• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Книги о природе театра:
1. Аристотель. Поэтика
2. Лессинг. Гамбургская драматургия
3. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки
4. Л.С. Выготский. Психология искусства
5. Э.Г. Крэг. Искусство театра. Актер и Сверхмарионетка
6. К.С. Станиславский. Жизнь в искусстве. Работа актера над собой
7. М. Чехов. Путь актера
8. Вс. Э. Мейерхольд. Балаган (статья)
9. Н.Н. Евреинов. Театр для себя
10. А. Арто. Театр и его Двойник
11. П. Брук. Пустое пространство
12. Е. Гротовский. К бедному театру
13. Ж.-Л. Барро. Воспоминания для будущего
14. Стрелер Д. Театр для людей
15. Ханс-Тис Леман. Постдраматический театр
16. Эрика Фишер-Лихте. Эстетика перформативности
17. Хайнер Гёббельс. Эстетика отсутствия
18.  Мартин Эсслин. Театр абсурда
19. Ян Котт. Шекспир — наш современник
20. Павел Марков. О театре
21. Марина Давыдова. Конец театральной эпохи
22. Дина Годер. Художники, визионеры, циркачи
23.   Павел Руднев. Драма памяти
24. Анатолий Смелянский. Предлагаемые обстоятельства
25. Лев Гительман, Елена Горфункель, Алексей Бартошевич. История зарубежного театра
26. Журналы «Театр», «Петербургский театральный журнал»  

Книги о кино:

1. Жиль Делёз. Кино
2. Франсуа Трюффо. Хичкок / Трюффо
3. Сергей Эйзенштейн, избранные статьи
4. Майя Туровская. 7½, или фильмы Андрея Тарковского
5. Питер Бискинд. Беспечные ездоки, бешеные быки
6. Евгений Марголит. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов
7. Михаил Трофименков. Кинотеатр военных действий
8. Томас Эльзессер. Мальте Хагенер, «Теория кино. Глаз, эмоции, тело 
9. 
Сергей Кудрявцев. 3500
10. Александр Молчанов. Букварь сценариста
11. Журнал «Искусство кино»

 Пьесы ХХ века, которые нельзя не прочитать:

 Ибсен Х. Бранд. Пер Гюнт. Кукольный дом. Привидения. Росмерсхольм. Строитель Сольнес.
 Стриндберг А. Отец. Фрёкен Жюли. Пляска смерти. Игра снов. Соната призраков.
 Уайльд О. Саломея. (Любая комедия на выбор).
 Шоу Б. Пигмалион. Святая Иоанна. Дом, где разбиваются сердца.
 Гауптман Г. Ткачи. Потонувший колокол.
 Ростан Э. Сирано де Бержерак.
 Метерлинк М. Там, внутри. Непрошенная. Слепые. Смерть Тентажиля. Синяя птица.
 Жарри А. Король Убю
 Клодель П. Благовещение (Благая весть Марии). Полуденный раздел.
 Толстой Л. Власть тьмы. Живой труп.
 Чехов А. Чайка. Вишневый сад.
 Жироду Ж. Троянской войны не будет
 Кокто Ж. Орфей. Человеческий голос.
 Камю А. Калигула
 Сартр Ж.-П. Мухи. За закрытыми дверями
 Ануй Ж. Антигона. Жаворонок
 Ионеско Э. Лысая певица. Носороги
 Беккет С. В ожидании Годо
 Жене Ж. Служанки. Балкон
 Аррабаль Ф. Пикник
 Осборн Д. Оглянись во гневе
 Пинтер Г. Сторож
 Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы
 Йейтс У.-Б. На берегу Бейли. У ястребиного источника
 Кайзер Г. Газ. С утра до полуночи
 Брехт Б. Трехгрошевая опера. Мамаша Кураж и её дети. Жизнь Галилея. Добрый человек из Сезуана
 Вайс П. Дознание. Марат – Сад (Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное труппой  психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством маркиза де Сада).
 Хакс П. Амфитрион. Разговоры в семействе Штейн об отсутствующем г-не фон Гёте
 Мюллер Х. Гамлет-Машина
 Дюрренматт Ф. Визит старой дамы. Физики. Ромул Великий
 Фриш М. Дон Жуан, или Любовь к геометрии. Санта Крус. Биография
 Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора. Генрих IV
 Де Филиппо Э. Неаполь – город миллионеров. Филумена Мартурано
 Лорка Гарсиа Ф. Кровавая свадьба. Дом Бернарды Альбы.
 Виткевич С. Сапожники
 Мрожек С. Танго. Стриптиз.
 Уильямс. Трамвай «Желание». Стеклянный зверинец
 О’Нил Ю. Любовь под вязами. Траур – участь Электры
 Уайлдер Т. Наш городок
 Миллер А. Смерть коммивояжера
 Олби Э. Что случилось в зоопарке. Не боюсь Вирджинии Вульф

