж. Сюзанна Кеннеди (2020)
1. Как устроено пространство в спектакле? Постарайтесь коротко, но подробно его описать.
2. Как выглядят персонажи на сцене? Как говорят и двигаются? С помощью каких средств актеры передают характер своего персонажа?
3. Можно ли сказать, что в данном случае мы имеем дело, прежде всего, с театром художника? Появились ли у вас во время просмотра ассоциациями с какими-то живописными полотнами?
4. Основные темы спектакля – перечислите и кратко их охарактеризуйте (маска, смешение времен, повторы, замкнутый круг…)
5. Какие темы чеховской пьесы больше всего интересуют режиссера? Как она разрабатывает их в спектакле?
"Оптимистическая трагедия. Последний бал". Революционный концерт по мотивам Вс. Вишневского. Реж. Виктор Рыжаков (2017)
1. Как переосмысляется пьеса Вс. Вишневского в постановке Рыжакова? Оправдывается ли в спектакле, как в пьесе, жестокость революции и гражданской войны? Можно сравнить спектакль с фильмом С.Самсонова 1963 года.
2. Образы массовой культуры в постановке: какие они и зачем нужны режиссеру?
3. Образ комиссара — какие эмоции вызывает героиня?
4. Какие световые и цветовые решения можно отметить в сценографии? Какими средствами создается образ корабля?5. Какова роль песен и вставных номеров в спектакле?
6. Какова роль "свидетелей истории" в спектакле?
"Добрый человек из Сезуана" по пьесе Б. Брехта. Реж. Ю. Любимов (1964)
1. Как проявляется условность в спектакле Ю.Любимова «Добрый человек из Сезуана»?
2. Особенности сценографии.
3. Манера актерской игры.
4. Роль зонгов и музыкального сопровождения в целом.
5. Как вам кажется, что поражало в этой постановке зрителя 1960-х годов?
"Марат/Сад" по пьесе Петера Вайса. Реж. Питер Брук (1967)
1. В чем заключается историческая основа пьесы? Какие временные пласты представлены у Вайса и у Брука?
2. Охарактеризуйте основной спор между главными героями. Как режиссер к нему относится? Принимает ли он чью-то сторону?
3. Что перенимает Питер Брук у Бертольта Брехта с его концепцией эпического театра, а в чем ощущается влияние Антонена Арто с его идеями «театра жестокости»?
4. Театр Питера Брука – это скорее условный театр или психологический? Отвечая на этот вопрос, приводите конкретные примеры.
5. Что можно сказать о сценографии спектакля: декорациях, костюмах и т.д.
"Мертвый класс". Реж. Тадеуш Кантор (1975)
1. Какие ощущения должна вызвать у зрителя необычная сценография спектакля?
2. Как выглядят сами персонажи? Их костюмы, грим… Почему каждый держит в руках куклу?
3. А как вы трактуете роль режиссера и одновременно дирижера на сцене?
4. Музыка и ритм в спектакле.
5. В каких эпизодах звучит военная тема? И как соотносятся в спектакле личные воспоминания и память об общеевропейских событиях?
"Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Луиджи Пиранделло. Реж. А.Васильев (1987)
1. Где проходит грань между театральным и реальным в пьесе Пиранделло? Есть ли она вообще?
2. Роль ремарок у Пиранделло.
3. Кого в пьесе можно считать автором и режиссером, кого зрителем, а кого актером?
4. Повторы одних и тех же реплик и сцен в постановке А.Васильева. Зачем?
5. Почему одни и те же роли играют разные артисты?
6. Обустройство пространства, реквизит, костюмы… Что вам тут кажется особенно важным?
"Медея" по трагедии Еврипида в пер. И. Анненского. Реж. В. Наставшев. Рижский русский театр имени Михаила Чехова
Латвия (2016)
1. Как изменился в спектакле текст пьесы?
2. Какими средствами достигается лаконичность спектакля В. Наставшева и на что работает эта лаконичность?
3. Какие сценические метафоры в спектакле вы заметили?
"Медея. Материал" по пьесе Хайнера Мюллера. Реж. Анатолий Васильев (2001)
1. Каковы основные различия между текстом Хайнера Мюллера и трагедией Еврипида? Как вам кажется, почему Анатолий Васильев выбрал для постановки пьесу современного драматурга? Что больше всего интересует режиссера?
