• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Публикации
Книга
"Невидимая величина". А. В. Сухово-Кобылин: театр, литература, жизнь

Зубков К. Ю., Купцова О. Н., Пенская Е. Н.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Научный проект для учителя

Абелюк Е. С.

Journal of Russian Studies. 2023. Т. 3. № 1-2. С. 55-64.

Глава в книге
«Нам надоели ваши эти композиции…» («Хроники» Шекспира: замысел А. Аникста и Ю. Любимова 1967 года) В печати

Абелюк Е. С.

В кн.: Художественная культура советского периода: Между официальным и неофициальным искусством. М.: ГИИ, 2024.

Юрий Любимов - одна из ключевых фигур в истории русского и европейского театрального искусства. В числе основных задач Лаборатории - собирание материалов о его режиссерском творчестве (архив Любимова разрознен) и их изучение. Интерес представляют не только знаменитые «таганские» спектакли Любимова, но и его многочисленные зарубежные постановки, о которых в России до сих пор мало что известно.

Спектакли Юрия Любимова напрямую связаны с современной ему общественно-политической и культурной ситуацией. По своему духу они оказались созвучны настроениям значительной части советского общества. Многочисленные письма зрителей в театр дают представление о влиянии Театра на Таганке на развитие гражданского общества. Историко-социологический интерес представляют и отношения театра с государством: история проведения спектаклей Любимова через цензуру, часто очень травматичная, далеко не всегда заканчивавшаяся успехом.

Творчество Юрия Любимова существовало в определенном культурном контексте, который влиял на него. В свою очередь постановки режиссера оказали влияние на развитие российского и мирового театра, поэтому в сферу научных интересов сотрудников Лаборатории попадают как спектакли его современников, так и  тех режиссеров, в которых прослеживается влияние режиссёрского метода Любимова.

Лаборатория активно включена в образовательные программы НИУ ВШЭ. Студенты образовательной программы «Филология» работают в семинарах «Литература и театр» и «Язык драмы», студенты разных образовательных программ выбрали майнор "Театр с нуля" , минор по истории театраобщеуниверситетский факультатив «Режиссерский театр XX века», исследовательскую практику "Археология театра", многие стали участниками разнообразных проектов лаборатории: "Архив театра", "Театрализованная лекция", "Зарубежные критики о спектаклях Любимова", "Театральная видеотека" и другие.

Партнеры Лаборатории: Благотворительный Фонд Ю.П.Любимова, Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, Электротеатр «Станиславский», Центр  Андрея Вознесенского, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Гослитмузея им. В.И.Даля, Дом-музей Б.Л. Пастернака, С.-Петербургский университет (филологический факультет, исследовательская группа Л.Бугаевой и Н.Семеновой), Уральский Федеральный университет (филологический факультет, исследовательская группа Т.А.Снигиревой), Associazione Culturale Tonino Guerra, Чешский культурный центр в Москве, Национальный музей Чехии, Библиотека Libri Prohibiti, Сахаровский центр, Власта Смолакова (Прага), Беатрис Пикон-Валлен (Национальный центр научных исследований, Париж), Хураман Новрузова (Стамбульский Университет изящных искусств. им. Мимара Синана, Турция), Марчелло Галлуччи (Университет Л'Акуилы, Италия), Орнелла Кальварезе (Университет Л'Акуилы, Италия), Марко Саббатини (Пизанский университет, Италия), Лийса Бюклинг (Хельсинкский университет, Финляндия), Роберт Чандлер (Лондон), Гектор Бриозо (Мадридский университет, Испания), Клуб русского языка и литературы, Университет Оломоуца (Чехия). 

Иллюстрация к новости: Театральный киноклуб принял участие в фестивале "Чистый лист"

Театральный киноклуб принял участие в фестивале "Чистый лист"

Участники киноклуба подготовили для посетителей открытки со сценами из любимых спектаклей. Студенты с увлечением расшифровывали сценический язык, обсуждали режиссерские решения и учились обращать внимание на детали. Другим больше по душе пришелся квиз, в ходе которого можно было узнать, почему актеры опасаются "Макбета", что является символом театрального искусства и почему на сцене лучше не свистеть. На память можно было забрать открытку с кадром из понравившегося спектакля.

Иллюстрация к новости: На сцене - трансцендентный мир

На сцене - трансцендентный мир

"Театральный киноклуб", созданный на базе Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв ФГН провел очередные показ и обсуждение спектакля - на этот раз это была работа режиссера Андрея Могучего «Изотов» по мотивам пьесы Михаила Дурненкова «Заповедник».

Иллюстрация к новости: Таганка и театр Оттепели в контексте отечественного и мирового театра

Таганка и театр Оттепели в контексте отечественного и мирового театра

Под таким названием в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. в течение двух дней шла Международная научная конференция. В корпусе на Старой Басманной и онлайн собрались ученые из Москвы, Петербурга, Иваново, Томска, Парижа, Лондона, Хельсинки, Пизы, Праги, Стамбула, Токио.