ВОПРОСЫ ЕЛЕНЫ ЛЕЕНСОН к спектаклям:
(в формулировании вопросов принимали участие студенты)

 «Ад»/ “Inferno”. Реж. Ромео Кастеллуччи (2008)
1.      Как режиссер задействует пространство двора Папского дворца? Насколько важно место действия? Можно ли, на ваш взгляд, показать спектакль в другом месте?
2.      Почему театр Кастеллуччи называют «театром художника»? Какие визуальные метафоры вы заметили в спектакле? Есть ли отсылки к другим художникам и/или произведениям искусства?
3.      Каков, по-вашему, смысл пролога к спектаклю (на режиссера в защитном костюме спускают собак)? И как бы вы трактовали первую сцену спектакля (обнаженный человек взбирается по стене дворца)?
4.      Как вы думаете, почему в финале спектакля возникает Энди Уорхол?
5.      Остались ли у вас какие-то вопросы после увиденного? Если да, поставьте два-три вопроса.

"Царь Эдип". Режиссер Римас Туминас (2016).
1.       Как организовано пространство в спектакле Туминаса "Царь Эдип"? Что эта за огромная труба на сцене, и как с ней взаимодействуют персонажи?
2.       Роль цвета и света спектакле.
3.       Какую роль у Туминаса играет хор? А у Софокла?
4.       Важны ли для режиссера характеры главных героев и их человеческие слабости? Их вина лишь в том, что они противятся воле богов (как в античной трагедии)? 

"Трилогия. Электра. Орест. Ифигения в Тавриде" по Еврипиду. Реж. Антонио Лателла (2021)

1.      Какие моменты в спектаклях вас удивили и почему?
2.      Чем Орест и Электра у Антонио Лателлы отличаются от героев Еврипида?
3.      Как показаны в спектаклях Антонио Лателлы олимпийские боги? С какой целью они так показаны?
4.      Какова роль второстепенных персонажей в спектаклях? 
5.      Особенности костюмов в спектаклях и их смысловая функция. 

«Махабхарата». Реж. Питер Брук (1989)

1.       Расскажите немного о том, как шла подготовка к спектаклю и какие задачи поставил перед собой и актерами режиссер. 
2.       За что критиковали спектакль?
3.       Как вам кажется, что больше всего привлекло режиссера в индийском эпосе?
4.       Питер Брук собирался сохранить индийский колорит. Насколько ему это удалось, а что в спектакле, напротив, от более привычного нам европейского театра? 

«Сутра». Реж. Сиди Ларби Шеркауи (2009)

1.       Как вам кажется, важно ли для понимания спектакля «Сутра» знать, что в нем участвуют шаолиньские монахи?2.       Какие виды искусства объединяет Сиди Ларби Шеркауи в своей постановке?
3.       Что вы можете сказать о сценографии спектакля?
4.       Соотношение смыслов и формы – как бы вы обозначили основные темы спектакля?
5.       Какие сцены вам больше всего запомнились?