2. Какая роль в спектакле отводится тексту? (текст, напечатанный на экране перед началом спектакля, текст произнесенный).
3. Что вы можете сказать об особенностях игры Валери Древиль? Как вы полагаете, какую задачу ставил перед ней режиссер?
4. Особенности сценографии: как выглядит сцена, реквизит, видеоряд… Как эта картинка влияет на зрителя? Можно ли говорить о символическом значении предметов на сцене или они просто помогают пересказать античный миф?
"Гамлет". Режиссер Э. Някрошюс (1997)
1. Приведите примеры сценических метафор в спектакле.
2. Как на сцене работает реквизит?
3. Как ведут себя артисты? Похоже ли это на психологический театр или нет?
4. Как работают музыка и звуковой ряд в спектакле?
5. Если говорить о смысле, а не об эмоциональном воздействии, как Някрошюс трактует Шекспира? В чем трагедия Гамлета? И как осмысляется здесь тема отцов и детей?
"Мария Стюарт" по драме Шиллера. Реж. Олег Еремин. Чехов-центр, г. Южно-Сахалинск, Премьера 24.03.2020.
1. Опишите характеры главных героинь в трагедии Шиллера. Насколько они цельные или наоборот противоречивые?
2. Что лежит в основе конфликта между Марией и Елизаветой, по Шиллеру? Династические противоречия, религиозные разногласия, личная неприязнь, что-то еще?
3. Меняется ли Мария Стюарт на протяжении пьесы? Если да, то как?
4. Есть ли среди мужских персонажей трагедии сильные характеры?
5. А как характеры двух королев изобразил Олег Еремин, и какие театральные приемы ему в этом помогли?
6. Как вы объясняете выход из роли актрисы, играющей Марию Стюарт? Зачем это понадобилось режиссеру и как повлияло на наше, зрителей, восприятие?
7. Остались ли у вас после просмотра спектакля вопросы и непонятности? Если да, то какие.
«Враг народа» по пьесе Х.Ибсена. Реж. Л.Додин. Малый драматический театр - театр Европы . 2013
1. Есть ли в пьесе "Враг народа" черты, общие для всего направления «новой драмы»?
2. Лев Додин ставит «Врага народа» как даму идей. А о каких идеях идет речь? Перечислите основные.
3. Как установка режиссера отражается в
- сценографии,
- костюмах,
- темпе,
- характере игры актеров
и т.д.
4. Есть ли в спектакле темы, которых нет у Ибсена? Если да, то какие, и что они дают режиссеру?
5. Старается ли Додин сделать спектакль более злободневным для России 2013 года?
6. А есть ли в спектакле метафоры?
"Мнимый больной" по комедии Мольера. Реж. Сильвиу Пуркарете. Театр им. Евг. Вахтангова (2016)
1. Особенности характеров в комедии Мольера. Это плоские амплуа, и тогда у каждого персонажа есть одно-два основных качества, или это характеры сложные и противоречивые?
2. Какие качества высмеивает драматург (назовите персонажей, которым они свойственны)?
3. Кого играет Сергей Маковецкий? Можно ли сказать, что только Аргана? Смысл первой и последней сцен.
4. Особенности сценографии и костюмов.
5. Как раскрывает режиссер тему театра?
"Коварство и любовь" по пьесе Ф. Шиллера. Реж. Л.Додин. Малый драматический театр - Театр Европы. С. - Петербург. 2012.
1. В чем состояла новизна трагедии Шиллера "Коварство и любовь"?
2. Каков смысл финала в пьесе Шиллера?
3. Каков смысл финала в спектакле Додина?
4. Как художественная составляющая спектакля (сценография, костюмы, рисунок мизансцен...) "работает" на его содержание?
5. Можно ли говорить об увиденном как о психологическом театре (объясните, почему!)?
6. Составьте портреты ключевых персонажей в спектакле.
"Арлекино, слуга двух господ". Реж. Дж. Стрелер. Пикколо-театр, 1963 и "Слуга двух господ". Реж. К. Мишин, ШДИ, 2017
1. Что, как вам кажется, позволило критикам называть спектакль Стрелера «механическим балетом» или «спектаклем в движении»?
