• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Публикации
Книга
Тезисы 50-Й Международной научной филологической конференции им. Л. А. Вербицкой. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета

Абелюк Е. С., Леенсон Е. И., Левченко Т. В.

СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2022.

Глава в книге
О цифровом проекте «Визуальный комментарий к художественной литературе советского времени»

Абелюк Е. С.

В кн.: ТЕАТР И ДРАМА: ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЭПОХИ. Вып. 9: Материалы Всероссийской научно-практической конференции Новосибирский государственный театральный институт 12 октября 2021 г.. Новосибирск: Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирской области "Новосибирский государственный театральный институт", 2022.

Юрий Любимов - одна из ключевых фигур в истории русского и европейского театрального искусства. В числе основных задач Лаборатории - собирание материалов о его режиссерском творчестве (архив Любимова разрознен) и их изучение. Интерес представляют не только знаменитые «таганские» спектакли Любимова, но и его многочисленные зарубежные постановки, о которых в России до сих пор мало что известно.

Спектакли Юрия Любимова напрямую связаны с современной ему общественно-политической и культурной ситуацией. По своему духу они оказались созвучны настроениям значительной части советского общества. Многочисленные письма зрителей в театр дают представление о влиянии Театра на Таганке на развитие гражданского общества. Историко-социологический интерес представляют и отношения театра с государством: история проведения спектаклей Любимова через цензуру, часто очень травматичная, далеко не всегда заканчивавшаяся успехом.

Творчество Юрия Любимова существовало в определенном культурном контексте, который влиял на него. В свою очередь постановки режиссера оказали влияние на развитие российского и мирового театра, поэтому в сферу научных интересов сотрудников Лаборатории попадают как спектакли его современников, так и  тех режиссеров, в которых прослеживается влияние режиссёрского метода Любимова.

Лаборатория активно включена в образовательные программы НИУ ВШЭ. Студенты образовательной программы «Филология» работают в семинарах «Литература и театр» и «Язык драмы», студенты разных образовательных программ выбрали майнор "Театр с нуля" , минор по истории театраобщеуниверситетский факультатив «Режиссерский театр XX века», исследовательскую практику "Археология театра", многие стали участниками разнообразных проектов лаборатории: "Архив театра", "Театрализованная лекция", "Зарубежные критики о спектаклях Любимова", "Театральная видеотека" и другие.

Партнеры Лаборатории: Благотворительный Фонд Ю.П.Любимова, Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, Электротеатр «Станиславский», Центр  Андрея Вознесенского, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Гослитмузея им. В.И.Даля, Дом-музей Б.Л. Пастернака, С.-Петербургский университет (филологический факультет, исследовательская группа Л.Бугаевой и Н.Семеновой), Уральский Федеральный университет (филологический факультет, исследовательская группа Т.А.Снигиревой), Associazione Culturale Tonino Guerra, Чешский культурный центр в Москве, Национальный музей Чехии, Библиотека Libri Prohibiti, Сахаровский центр, Власта Смолакова (Прага), Беатрис Пикон-Валлен (Национальный центр научных исследований, Париж), Хураман Новрузова (Стамбульский Университет изящных искусств. им. Мимара Синана, Турция), Марчелло Галлуччи (Университет Л'Акуилы, Италия), Орнелла Кальварезе (Университет Л'Акуилы, Италия), Марко Саббатини (Пизанский университет, Италия), Лийса Бюклинг (Хельсинкский университет, Финляндия), Роберт Чандлер (Лондон), Гектор Бриозо (Мадридский университет, Испания), Клуб русского языка и литературы, Университет Оломоуца (Чехия). 

Иллюстрация к новости: Гамлет в кепке, но со шпагой

Гамлет в кепке, но со шпагой

Дерзкая постановка "Гамлета" режиссера Валерия Фокина открыла сезон встреч с Театральным киноклубом. После просмотра видеозаписи состоялось обсуждение: на зрителей произвело впечатление современное оформление спектакля, где главный герой ходит в майке с вызывающей надписью "Все умрут, а я изумруд". Тем не менее Гамлет-подросток и бунтарь принимает на себя миссию шекспировского принца, становясь причиной трагических и горестных событий в Эльсиноре. 

Иллюстрация к новости: Около Театра на Таганке снова аншлаг!

Около Театра на Таганке снова аншлаг!

Сегодня, 11 декабря 2025 года, у нового здания Театра на Таганке в Москве аншлаг, как когда-то. В честь открытия памятника Юрию Любимову здесь собрались поклонники его Театра. Когда-то театральный критик Наталья Казьмина написала, что Любимов ненавидит памятники и пустые изъявления чувств.  Но любит «гениального человека во всей полноте и полнокровности его натуры».  Вместе с тем с памятниками Гоголя в своей "Ревизской сказке" он играл: Гоголь Андреева и Гоголь Томского были персонажами этого спектакля. И ясно было, что андреевский Гоголь ох как ему близок. Интересно, как бы он отреагировал на памятник себе? На монумент, отлитый из бронзы? 

Между тем в позе режиссера нет ничего торжественного. А в лице напряжение и боль… несогласие…  Словно вышел Любимов из очередного кабинета, где отстаивал жизнь спектакля.  Владимир Иванов, скульптор, ухватил, может быть, самое важное, что было в этом человеке. Самостоянье личности и таланта. Его громадность.

Лучше всех сегодня об этом сказал Евгений Миронов. Памятник Любимову – это больше, чем памятник Любимову. Это памятник Театру, каким он должен быть, -  независимым, свободным и мастерским.