"Гамлет" по трагедии В. Шекспира. Реж. Т. Остермайер (2010)

1.       Как устроена сценография спектакля? Какую роль в нем играет занавес?
2.       Можно ли определить время и место действия?
3.       Условное и безусловное на сцене: с одной стороны, настоящая земля, вода, еда и т.д. С другой,  намеренная условность, театральность, обнаженные метафоры.
4.       Зачем режиссер вводит тему двойничества? Соответствует ли это романтическому понятию двойника?
5.       Каким изображает Гамлета режиссер? Что испытывает зритель к нему и почему?

"Гамлет" по В. Шекспиру. Реж. Э.Някрошюс (1997)

1.      Приведите примеры сценических метафор в спектакле.
2.      Как на сцене работает реквизит?
3.      Как ведут себя артисты? Похоже ли это на психологический театр или нет?
4.      Музыка и звуковой ряд в спектакле.
5.      Если говорить о смысле, а не об эмоциональном воздействии, как Някрошюс трактует Шекспира? В чем трагедия Гамлета? И как осмысляется здесь тема отцов и детей?

"Дон Жуан" (мюзикл). Композитор Феликс Грей. Реж. Жиль Майо (2020)

1.       Какие известные произведения, где есть образ Дона Жуана, вы знаете?
2.       А как образ Дона Жуана трактует Жиль Майо?
3.       Сопереживаете ли вы героям мюзикла? Почему?
4.       С какой целью в мюзикл была добавлена линия Рафаэля и Марии?
5.       Насколько «Дон Жуан» — классический мюзикл? Какие особенности жанра в нем воплощены наиболее ярко?

"Евгений Онегин" по роману А.С. Пушкина. Реж. Ю.П. Любимов (2000)

1.       Как Любимов читает текст классического произведения? Сокращения, вкрапления научных комментариев, черновиков, записей знаменитых актеров. Какое впечатление все это создает?
2.       Особенности сценографии спектакля.
3.       Цвет, свет и костюмы в спектакле.
4.       Взаимодействие актеров со зрителями? Зачем в конце они выходят в зал и какого эффекта достигают?

"Маскарад" по драме М. Лермонтова. Реж. Р. Туминас (2010)

1. Особенности сценографии. Что мы видим на сцене, и как эта картинка влияет на наше восприятие?
2. Роль музыки в спектакле.
3. Петербург, изображенный Туминасом, - это только лермонтовский Петербург, или режиссер отсылает нас к разным литературным источникам?
4. Зачем Туминас использует интермедии?
5. Каким Евгений Князев играет Арбенина?

"Балалайкин и Ко" по роману «Современная идиллия» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Реж. Г.А. Товстоногов (1973)

1.       Почему цензура могла не пропустить этот спектакль, хотя он был поставлен по произведению, написанному за сто лет до его постановки в «Современнике»?
2.       Динамика спектакля. Как развивается действие (или стоит на месте)? Какой эффект за счёт этого достигается?3.       Как актёры работают с «четвёртой стеной» в условиях телеспектакля?
4.       Откуда в спектакле появляется Молчалин? Какова его роль в спектакле?

"Лес" по комедии А.Н. Островского. Реж. К. Серебреников (2004)

1.     Приметы какого времени вы видите в спектакле? Можно ли точно сказать, когда происходят события?
2.       А есть ли указание на место действия?
3.       Линия Счастливцев – Несчастливцев. Как Дмитрий Назаров играет своего персонажа? Несчастливцев в его исполнении – это классический трагический герой, поднимающийся над окружением?
4.       Любовные линии: Гурмыжская – Буланов, Аксюша – Петр, Улита – Счастливцев. Как они соотносятся между собой?5.       Как вы думаете, зачем в спектакле появляются не относящиеся к действию сцены с детским хором?

"Как важно быть серьезным" по пьесе О. Уайльда. Реж. О.Паркер (2002)

 1.    В каком антураже разыгрывается действие фильма? Роль пейзажей, костюмов. Насколько это соответствует пьесе Уайльда?
2.    Видите ли вы сходство между кадрами фильма и живописью? На что похоже?
3.    Какими способами достигается комическое у Уайльда? Почему нам смешно?
4.    Приведите примеры парадоксов и/или словесной игры в пьесе. 
5.    Какие представления викторианского общества высмеивает Уайльд?

