• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

А. Анастасьев. «Иркутская история»

«Правда». 14 февраля 1960 г., № 45 (15169)

Не просто рассказать в театре о современниках, о тех, кто сегодня строит дом коммунизма и растет духовно, чтобы иметь право поселиться в нем. Не просто потому, что мало увидеть в жизни большую тему, поручить героям важные дела и вложить в их уста верные, хорошие слова. Если в театре не открылась зрителю душа современника, если спектакль не согреет поэзией, то как бы ни были правдоподобны сценические картины, они останутся иллюстрацией к жизни и смогут лишь напомнить нам о том, что мы знали и прежде. А искусство, настоящее искусство, всегда открывает новое и именно этой новизной волнут, увлекает, зовет, помогает заглянуть в самые глубины жизни.

«Иркутская история» Алексея Арбузова, поставленная в Театре имени Вахтангова, тем и дорога, что открывает новое, современное в духовной жизни молодого советского поколения.

Это новое, нынешнее легко различимо: оно в глубоко заинтересованном отношении людей друг к другу и к труду: даже к своему «шагающему» строители относятся не просто ответственно, а сердечно, как к другу. А когда один из них погиб, то остальные решили вчетвером делать работу пятерых, чтобы «пятую ставку выплачивать Валентине, как будто Сергей и не покидал экскаватора»: Валентина, жена Сергея осталась с двумя детьми…

Но не только в этих чутко уловленных приметах времени новизна и поэтичность спектакля. Писатель, режиссер и артисты выразили высокую красоту и силу чувств современников. Сценический рассказ о том, как пустенькая, казалось, девушка из магазина по прозвищу «Валька -дешевка» силой любви Сергея и трагедией его утраты постигла смысл настоящей жизни, рассказ о Викторе, который в привычной легкой жизни не разглядел своего счастья, - эта иркутская история вышла далеко за пределы частных судеб героев и стала драматическим раздумьем о людях середины двадцатого века, людях светлого и цельного душевного устройства.

Таков Сергей, которого с редкой простотой и удивительной убежденностью, играет М. Ульянов. Казалось бы, это тот самый «идеальный» герой, против схемы которого справедливо восстали в свое время и зрители, и критика. Но все, что ни делает и ни говорит на сцене Сергей, - правда, и оттого жизнь его восхищает, а гибель рождает тяжелую драму. Коммунистическая мера сознания стала единственной нормой жизни москвича Родиона (Ю. Яковлев), того, кто очень любит Чистые пруды в Москве, но одиннадцать месяцев в году предпочитает проводить на Ангаре. Очень хорош в своей суровой доброте к людям Сердюк в исполнении Н. Плотникова. «Соревнование — дело коммунистическое. Чистое, проще говоря», - эти слова Сердюка точнее всего выражают самую атмосферу жизни бригады строителей.

Но драма не была бы драмой, если бы на пути людей не выросли бы преграды — ведь только в их преодолении, в борьбе и испытаниях раскрывается характер драматического героя.

Здесь мы встречаемся с самым примечательным, что есть в пьесе и спектакле: образом Валентины, созданным большим искусством драматурга и артистки Ю. Борисовой.

Мы узнаем Валентину во всей ее жизненной достоверности и поэтической красоте. Вроде бы ничего святого нет за душой у «нашей Валечки», но когда в ее жизнь вторглась большая и требовательная любовь, рухнула шаткая позиция мнимой беспечности, и веселье все чаще стало оборачиваться грустью. Чудесно играет Ю. Борисова свою Вальку! Она все та же, что была — выдумала, будто у нее день рождения, Виктор посмеялся над ее желанием выйти замуж, а она сказала подруге, что он ее позвал в загс; но за этими привычными пустяками ощущается большая и тревожная мысль о жизни. Когда же погиб Сергей, то высокая мера его любви и жизни стала для Валентины мерой всех вещей. Правда чувств, истинность каждого тончайшего душевного движения и точная театральная форма — вот черты искусства артистки в «Иркутской истории».

В этой истории судьба еще одного — Виктора, роль которого играет Ю. Любимов. Как и Валентина, прошел он трудный путь познания подлинного смысла и счастья жизни. Артист хорош в последних сценах спектакля, где вместе с ним мы чувствуем, как трудно и горько сознавать, что ты упустил дорогое в жизни. Но даже эта горечь, даже ревность, которая издавна была «злым» чувством, у Виктора становится активной, положительной силой. Однако, думается, что артист не постиг всей сложности характера героя и потому не открыл нам большого внутреннего конфликта, который составляет самую суть образа.

«А правда ли, что, полюбив, человек распрямляется как цветок на свету?» - таковы первые слова драмы. Видимо, здесь и основная мысль пьесы. Верно, любовь, дружба — вот главное в «Иркутской истории». Но почему же в пьесе и спектакле так явственно бьется нерв современности, нынешнего дня нашей жизни? Потому, что строительство коммунизма — это не только благородный труд во имя высокой цели, но и высокая культура чувств; и еще потому, что по своей наполненности и чистоте чувства героев «Иркутской истории» соразмерны размаху и идеалу великой строительной жизни современников. Это единство чувств и большого исторического дела выражено в судьбах героев и и в целостном образе по-настоящему вахтанговского спектакля. Верным товарищем по искусству, единомышленником режиссера Е. Симонова явился в спектакле художник И. Сумбаташвили, который создал на сцене ощущение бескрайней дали нашей жизни, дали в широком смысле этого слова.

В драме А. Арбузова очень сильно лирическое начало. Оно сказывается прежде всего в хоре, который, по мысли писателя, сливается с героями пьесы, ведет с ними непрерывный задушевный разговор. Этот смелый и во многом новый прием возвышает драму до философского раздумья о жизни, необычайно расширяет пределы ее действия и в то же время согревает лирикой писательского участия. Но прием этот ставит перед театром, перед режиссером трудную задачу: как естественно, органично ввести хор в жизнь на сцене? Надо сказать, что режиссеру не удалось решить эту художественную задачу. Он не нашел образа хора, и четыре молодых человека в вечерних костюмах выходят на сцену, как незванные комментаторы событий, чуждые самой природе этого поэтического спектакля. Было бы очень верно, если бы театр, несмотря на заслуженный успех спектакля у зрителей, продолжил бы свои поиски образа хора, столь важного для сценической передачи драмы.

Театр имени Вахтангова первым поставил «Иркутскую историю». Встреча с талантливой пьесой А. Арбузова, являющейся, на наш взгляд, новым шагом вперед в творчестве самого автора, оказалась счастливой и плодотворной: спектакль, который длится около четырех часов, смотрится с неослабленным, напряженным вниманием, в нем большая поэтическая правда о современниках.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.