• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Таганка и театр Оттепели в контексте мирового театра. К 60-летию Театра на Таганке

Мероприятие завершено

На международной конференции, посвященной советскому театру эпохи Оттепели, очень значительные достижения российского театрального искусства этого времени будут рассмотрены в контексте революционного движения общемирового театра.

Цели и задачи конференции. Изучение истории советского театра эпохи Оттепели в международном социокультурном контексте. Увеличение узнаваемости бренда НИУ ВШЭ на международном рынке.

Программа конференции 

Конференция посвящена 60-летию Театра на Таганке, а значит, и творчеству Ю. П. Любимова. Любимов и Таганка – магистральный сюжет конференции. Ее важнейшая тема – театр Оттепели в целом и художественные открытия этого времени.


Эксперименты Ю. П. Любимова и его коллег-современников ставят перед нами все новые и новые вопросы.

В последние десятилетия появилось немало работ, посвященных культурной истории Оттепели, – в том числе сценическому искусству этого времени: о режиссерах, театрах и даже отдельных спектаклях. Написаны монографии о плеяде режиссеров-шестидесятников и режиссеров-семидесятников. Положено начало изучению поэтического театра. Есть очерки по истории
драматургии. Сделаны шаги в изучении истории театральной цензуры этого времени.

Тем не менее лакун очень много. В архивах исследователей ждут тысячи не изученных документов, способных рассказать о не реализованных замыслах драматургов и режиссеров, о системе репетиционной работы, о содержании обсуждений спектаклей на самых разных уровнях, о цензурных сюжетах и проч.

В годы Оттепели в театр пришло новое поколение драматургов, режиссеров, актеров. Учитывая смену поколений и общественно-политических ориентиров, стоит посмотреть на российское
театральное искусство в динамике. Какие традиции, искусственно прерванные в 1930-е годы, оказались востребованы в Оттепель и как конкретно это сказалось на разных художественных событиях?

Не менее важно разобраться в том, какие открытия режиссеров Оттепели сформировали сегодняшнее театральное искусство, стали присвоенным языком этого искусства, изменили театр?

Назовем еще одну проблему, которая, на наш взгляд, до сих пор, если и рассматривалась, то до обидного мало, – как соотносились поиски Ю. П. Любимова, других советских режиссеров периода Оттепели с тем, что происходило в зарубежном театральном искусстве? Интересна взаимная рефлексия советского театра на зарубежный и зарубежного на советский.
В каких формах происходило влияние зарубежного театра на советский театр и, наоборот, в какой мере можно говорить о влиянии советского театрального искусства на зарубежный театр? Представляется, что, несмотря на «железный занавес», встречное движение было. Так, хорошо
известно, что постановки Ю. П. Любимова и Театра на Таганке были высоко оценены не только советским обществом, но и и привлекли заинтересованное внимание мирового театрального сообщества; кроме того, более 40 спектаклей Ю. П. Любимов поставил за рубежом. Такой
опыт был и у других советских режиссеров этого времени - у Г. Товстоногова, А. Эфроса и других. Вопрос о том, как откликались на их творчество зрители и театральное сообщество за пределами СССР, представляется заслуживающим внимания.

Дорогие коллеги, приглашая вас на нашу конференцию, мы предлагаем рассмотреть перемены, произошедшие в жизни советского театра в 1950-1970-е годы в культурном отечественном и мировом контексте, как в условной синхронии, в связи с социокультурными процессами и
последствиями второй мировой войны, так и в диахронии - как продолжение театральных экспериментов 1920-х годов и источник театральных новаций последующего периода.

Темы и вопросы, предлагаемые к обсуждению:

Границы театральной Оттепели. Совпадают ли границы театральной – и шире: культурной - Оттепели с теми границами, которые проводит историческая наука?

Художественное наследие советского театра 1950-х - 1970-х гг в воспоминаниях, архивных документах, видео- и аудиозаписях, театральной критике и театроведческих реконструкциях.

Художественные ориентиры для советского театра эпохи Оттепели. Сегодня говорят о том, что основными художественными ориентирами для театральных художников периода Оттепели были психологический театр К. С. Станиславского и революционный театр Вс. Мейерхольда. С какими
иными традициями связаны содержательные и стилевые эксперименты 1950-1970-х годов?

Идеологические установки и художественный язык в поле зрения театральной критики 1950-х – 1970-х гг. Сегодня очевидно, что в годы Оттепели складывались новые способы взаимодействия театра со зрителем и с обществом в целом; вместе с тем надо говорить и о новом типе взаимоотношений театров с театральной критикой. Какова роль театроведения и театральной критики в формировании разнообразного театрального поля 1950-1970-х годов в СССР?

Изменение театральных канонов. Какие экспериментальные театральные практики советского театра 1960-1970 годов стали мейнстримными к концу XX – началу XXI вв.? С какими конкретными театрально-художественными событиями это связано? Как повлияли на природу театра изменение характера репертуара, отказ от «иллюзионных» декораций, изменение
позиции зрителя, выход за пределы сценической коробки и требование театральной архитектуры иного типа и проч.?

Взаимосвязь и взаимовлияние восточноевропейского, западноевропейского – шире: мирового – и советского театра в годы Оттепели. Можно ли говорить о соотносимости или даже взаимовлиянии основных процессов / конкретных художественных событий в театральной жизни Европы / мира и СССР? Как сказалось это влияние на смене репертуара, сценографии, работе со сценическим пространством, экспериментах со зрительским вниманием, эклектике жанров и форм - использовании средств кино, цирка, мюзик-холла? В какой мере повлияли на советский театр этого периода публикации российских и зарубежных авторов, гастроли, фестивали, конференции? Можно ли говорить о влиянии каких-то конкретных режиссеров - П. Брука, Е. Гротовского, Т. Кантора и др.? Можно ли говорить о влиянии деятелей советского театра на зарубежный театр?