 "Три сестры" по А.П. Чехову. Реж. Сюзанна Кеннеди (2020)

1.       Как устроено пространство в спектакле? Постарайтесь коротко, но подробно его описать.
2.       Как выглядят персонажи на сцене? Как говорят и двигаются? С помощью каких средств актеры передают характер своего персонажа?
3.       Можно ли сказать, что в данном случае мы имеем дело, прежде всего, с театром художника? Появились ли у вас во время просмотра ассоциациями с какими-то живописными полотнами?
4.       Основные темы спектакля – перечислите и кратко их охарактеризуйте (маска, смешение времен, повторы, замкнутый круг…)
5.       Какие темы чеховской пьесы больше всего интересуют режиссера? Как она разрабатывает их в спектакле?

"Оптимистическая трагедия. Последний бал". Революционный концерт по мотивам Вс. Вишневского. Реж. Виктор Рыжаков (2017)

 1.       Как переосмысляется пьеса Вс. Вишневского в постановке Рыжакова? Оправдывается ли в спектакле, как в пьесе, жестокость революции и гражданской войны? Можно сравнить спектакль с фильмом С.Самсонова 1963 года.
2.       Образы массовой культуры в постановке: какие они и зачем нужны режиссеру?
3.       Образ комиссара — какие эмоции вызывает героиня?
4.       Какие световые и цветовые решения можно отметить в сценографии? Какими средствами создается образ корабля?5.       Какова роль песен и вставных номеров в спектакле?
6.       Какова роль "свидетелей истории" в спектакле? 

"Добрый человек из Сезуана" по пьесе Б. Брехта. Реж. Ю. Любимов (1964)

1.      Как проявляется условность в спектакле Ю.Любимова «Добрый человек из Сезуана»?
2.      Особенности сценографии.
3.      Манера актерской игры.
4.      Роль зонгов и музыкального сопровождения в целом.
5.      Как вам кажется, что поражало в этой постановке зрителя 1960-х годов? 

"Марат/Сад" по пьесе Петера Вайса. Реж. Питер Брук (1967)

1.       В чем заключается историческая основа пьесы? Какие временные пласты представлены у Вайса и у Брука?2.       Охарактеризуйте основной спор между главными героями. Как режиссер к нему относится? Принимает ли он чью-то сторону?
3.       Что перенимает Питер Брук у Бертольта Брехта с его концепцией эпического театра, а в чем ощущается влияние Антонена Арто с его идеями «театра жестокости»?
4.       Театр Питера Брука – это скорее условный театр или психологический? Отвечая на этот вопрос, приводите конкретные примеры.
5.       Что можно сказать о сценографии спектакля: декорациях, костюмах и т.д.

 "Мертвый класс". Реж. Тадеуш Кантор (1975)

1.       Какие ощущения должна вызвать у зрителя необычная сценография спектакля?
2.       Как выглядят сами персонажи? Их костюмы, грим… Почему каждый держит в руках куклу?
3.       А как вы трактуете роль режиссера и одновременно дирижера на сцене?  
4.       Музыка и ритм в спектакле.
5.       В каких эпизодах звучит военная тема? И как соотносятся в спектакле личные воспоминания и память об общеевропейских событиях? 

"Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Луиджи Пиранделло. Реж. А.Васильев  (1987)

1.      Где проходит грань между театральным и реальным в пьесе Пиранделло? Есть ли она вообще?
2.      Роль ремарок у Пиранделло.
3.      Кого в пьесе можно считать автором и режиссером, кого зрителем, а кого актером?
4.      Повторы одних и тех же реплик и сцен в постановке А.Васильева. Зачем?
5.      Почему одни и те же роли играют разные артисты?
6.      Обустройство пространства, реквизит, костюмы… Что вам тут кажется особенно важным?   

