• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Публикации
Книга
"Невидимая величина". А. В. Сухово-Кобылин: театр, литература, жизнь

Зубков К. Ю., Купцова О. Н., Пенская Е. Н.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Научный проект для учителя

Абелюк Е. С.

Journal of Russian Studies. 2023. Т. 3. № 1-2. С. 55-64.

Глава в книге
«Нам надоели ваши эти композиции…» («Хроники» Шекспира: замысел А. Аникста и Ю. Любимова 1967 года) В печати

Абелюк Е. С.

В кн.: Художественная культура советского периода: Между официальным и неофициальным искусством. М.: ГИИ, 2024.

Юрий Любимов - одна из ключевых фигур в истории русского и европейского театрального искусства. В числе основных задач Лаборатории - собирание материалов о его режиссерском творчестве (архив Любимова разрознен) и их изучение. Интерес представляют не только знаменитые «таганские» спектакли Любимова, но и его многочисленные зарубежные постановки, о которых в России до сих пор мало что известно.

Спектакли Юрия Любимова напрямую связаны с современной ему общественно-политической и культурной ситуацией. По своему духу они оказались созвучны настроениям значительной части советского общества. Многочисленные письма зрителей в театр дают представление о влиянии Театра на Таганке на развитие гражданского общества. Историко-социологический интерес представляют и отношения театра с государством: история проведения спектаклей Любимова через цензуру, часто очень травматичная, далеко не всегда заканчивавшаяся успехом.

Творчество Юрия Любимова существовало в определенном культурном контексте, который влиял на него. В свою очередь постановки режиссера оказали влияние на развитие российского и мирового театра, поэтому в сферу научных интересов сотрудников Лаборатории попадают как спектакли его современников, так и  тех режиссеров, в которых прослеживается влияние режиссёрского метода Любимова.

Лаборатория активно включена в образовательные программы НИУ ВШЭ. Студенты образовательной программы «Филология» работают в семинарах «Литература и театр» и «Язык драмы», студенты разных образовательных программ выбрали майнор "Театр с нуля" , минор по истории театраобщеуниверситетский факультатив «Режиссерский театр XX века», исследовательскую практику "Археология театра", многие стали участниками разнообразных проектов лаборатории: "Архив театра", "Театрализованная лекция", "Зарубежные критики о спектаклях Любимова", "Театральная видеотека" и другие.

Партнеры Лаборатории: Благотворительный Фонд Ю.П.Любимова, Российская государственная библиотека искусств (РГБИ), Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей РФ, Электротеатр «Станиславский», Культурный Центр им. Андрея Вознесенского, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Центр творческого развития детей и подростков «Арка Марка» Гослитмузея им. В.И.Даля, Дом-музей Б.Л. Пастернака, С.-Петербургский университет (филологический факультет, исследовательская группа Л.Бугаевой и Н.Семеновой), Уральский Федеральный университет (филологический факультет, исследовательская группа Т.А.Снигиревой), Associazione Culturale Tonino Guerra, Чешский культурный центр в Москве, Национальный музей Чехии, Библиотека Libri Prohibiti, Сахаровский центр, Власта Смолакова (Прага), Беатрис Пикон-Валлен (Париж), Марчелло Галлуччи (Италия, Университет Аквилы), Орнелла Кальварезе (Италия, Университет Аквилы), Гектор Бриозо (Мадридский университет, Испания), Клуб русского языка и литературы, Университет Оломоуца (Чехия). 

Иллюстрация к новости: Поэтическая и театральная Оттепель: Открытое интервью Натальи Ивановой

Поэтическая и театральная Оттепель: Открытое интервью Натальи Ивановой

На этот раз проект "Культурная история Оттепели" разворачивался в Музее Б. Окуджавы в Переделкино. Открытое интервью  давала Наталья Борисовна Иванова — литературный критик, заместитель главного редактора журнала "Знамя", современник и участник важнейших для литературной жизни событий. Готовила и проводила встречу команда сотрудников и студентов Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ. Вот что написала об этой встрече Полина Авдиюк:  "Наталья Борисовна рассказала нам о многом - о своей семье, о том, какие книжки читала, о том, какое место занимала в ее чтении поэзия. Рассказывала она и о своей непокорности строгим общественным нравам в школьные годы, когда получала выговоры за увлечение рок-н-роллом и неподобающие, по мнению директора, чулки и туфли.  Услышали мы о временах учебы НБ в Московском университете, о ее участии в семинаре литературоведа и критика, новомирца Владимира Турбина. Разговор затронул и более широкие темы: например, об открытии в оттепельные годы национального кинематографа в Грузии, Литве, на Украине, об отношении к шестидесятникам и к андеграунду...  Говорили почти два часа, а заканчивать не хотелось. И не только на академические темы, но и на вполне житейские! ...Наталья Борисовна показала нам пример высокого профессионализма и интеллектуальной энергии." 

Иллюстрация к новости: Театральная история с продолжением

Театральная история с продолжением

На Факультете гуманитарных наук прошел вечер, посвященный давней, а вместе с тем и очень современной театральной истории. Сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра благодаря архивным находкам восстановили историю постановки и запрета спектакля "Берегите ваши лица" по стихам А. Вознесенского. А затем вместе со студентами сделали спектакль о закрытой когда-то постановке. На этом проекте дело не закончилось, и найденная в архиве пьеса Вознесенского ожила в профессиональном театральном спектакле режиссера Саввы Савельева в Гоголь-центре.