Иллюстрация к новости: Идеи и реалии 1920-х и художественная литература

Идеи и реалии 1920-х и художественная литература

Создание комментария к художественной литературе 1920-х специалистами из ЦЦАИ, изучающими творчество Ю. П. Любимова и театральное искусство, продолжается. О своих находках на XVI международной конференции "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI вв" рассказали Т. В. Левченко, А. В. Смирнова, Е. С. Абелюк. Темы их докладов - следующие: "Тема омоложения" на советской сцене 1920-х", "Концепт еды и питья в повести М. А. Булгакова "Собачье сердце", "Мотив расширения и сужения пространства коммунальной квартиры в прозе 1920-х - 1930-х годов". С докладом "О кирпичах и трамваях: читал ли Вадим Шефнер рукопись "Мастера и Маргариты" выступил также И. Б. Иткин.

Иллюстрация к новости: Не бездействуйте, или Как не обнулить историю своего языка

Не бездействуйте, или Как не обнулить историю своего языка

Анимационный ролик с таким названием был показан на открытии выставки "Весь московский "Арзамас" в музее-усадьбе "Остафьево" - "Русский Парнас". Основа сценария - переписка двух поэтов, членов "Арзамаса". Батюшков в письме Гнедичу заявил: раз тот не пишет ему, значит, «без-действует»!  Такого слова в русском языке прежде не было. Гнедичу оно понравилось, и он ответил: «Браво, Батюшков! Ишь ты, выдумал слово! Без-действу-ешь... каково? То есть, действуешь без, то есть, как будто не действуешь»Подготовили ролик студенты НИУ ВШЭ, участники майнора "Театральный медиатор" Виктория Гаева, Алиса Лукина, Даниил Дудин. Посмотреть его можно будет до 21 января 2026 года. 

Иллюстрация к новости: Театральная Оттепель на ВДНХ

Театральная Оттепель на ВДНХ

Арт-лаборатория ВДНХ представила театральный проект «Оттепель. Не сезон». Здесь прошли лекции, спектакли, поэтические вечера, мастер-классы. Лекции «Спектакли Оттепели: право на шепот» и «Драма Оттепели: Старые тихие» прочитала куратор спецпроектов РАМТа Мила Денёва, в лекции-баттле «Влюблённый робот: нейропоэзия и смысл жизни» участвовали драматург Валерий Печейкин и поэт Антон Кирилловский, лекцию «Театральные архивы, или какие страсти кипели вокруг Таганки»  прочитала доцент НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.

Иллюстрация к новости: К юбилею А. В. Эфроса

К юбилею А. В. Эфроса

3 июля 2025 года замечательному режиссеру Анатолию Васильевичу Эфросу исполнилось 100 лет. Любимовская группа Цифрового архивного центра НИУ ВШЭ располагает рядом редких неизвестных документов, связанных с деятельностью этого режиссера в Театре на Таганке. Один из них - Стенограмма обсуждения спектакля "На дне" в Главном управлении культуры Мосгориcполкома 17.12.1984. Это интереснейший документ. Он был представлен на конференции «Искусство советского времени: неосуществленные замыслы, незамеченные произведения, дискуссии, рецепция» в Государственном институте искусствознания. 

Иллюстрация к новости: О театральной цензуре времени Оттепели

О театральной цензуре времени Оттепели

В рамках Moscow Book Week Евгения Абелюк прочитала лекцию о театральной цензуре времени Оттепели, о том, какой путь нужно было пройти советскому театру, чтобы получить разрешение на постановку литературного произведения, а затем включить поставленный спектакль в свой репертуар. 

Иллюстрация к новости: Маяки эпохи Оттепели: Андрей Вознесенский

Маяки эпохи Оттепели: Андрей Вознесенский

Так называлась лекция, которую Евгения Абелюк, сотрудник Центра цифровых архивных исследований, прочитала в лектории ВДНХ.  Лекция вошла в цикл, посвященный культуре Оттепели. Речь шла о поэтическом буме, об официальных и неофициальных чтениях стихов у памятника Маяковскому, об учителях Вознесенского - Маяковском и Пастернаке, о значении для поэта офортов Гойи, о том, как в стихах Вознесенского проявилось его архитектурное мышление, и, конечно, о сценических воплощениях его стихов.

Иллюстрация к новости: "...И я остался" (Ю. П. Любимов на войне и о войне)

"...И я остался" (Ю. П. Любимов на войне и о войне)

"Я забыл, когда это было, до или после этого случая — когда нас по тревоге подняли ночью всех: «В ружо! В ружо!» — ну, все, кто служил, знают, что это такое, ночью. И по порядку номеров: не первый-второй, а первый-второй-третий-четвертый-пятый… и когда дошло до половины батальона: «Стой! Направо!» — их отвели в сторонку, и потом нам сказали: «Прощайтесь!» И как раз до меня это и дошло, и я остался, Муз. акц. а вся часть до меня ушла на фронт сражаться — зима была — в финской войне. И никто из них не вернулся. Все там и замерзли". Студенты, занимающиеся на майноре "Театральный медиатор", приняли участие в театрализованной читке. Это был рассказ о военной судьбе Ю. П. Любимова, о его спектаклях, посвященных войне - "Павшие и живые" и "А зори здесь тихие...", о том, как непросто шли они к зрителю через цензуру, о том, какими событиями стали...  Режиссер - Тимур Бадалбейли, засл. арт. России, ученик Ю. П. Любимова

Иллюстрация к новости: "Песня о Волге" Резо Габриадзе

"Песня о Волге" Резо Габриадзе

Запись спектакля 1996 года заставляет всматриваться и вслушиваться - именно такой внимательности и требует постановка Резо Габриадзе. Каждая деталь на сцене подобрана с любовью и заботой. Это нежная и трагическая "песня", где трагедия войны, уничтожившей миллионы, соседствует с горем муравьихи, потерявшей своего муравьенка.