"Медея" по трагедии Еврипида в пер. И. Анненского. Реж. В. Наставшев. Рижский русский театр имени Михаила Чехова
Латвия (2016) 

1. Как изменился в спектакле текст пьесы?
2. Какими средствами достигается лаконичность спектакля В. Наставшева и на что работает эта лаконичность?
3. Какие сценические метафоры в спектакле вы заметили?

"Медея. Материал" по пьесе Хайнера Мюллера. Реж. Анатолий Васильев  (2001)

1.       Каковы основные различия между текстом Хайнера Мюллера и трагедией Еврипида? Как вам кажется, почему Анатолий Васильев выбрал для постановки пьесу современного драматурга? Что больше всего интересует режиссера?2.       Какая роль в спектакле отводится тексту? (текст, напечатанный на экране перед началом спектакля, текст произнесенный).
3.       Что вы можете сказать об особенностях игры Валери Древиль? Как вы полагаете, какую задачу ставил перед ней режиссер?
4.       Особенности сценографии: как выглядит сцена, реквизит, видеоряд… Как эта картинка влияет на зрителя? Можно ли говорить о символическом значении предметов на сцене или они просто помогают пересказать античный миф? 

"Гамлет". Режиссер Э. Някрошюс (1997)

1. Приведите примеры сценических метафор в спектакле.
2. 
Как на сцене работает реквизит?
3. 
Как ведут себя артисты? Похоже ли это на психологический театр или нет?
4. К
ак работают музыка и звуковой ряд в спектакле?
5. 
Если говорить о смысле, а не об эмоциональном воздействии, как Някрошюс трактует Шекспира? В чем трагедия Гамлета? И как осмысляется здесь тема отцов и детей?

"Брак" Аси Волошиной. Реж. Семен Александровский (2020)

1.      Что это за мир, в котором живут герои спектакля? Кто комментирует и ведет своеобразный конспект диалога между Мишей и Норой? Какую роль этот соглядатай играет в постановке?
2.      Какие литературные аллюзии вы заметили? Приведите конкретные примеры.
3.      В чем заключается основной конфликт между героями? Как он развивается?
4.      Насколько важна форма в спектакле? Можно ли представить действие в другом формате?
5.      Как вам кажется, спектакль Александровского скорее традиционен или скорее экспериментален? 

"Curiosity" (мультимедийная опера). Композитор Николай Попов. Реж. Алексей Смирнов (2022)

 1.       Как вам кажется, почему постановщики назвали спектакль «Curiosity» оперой? В чем заключается ее мультимедийность?
2.       А что в самом действии говорится о принципах нового и старого искусства? Как принципы нового искусства реализуются в постановке?
3.       Перечислите хотя бы некоторые темы, которые затрагиваются в опере.
4.       Какое у вас впечатление от всей постановки? Воспринимаете ли вы ее как единое внятное высказывание, где разные части связаны между собой? Или после просмотра осталось больше вопросов, чем ответов? 

«Три толстяка». Эпизод 1. По мотивам произведений Ю. Олеши. Реж. Андрей Могучий (2017)

1.       Отсылки к каким литературным произведениям и/или фильмам или сериалам вы заметили в спектакле? Возможно, у вас есть предположения, для чего они.
2.       Как режиссер и автор сценария работают с текстом Олеши? Что меняется, а что остается?
3.       Что роднит спектакль с известными вам антиутопиями?
4.       Есть ли у Могучего привязки к конкретным историческим периодам? Что они дают?
5.       Как и с помощью каких приемов режиссер воздействует на зрителя? (аудиальный и видеоряд, цвет, свет и т.д.)

"Ревнивая к себе самой" по пьесе Тирсо де Молина. Реж. Л.Хейфец. Малый театр. 1978

1. Перечислите основные события, благодаря которым развивается действие. Могли бы они произойти в реальной жизни, или для них необходима высокая мера условности, возможная в театре?
2. Дайте характеристику основным персонажам. Кому из них принадлежит инициатива, а кто наоборот оказываеися ведомым?
3. Сравните две пары: Дон Мельчор и Вентура/ Донья Магдалена и Киньонес. Как распределяются роли между господином или госпожой и их слугами?
4. Благодаря чему возникает в спектакле комический эффект?
5. Перечислите важные, на ваш взгляд, особенности режиссерского решения для этой постановки.