2. Благодаря каким приемам постановка Стрелера воспринимается нами как выражение гиперболизированной театральности?
3. Как вы думаете, почему Джорджо Стрелер использует маски, и почему от них отказывается Константин Мишин?
4. Что может привлекать современных режиссеров (например, Константина Мишина) в комедиях Гольдони, написанных в середине XVIII века?
«Вишневый сад» по пьесе А. П. Чехова. Реж. Джорджо Стрелер. Пикколо-театро, 1974
1. Какие мотивы и образы становятся определяющими в сценографическом оформлении спектакля? Как это связано с текстом пьесы Чехова?
2. Как меняется пространство сцены на протяжении спектакля?
3. Какое значение приобретает в спектакле цвет?
4. Каким образом Стрелер изображает вишневый сад и что он сам говорит об этом решении в книге «Театр для людей»?
5. В чем заключается концепция «китайских шкатулок», которую формулирует Стрелер, и как она реализуется в спектакле?
"Брак" Аси Волошиной. Реж. Семен Александровский (2020)
1. Что это за мир, в котором живут герои спектакля? Кто комментирует и ведет своеобразный конспект диалога между Мишей и Норой? Какую роль этот соглядатай играет в постановке?
2. Какие литературные аллюзии вы заметили? Приведите конкретные примеры.
3. В чем заключается основной конфликт между героями? Как он развивается?
4. Насколько важна форма в спектакле? Можно ли представить действие в другом формате?
5. Как вам кажется, спектакль Александровского скорее традиционен или скорее экспериментален?
"Curiosity" (мультимедийная опера). Композитор Николай Попов. Реж. Алексей Смирнов (2022)
1. Как вам кажется, почему постановщики назвали спектакль «Curiosity» оперой? В чем заключается ее мультимедийность?
2. А что в самом действии говорится о принципах нового и старого искусства? Как принципы нового искусства реализуются в постановке?
3. Перечислите хотя бы некоторые темы, которые затрагиваются в опере.
4. Какое у вас впечатление от всей постановки? Воспринимаете ли вы ее как единое внятное высказывание, где разные части связаны между собой? Или после просмотра осталось больше вопросов, чем ответов?
«Три толстяка». Эпизод 1. По мотивам произведений Ю. Олеши. Реж. Андрей Могучий (2017)
1. Отсылки к каким литературным произведениям и/или фильмам или сериалам вы заметили в спектакле? Возможно, у вас есть предположения, для чего они.
2. Как режиссер и автор сценария работают с текстом Олеши? Что меняется, а что остается?
3. Что роднит спектакль с известными вам антиутопиями?
4. Есть ли у Могучего привязки к конкретным историческим периодам? Что они дают?
5. Как и с помощью каких приемов режиссер воздействует на зрителя? (аудиальный и видеоряд, цвет, свет и т.д.)
"Ревнивая к себе самой" по пьесе Тирсо де Молина. Реж. Л.Хейфец. Малый театр (1978)
1. Перечислите основные события, благодаря которым развивается действие. Могли бы они произойти в реальной жизни, или для них необходима высокая мера условности, возможная в театре?
2. Дайте характеристику основным персонажам. Кому из них принадлежит инициатива, а кто наоборот оказываеися ведомым?
3. Сравните две пары: Дон Мельчор и Вентура/ Донья Магдалена и Киньонес. Как распределяются роли между господином или госпожой и их слугами?
4. Благодаря чему возникает в спектакле комический эффект?
5. Перечислите важные, на ваш взгляд, особенности режиссерского решения для этой постановки.
"Электра" Софокла. Реж. Ю. П. Любимов (1992)
1. Охарактеризуйте цветовую палитру спектакля? Почему, по вашему мнению, Любимов и Боровский (художник спектакля) отдают предпочтение тем, а не иным цветам?
2. А что можно сказать о декорациях? Какой эффект создает стеклянная крутящаяся дверь?
3. Роль музыки в спектакле.
4. Стиль игры артистов. Как они говорят, двигаются, взаимодействуют друг с другом. Сопереживает ли им зритель?