Иллюстрация к новости: Спектакль, который соединяет эпохи

Спектакль, который соединяет эпохи

После титров в аудитории воцарилась потрясенная тишина: спектакль "Губернатор" по рассказу Л.Андреева произвел на зрителей глубокое впечатление. Участники Театрального киноклуба (Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра) выбрали для показа трудную для восприятия, но очень сильную постановку режиссера Андрея Могучего. Наиболее острую дискуссию вызвал финал спектакля: дарит ли надежду сцена с гимназистками, на которых смотрит обреченный на гибель губернатор, или это лишь предзнаменование страшных событий XX века. Гости показа также рассуждали о параллелях в истории, на которые их навел спектакль о русской революции 1905 года.

Иллюстрация к новости: Памяти Юрия Медведева

Памяти Юрия Медведева

«Идите в кассу, два билета на Медведева». Эта фраза замечательного мима, актера Театра на Таганке, очень запомнилась нашей респондентке, Галине Верещагиной. Теперь уже опытный врач она рассказывала нам, как школьницами, они с сесторой попали на спектакль Театра на Таганке "Берегите ваши лица". На один из трех показов. Потом спектакль закрыли.Начало 1970-го года, «…мы с сестрой стояли… возле центрального входа, там, где пропускали. Стоим с отчаянными лицами, уже звонок первый, уже понятно, что мы не попадем. Вдруг выходит человек, по виду актер, подходит к нам, дает нам бумажку и посылает в кассу… Это был большой актер и человек Юрий Медведев.Он ушел из жизни 28 декабря 2023 года.

Иллюстрация к новости: «За оригинальную идею»

«За оригинальную идею»

Такой формулировкой жюри Конкурса креативных идей для современного радио (это инновационный конкурс «Российской Академии Радио» и Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ) отметило проект подкаста "Голоса Оттепели", представленный студентами, работающими в исследовательских проектах Лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.  Поздравляем авторов проекта -  Александру Бобкову,  Елизавету Василенко, Марию Горовую. Поздравляем и авторов других проектов: Кабанову Владиславу, Сливко Анну, Сукайло Александра, Рыбакова Артемия (проект «Всегда хотел»),  Меликидзе Диану (проект «В закулисье театра»),  Анисимова Арсения, Бесараб Елизавету  (проект «Расскажи всем, вместе посмеёмся»), Ледовских Александра  (проект  «По волнам»), Зорину Полину (проект «Го? Да!»), Абилеву Аву (проект «Великие животные»).

Иллюстрация к новости: Михаил Булгаков в потоке российской истории

Михаил Булгаков в потоке российской истории

С таким названием в Научно-просветительском центре Музея М. А. Булгакова прошла XIV Международная конференция. Авторитетная и широко известная, она и в этом году собрала ученых разных стран: России, Италии, Венгрии, Латвии, США, Японии, Китая. Проектная лаборатория по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. представила здесь проект, который делается вместе со студентами и выпускниками образовательной программы "Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе". Все они - учителя, и рассчитан проект прежде всего на школьников и учителей,  и вообще на широкую читательскую аудиторию. 

Иллюстрация к новости: Юткевичевские чтения, или Универсализм в искусстве

Юткевичевские чтения, или Универсализм в искусстве

С. И. Юткевич умел бесконечно много. Он и режиссер театра и кино, и сценарист, и художник, и театральный педагог. Естественно, что посвященная ему Международная научная конференция - Юткевичевские чтения – тоже объединяет людей, занимающихся самыми разными искусствами или работающими на стыке их. Тема этого года: Грани талантов и границы восприятия: Категория универсальности в искусстве. Она и проходит на разных площадках – и в Российском Гуманитарном Университете, где начиналась, и в Государственном Институте искусствознания. И хотя в этом году Юткевичевские чтения случились только в четвертый раз, желающих участвовать в ней (а это и известные ученые, и студенты) так много, что рабочие заседания проводились в три дня.

Иллюстрация к новости: Оттепель как образ мысли и жизни

Оттепель как образ мысли и жизни

Вышла третья книга Сергея Чупринина, посвященная времени Оттепели.  О "событиях"  и "действующих лицах" речь уже шла, последняя работа носит название "Оттепель как неповиновение". Сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Евгения Абелюк и Геннадий Кузовкин приняли учатие в ее обсуждении - оно прошло на радио "Говорит Москва", в передаче Ирины Прохоровой "Культура повседневности".  

Иллюстрация к новости: "Мещане" Горького и дипломная роль Юрия Любимова

"Мещане" Горького и дипломная роль Юрия Любимова

Ко дню рождения Ю. П. Любимова 
В выпускном спектакле по горьковским "Мещанам" (постановка  Анны Орочко и Константина Миронова) Юрий Любимов сыграл роль Пекаря. И неважно, что в списке действующих лиц пьесы такого персонажа нет: об этой своей роли Юрий Петрович вспоминал и неоднократно рассказывал.
Отклики на эту студенческую работу и даже спор о ней можно найти и в прессе.  Сотрудница Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Татьяна Левченко недавно обнаружила любопытную заметку.

Иллюстрация к новости: «О литературе с любовью говорят до 9-го класса, а дальше — ОГЭ»

«О литературе с любовью говорят до 9-го класса, а дальше — ОГЭ»

В чем главная задача учителя литературы, как говорить со школьниками про советские идеологические романы и чему стоит учиться словесникам - "Правмир" поговорил с Евгенией Семеновной Абелюк, руководителем Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ, учителем с 40-летним стажем. Преподавание в старших классах часто сводится к подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Родители, ученики, учителя - все волнуются перед экзаменами и в финальной гонке боятся не достичь нужного результата. Долголетний опыт работы в школе, написание линейки учебников, плотное взаимодействие с коллегами со всей России позволяют понять, как привить ученикам любовь к предмету и научить справляться с экзаменационными заданиями. 
По мнению Евгении Абелюк, помимо освоения школьной программы учитель должен привить своим подопечным "широту взгляда, умение думать и задаваться вопросами".