"Электра" Софокла. Реж. Ю. П. Любимов (1992) 
1. Охарактеризуйте цветовую палитру спектакля? Почему, по вашему мнению, Любимов и Боровский (художник спектакля) отдают предпочтение тем, а не иным цветам?
2. А что можно сказать о декорациях? Какой эффект создает стеклянная крутящаяся дверь?
3. Роль музыки в спектакле.
4. Стиль игры артистов. Как они говорят, двигаются, взаимодействуют друг с другом. Сопереживает ли им зритель?

«Брак по-итальянски» по пьесе Эдуардо де Филиппо. Реж. Витторио де Сика (1964)

1.       Черты комедии дель арте в пьесе и в фильме. Носят ли герои Э. де Филиппо маски?
2.       Как драматург и режиссер играют со зрительскими ожиданиями?
3.       Какова роль второстепенных персонажей?
4.       В фильме множество, казалось бы, «ненужных» деталей. Начиная от бомбежки, при которой знакомятся герои, и заканчивая сценой переругивания Фелумены с портнихой в финале, которая, по мнению главной героини, «обузила» подвенечное платье. Приведите примеры других подобных деталей и поразмышляйте над тем, зачем они нужны.
5.       Вы бы отнесли фильм скорее к трагедии, комедии или мелодраме? Почему?

"Тартюф" по комедии Мольера. Режиссер Анатолий Эфрос. МХАТ, 1981

1. Кто из персонажей меняется в ходе развития действия и как? 
2. Можно ли говорить об этом спектакле как о спектакле психологического 
театра и почему? 
3. Как отличается линия действия Тартюфа в пьесе Мольера и спектакле Эфроса? 
4. Воспринимаете ли вы спектакль Эфроса как целостное художественное высказывание?

"Эмилия Галотти" по пьесе Лессинга. Режиссер Михаэль Тальхаймер. Дойче театр, 2005

1.       Как устроено пространство в спектакле М.Тальхаймера «Эмилия Галотти»? На что похожа сцена, и какой эффект это создает?
2.       Язык общения между различными персонажами – вербальный, язык тела, мимики, жестов. Как соотносятся между собой эти ряды?3.       Роль музыки у Тальхаймера.
4.       Смысл первой и последней сцен в спектакле.
5.       В чем состоит «трагическая вина» Эмилии в пьесе Лессинга, и как она звучит в спектакле?


"Я Сергей Образцов" по автобиографической книге С.В. Образцова  "По ступенькам памяти".  Авторы - Борис Голдовский, Екатерина Образцова. Режиссер - Екатерина Образцова (2021)

1.       Как соотносятся в спектакле три линии:

- личная, семейная

- становление художника

- история всей страны?

2.  Какой эффект достигается за счёт непосредственного общения на сцене живого артиста и куклы?

3.  Какие известные исторические личности появляются в спектакле в образе кукол? Как они изображаются? (приведите конкретные примеры)

4.  А дается ли оценка историческим событиям, на фоне которых разворачивается история конкретного человека? И если да, то какая?

5.  Как Евгений Цыганов играет Образцова? И как этот стиль игры влияет на нас, зрителей?

6.  Создает ли спектакль представление о личности Образцова? И если да, то какое?

7.  Как вы понимаете смысл финала?

"Визит старой дамы" по пьесе Ф.Дюрренматта. Реж. Илан Ронен (2017)
1. Какие моральные дилеммы занимают драматурга и как они решаются (или не решаются) в спектакле?
2. Особенности сценографии:
           - роль цвета;
           - особенности мизансцен;
           - условные декорации.

3. Перед нами театр скорее психологический или скорее условный?


"Двенадцатая ночь" по комедии В. Шекспира. Реж. Питер Джеймс. Театр "Современник" (1975)

1. Охарактеризуйте образы 3 любых персонажей спектакля, описывая особенности ведения роли воплощавшими их актерами.