«Брак по-итальянски» по пьесе Эдуардо де Филиппо. Реж. Витторио де Сика (1964)
1. Черты комедии дель арте в пьесе и в фильме. Носят ли герои Э. де Филиппо маски?
2. Как драматург и режиссер играют со зрительскими ожиданиями?
3. Какова роль второстепенных персонажей?
4. В фильме множество, казалось бы, «ненужных» деталей. Начиная от бомбежки, при которой знакомятся герои, и заканчивая сценой переругивания Фелумены с портнихой в финале, которая, по мнению главной героини, «обузила» подвенечное платье. Приведите примеры других подобных деталей и поразмышляйте над тем, зачем они нужны.
5. Вы бы отнесли фильм скорее к трагедии, комедии или мелодраме? Почему?
"Тартюф" по комедии Мольера. Режиссер Анатолий Эфрос. МХАТ (1981)
1. Кто из персонажей меняется в ходе развития действия и как?
2. Можно ли говорить об этом спектакле как о спектакле психологического театра и почему?
3. Как отличается линия действия Тартюфа в пьесе Мольера и спектакле Эфроса?
4. Воспринимаете ли вы спектакль Эфроса как целостное художественное высказывание?
"Эмилия Галотти" по пьесе Лессинга. Режиссер Михаэль Тальхаймер. Дойче театр (2005)
1. Как устроено пространство в спектакле М.Тальхаймера «Эмилия Галотти»? На что похожа сцена, и какой эффект это создает?
2. Язык общения между различными персонажами – вербальный, язык тела, мимики, жестов. Как соотносятся между собой эти ряды?
3. Роль музыки у Тальхаймера.
4. Смысл первой и последней сцен в спектакле.
5. В чем состоит «трагическая вина» Эмилии в пьесе Лессинга, и как она звучит в спектакле?
"Я Сергей Образцов" по автобиографической книге С.В. Образцова "По ступенькам памяти". Авторы - Борис Голдовский, Екатерина Образцова. Режиссер - Екатерина Образцова (2021)
1. Как соотносятся в спектакле три линии:
- личная, семейная
- становление художника
- история всей страны?
2. Какой эффект достигается за счёт непосредственного общения на сцене живого артиста и куклы?
3. Какие известные исторические личности появляются в спектакле в образе кукол? Как они изображаются? (приведите конкретные примеры)
4. А дается ли оценка историческим событиям, на фоне которых разворачивается история конкретного человека? И если да, то какая?
5. Как Евгений Цыганов играет Образцова? И как этот стиль игры влияет на нас, зрителей?
6. Создает ли спектакль представление о личности Образцова? И если да, то какое?
7. Как вы понимаете смысл финала?
"Визит старой дамы" по пьесе Ф.Дюрренматта. Реж. Илан Ронен (2017)
1. Какие моральные дилеммы занимают драматурга и как они решаются (или не решаются) в спектакле?
2. Особенности сценографии:
- роль цвета;
- особенности мизансцен;
- условные декорации.
3. Перед нами театр скорее психологический или скорее условный?
"Двенадцатая ночь" по комедии В. Шекспира. Реж. Питер Джеймс. Театр "Современник" (1975)
1. Охарактеризуйте образы 3 любых персонажей спектакля, описывая особенности ведения роли воплощавшими их актерами.
2. Какова роль шута в пьесе Шекспира и в спектакле?
3. Какие превращения вы наблюдали в спектакле и какую роль они выполняли?
"Гедда Габлер" по пьесе Г. Ибсена. Реж. А. Шульев. Театр им. Пушкина, 2018.
1. Новую драму порой называют аналитической и социально-психологической. Объясните смысл этих названий. С прогрессом в каких науках прежде всего связано развитие новой драмы?
2. Что обращает на себя внимание в текстах ибсеновских пьес, чего не было в тех пьесах, которые мы читали прежде?
3. Какие события из прошлого важны для понимания происходящего в «Гедде Габлер», и как мы о них узнаем?
4. Опишите сценографию спектакля А.Шульева. Что она нам дает?