Иллюстрация к новости: "Глубокий колодец свободы"

"Глубокий колодец свободы"

"Я поверил, что сердце – Глубокий колодец свободы", - эти строчки из стихотворения Ю. Домбровского можно вспоминать читая любое его произведение. Вместе со своими слушателями роман писателя «Обезьяна приходит за своим черепом» вспоминала сотрудник Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ Т. В. Левченко. Лекция о драматической истории этого романа прошла в Музее истории ГУЛАГа и была посвящена 115-летию со дня рождения Ю. Домбровского.

Иллюстрация к новости: Время, достойное музея: "оттепельная" коллекция лаборатории в Нижнем Новгороде

Время, достойное музея: "оттепельная" коллекция лаборатории в Нижнем Новгороде

"Оттепельные проекты Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. были представлены на конференции "Оттепель как феномен", состоявшейся 16-18 мая 2024 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ.

Иллюстрация к новости: Театр-юбиляр

Театр-юбиляр

Театру на Таганке сегодня 60 лет. Хочется представить себе: для скольких людей эта дата праздник сегодня? Ну вообще-то день рождения Таганки в течение многих лет был праздником для очень и очень многих, для людей самых разных поколений. Но столько ушло из жизни... 10 лет нет создателя этого замечательного феномена - великого режиссера Ю. П. Любимова. Ушел из жизни тоже великий  Д. Л. Боровский - многолетний художник театра. Нет многих и многих замечательных актеров. Ушли большие композиторы, поэты, работавшие с театром.   
Всё это так. Однако Таганка жива.  Жизнь театра - в зрителях. А Театр на Таганке воспитал не одно поколение зрителей. Сформировал немало режиссеров и театроведов. Оказал влияние на целые театральные школы.
Память о Таганке Любимова, интерес к ней, внимание к сегодняшней Таганке передаются по наследству. 
Сегодняшние наши студенты тоже смотрят спектакли, поставленные Ю. П. Любимовым,   и пишут о них. Публикуем рецензии о "Добром человеке из Сезуана".

Иллюстрация к новости: Миссия, страсть и вера: репортаж Театрального киноклуба об опере "Юнона и Авось"

Миссия, страсть и вера: репортаж Театрального киноклуба об опере "Юнона и Авось"

Рок-оперу Марка Захарова и Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского называют самой пронзительной историей любви, гимном мужеству и отваге «расформированного» поколения. Вместе мы посмотрели и обсудили революционную постановку, попавшую в самое сердце Холодной войны и открывшую мировую сцену для советского музыкального театра!Нашим специальным гостем стала исполнительница главной роли в балетной версии "Юноны и Авось" Анна Гроголь-Алексидзе, которая рассказала о своем видении легендарной постановки.

Иллюстрация к новости: Поэтическая и театральная Оттепель: Открытое интервью Натальи Ивановой

Поэтическая и театральная Оттепель: Открытое интервью Натальи Ивановой

На этот раз проект "Культурная история Оттепели" разворачивался в Музее Б. Окуджавы в Переделкино. Открытое интервью  давала Наталья Борисовна Иванова — литературный критик, заместитель главного редактора журнала "Знамя", современник и участник важнейших для литературной жизни событий. Готовила и проводила встречу команда сотрудников и студентов Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ. Вот что написала об этой встрече Полина Авдиюк:  "Наталья Борисовна рассказала нам о многом - о своей семье, о том, какие книжки читала, о том, какое место занимала в ее чтении поэзия. Рассказывала она и о своей непокорности строгим общественным нравам в школьные годы, когда получала выговоры за увлечение рок-н-роллом и неподобающие, по мнению директора, чулки и туфли.  Услышали мы о временах учебы НБ в Московском университете, о ее участии в семинаре литературоведа и критика, новомирца Владимира Турбина. Разговор затронул и более широкие темы: например, об открытии в оттепельные годы национального кинематографа в Грузии, Литве, на Украине, об отношении к шестидесятникам и к андеграунду...  Говорили почти два часа, а заканчивать не хотелось. И не только на академические темы, но и на вполне житейские! ...Наталья Борисовна показала нам пример высокого профессионализма и интеллектуальной энергии." 

Иллюстрация к новости: Театральная история с продолжением

Театральная история с продолжением

На Факультете гуманитарных наук прошел вечер, посвященный давней, а вместе с тем и очень современной театральной истории. Сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра благодаря архивным находкам восстановили историю постановки и запрета спектакля "Берегите ваши лица" по стихам А. Вознесенского. А затем вместе со студентами сделали спектакль о закрытой когда-то постановке. На этом проекте дело не закончилось, и найденная в архиве пьеса Вознесенского ожила в профессиональном театральном спектакле режиссера Саввы Савельева в Гоголь-центре.

Иллюстрация к новости: Спектакль, который соединяет эпохи

Спектакль, который соединяет эпохи

После титров в аудитории воцарилась потрясенная тишина: спектакль "Губернатор" по рассказу Л.Андреева произвел на зрителей глубокое впечатление. Участники Театрального киноклуба (Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра) выбрали для показа трудную для восприятия, но очень сильную постановку режиссера Андрея Могучего. Наиболее острую дискуссию вызвал финал спектакля: дарит ли надежду сцена с гимназистками, на которых смотрит обреченный на гибель губернатор, или это лишь предзнаменование страшных событий XX века. Гости показа также рассуждали о параллелях в истории, на которые их навел спектакль о русской революции 1905 года.