2. 
Какова роль шута в пьесе Шекспира и в спектакле?

3. Какие превращения вы наблюдали в спектакле  и какую роль они выполняли?

"Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по пьесе Т.Стоппарда. Реж.  Т.Стоппард (1990)
1.       Как соотносится пьеса/фильм Т.Стоппарда с пьесой В.Шекспира?
2.       Как проявляются у Стоппарда

- тема театра и театральности в фильме;

- тема жизни и смерти;

- тема свободы выбора?

"Губернатор" по  рассказу Леонида Андреева. Режиссер - Андрей Могучий (2017)
1.       Особенности сценографии, роль цвета и света в спектакле.
2.       Как элементы психологического театра сочетаются с театром экспериментальным?
3.       Как показан в спектакле образ Губернатора? Что им движет? Сочувствует ли ему зритель?
4.       Есть ли в спектакле метафоры?
5.       Как вы понимаете первую и последнюю сцену в спектакле?

"Сильвия" (балет). Музыка Л. Делиба. Постановка Дж. Ноймайера. Парижская национальная опера (2006)
1. Что отличает и что связывает три хореографических стихотворения
(поэмы) балета Дж. Ноймайера "Сильвия"?
2. Как изменилось содержание балета, когда режиссер отказался от
счастливого финала, заложенного в классическом либретто?
3. Что обратило на себя ваше внимание в решении сценографии к балету Дж.
Ноймайера "Сильвия"?

"Страсти по Адаму". Музыка Арво Пярта. Постановка Роберта Уилсона  (2015)
1. Чем не похож сюжет спектакля на библейскую историю?
2. Каков смысл этого
несходства?
3. Как сочетаются музыка и пластика в спектакле?
4. Как работает цвет в спектакле?

"Гамлет" - к/ф, режиссер Г. Козинцев (1964)

1.       Как выглядит мир, в который попадает Гамлет у Козинцева? Внимание режиссера к декорациям, костюмам, архитектурным элементам и т.д.

2.       Как строится кадр? Какие кадры вам особенно запомнились? Смысл крупных планов.

3.       Характер главного героя. Есть ли в Гамлете Козинцева загадочность? Или все с ним понятно?

4.       Характеры других персонажей – как центральных, так и второстепенных.

5.       Почему фильм Козинцева зачастую называют «оттепельным» фильмом?



"Эдип" - к/ф, режиссер Пьер Паоло Пазолини (1967)
1. Что привносит Пазолини в миф об Эдипе, а что наоборот приходит в фильм из античного сюжета?
2.  Зачем, как вам кажется, режиссер решил соединить разные времена? Охарактеризуйте каждое из них.
3.  Что вы можете сказать об образном языке фильма? Приведите пример визуальных метафор, которые использует режиссер?
4.  Понимаем ли мы мотивировку поступков персонажей? И если да, то из какой она области – логического или эмоционального?
5.  Можно ли сказать, что фильм Пазолини о том, что человек не должен противиться воле богов? Или для Пазолини важнее какие-то иные смыслы?

"Кабаре" - к/ф, режиссер Боб Фосс (1972), на основе одноименного бродвейского мюзикла Дж. Кандера  (1966),  пьесе Дж. Ван Друтена "Я - камера" (1951), по мотивам романа Кристофера Ишервуда "Прощай, Берлин" (1945)
1.       Как в фильме показана эпоха?
2.       Как политика постепенно вторгается в жизнь героев и жизнь страны?
3.       Роль вставных музыкальных номеров - своего рода комментариев к частной и политической жизни. Приведите конкретные примеры.
4.       Как вы понимаете сцену, в которой исполняется песня «Tomorrow belongs to me»?
5.       А какую роль отводят авторы фильма кабаре? Смысл последней песни Салли и финала.


Некоторые соображения студентов, высказанные ими на семинаре:
Живописные цитаты:




Кадр из фильма


А это Отто Дикс. Портрет журналистки Сильвии фон Харден:


Возникают и ассоциации с другой работой О.Дикса - «Большой город, 1508-1509 гг" (Валерия Богдан)