5. Пытается ли режиссер логически объяснить поступки героев? А дать им оценку? Должны ли мы, зрители, проникаться сочувствием к одному и испытывать антипатию к другому?
6. Есть ли в спектакле условность? Или все наоборот достоверно?
7. Стиль игры актеров у Шульева – соответствует ли он в вашем понимании пьесе Ибсена?
"Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по пьесе Т.Стоппарда. Реж. Т.Стоппард (1990)
1. Как соотносится пьеса/фильм Т.Стоппарда с пьесой В.Шекспира?
2. Как проявляются у Стоппарда
- тема театра и театральности в фильме;
- тема жизни и смерти;
- тема свободы выбора?
"Губернатор" по рассказу Леонида Андреева. Режиссер - Андрей Могучий (2017)
1. Особенности сценографии, роль цвета и света в спектакле.
2. Как элементы психологического театра сочетаются с театром экспериментальным?
3. Как показан в спектакле образ Губернатора? Что им движет? Сочувствует ли ему зритель?
4. Есть ли в спектакле метафоры?
5. Как вы понимаете первую и последнюю сцену в спектакле?
1. Что отличает и что связывает три хореографических стихотворения
(поэмы) балета Дж. Ноймайера "Сильвия"?
2. Как изменилось содержание балета, когда режиссер отказался от
счастливого финала, заложенного в классическом либретто?
3. Что обратило на себя ваше внимание в решении сценографии к балету Дж.
Ноймайера "Сильвия"?
"Страсти по Адаму". Музыка Арво Пярта. Постановка Роберта Уилсона (2015)
1. Чем не похож сюжет спектакля на библейскую историю?
2. Каков смысл этого несходства?
3. Как сочетаются музыка и пластика в спектакле?
4. Как работает цвет в спектакле?
"Мастер и Маргарита" по роману М. А. Булгакова. Реж. Ю.Любимов. Театр на Таганке, 1977
1. Как вы думаете, почему роман Булгакова долго не пускали к публике, а спектакль по нему далеко не сразу разрешили ставить Любимову?
2. Какие приемы использовал постановщик, чтобы поставить прозу? И к каким результатам это привело?
3. У Булгакова в романе два временных пласта – время жизни Иешуа и Пилата и время, в которое Воланд прибывает в Москву. А какое время изображает Любимов? О какой Москве говорит?
4. Как «работают» декорации (и какие)? Откуда они пришли в этот спектакль? Что еще важно отметить, чтобы охарактеризовать оформление спектакля: освещение, цвет и т.д.?
5. Как вы понимаете смысл финала спектакля?
6. Почему, по вашему мнению, "Мастер и Маргарита" Ю.Любимова был ультрапопулярен?
"Гамлет" - к/ф, режиссер Г. Козинцев (1964)
1. Как выглядит мир, в который попадает Гамлет у Козинцева? Внимание режиссера к декорациям, костюмам, архитектурным элементам и т.д.
2. Как строится кадр? Какие кадры вам особенно запомнились? Смысл крупных планов.
3. Характер главного героя. Есть ли в Гамлете Козинцева загадочность? Или все с ним понятно?
4. Характеры других персонажей – как центральных, так и второстепенных.
5. Почему фильм Козинцева зачастую называют «оттепельным» фильмом?
"Эдип" - к/ф, режиссер Пьер Паоло Пазолини (1967)
1. Что привносит Пазолини в миф об Эдипе, а что наоборот приходит в фильм из античного сюжета?
2. Зачем, как вам кажется, режиссер решил соединить разные времена? Охарактеризуйте каждое из них.
3. Что вы можете сказать об образном языке фильма? Приведите пример визуальных метафор, которые использует режиссер?4. Понимаем ли мы мотивировку поступков персонажей? И если да, то из какой она области – логического или эмоционального?5. Можно ли сказать, что фильм Пазолини о том, что человек не должен противиться воле богов? Или для Пазолини важнее какие-то иные смыслы?
"Горе-богатырь Косометович". Комическая опера. Либретто Екатерины II. Музыка - Висенте Марти́н-и-Соле́р. Постановка - Дмитрий Шерстенников, Илзе Кикере, Валерий Крейсберг, Александр Коган. Театр старинной музыки (2005).
1. Какова историческая подоплека, побудившая Екатерину II написать либретто к комической опер «Горе-богатырь Косометович»?
2. Что мы узнаем о екатерининском театре благодаря реконструкции ансамбля «Солисты Екатерины Великой»? Напишите подробней о
- говорящих именах
- природе юмора в спектакле
- музыкальных партиях (песенных и танцевальных)
- барочных стилизованных костюмах
- барочных жестах и гриме
- особенностях фонетики в речи персонажей…
3. А что все-таки в эту постановку пришло из современного театра?
4. Как вы относитесь к подобным реконструкциям? В чем (не) видите их смысл? Можно ли, на ваш взгляд, к ним предъявлять те же претензии, что и к современному театру?
«Моцарт и Сальери. Дон Жуан. Чума» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина. Реж. Э. Някрошюс. Литовский международный фестиваль "Лайф" (1994).
1. Как Някрошюс объединяет разные пушкинские тексты и каков смысл этого объединения?
2. Что в спектаклях можно назвать условным (приведите конкретные примеры)?
3. Интересует ли режиссера психологическая мотивировка поступков персонажей? Есть ли здесь изображение характеров?
4. Особенности сценографии, и как на сцене «работают» предметы?
5. Уместно ли говорить о сценических метафорах у Някрошюса? Если да, то приведите примеры таких метафор.
6. Остались ли у вас вопросы к спектаклям?
"Играем... Шиллера!" по трагедии Шиллера "Мария Стюарт". Реж. Римас Туминас, "Современник", 2000
1. Как вам кажется, почему спектакль называется «Играем… Шиллера!», а не «Мария Стюарт», как сама пьеса?
2. Как режиссер трактует образы двух королев, и как свои роли исполняют актрисы?
3. Что роднит спектакль с психологическим театром, а что наоборот отдаляет?
4. Приведите примеры сценических, визуальных метафор в спектакле.
5. А с помощью чего еще Туминас воздействует на зрителя?
6. Что дает нам сравнение образной системы Туминаса с театром Някрошюса?
"Кабаре" - к/ф, режиссер Боб Фосс (1972), на основе одноименного бродвейского мюзикла Дж. Кандера (1966), пьесе Дж. Ван Друтена "Я - камера" (1951), по мотивам романа Кристофера Ишервуда "Прощай, Берлин" (1945)
2. Как политика постепенно вторгается в жизнь героев и жизнь страны?
3. Роль вставных музыкальных номеров - своего рода комментариев к частной и политической жизни. Приведите конкретные примеры.
4. Как вы понимаете сцену, в которой исполняется песня «Tomorrow belongs to me»?
5. А какую роль отводят авторы фильма кабаре? Смысл последней песни Салли и финала.
Некоторые соображения студентов, высказанные ими на семинаре:
Живописные цитаты:
Кадр из фильма
А это Отто Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден:
Возникают и ассоциации с другой работой О.Дикса - «Большой город, 1508-1509 гг" (Валерия Богдан)
Образ Салли в фильме напоминает образ Бетти Буп - этот персонаж тоже появился в 30-е годы. Бетти Буп - персонаж мультфильмов, созданный Максом Флейшером. В 1932—1939 годах Paramount Pictures выпустила в общей сложности 99 короткометражных чёрно-белых мультфильмов о Бетти (Екатерина Сайлер).
МАТЕРИАЛЫ ТАТЬЯНЫ ЛЕВЧЕНКО:
Обряды и античный театр
«Маскарад» по пьесе М.Ю.Лермонтова на русской сцене.
Гамлет на русской сцене
«Евгений Онегин» в постановке Ю.П. Любимова (Театр на Таганке, 2000)
«Тартюф» в постановке Анатолия Эфроса (МХАТ, 1981)
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (А.Волошина/ Вс.Вишневский/
В.Рыжаков)
«Эмилия Галотти» Г. Лессинга в постановке М. Тальхаймера (Deutsches Theater, Берлин, 2002)
«Ад»/ “Inferno”. Реж. Ромео Кастеллуччи (2008)
Перформансы Марины Абрамович
"Медея" по трагедии Еврипида в пер. И. Анненского. Реж. В. Наставшев. (2016)
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.