• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иштван Байяи. «Не хватало только приглашенного режиссера»: «Трехгрошовая опера» в национальном театре

“Daily News“. 29 сентября 1981

Благодаря роли Дж. Дж. Пичема в постановке Любимова Дежё Гараш (Dezső Garasможет полностью раскрыть свой талант.

Пятничная премьера «Трехгрошовой оперы» [1] Брехта в будапештском Национальном театре сорвала оглушительные овации. Местные постановки давно не добивались такого успеха. После представления на сцену вышел Юрий Любимов — приглашенный режиссер из московского Театра на Таганке, а также Ева Райнталлер (Eva Reinthaller) и Лотар Ханфф (Lothar Hanff), хореографы из Метрополь-театра в Берлине.

Этот огромный успех — важный шаг на пути к созданию нового облика Национального театра. Примечательно и то, что в этот теплый сентябрьский вечер именно пьеса Брехта так взбудоражила венгерских зрителей.

Раньше Брехт занимал непростое положение в венгерских театрах. Все началось в 1930 году с постановки «Трехгрошовой оперы» в Будапештском театре комедии (Vígszínház). В тот раз не помогла даже полная переработка пьесы в угоду вкусам венгерской публики. Зрителям хотелось иллюзий, эмоций и «чистого искусства», поэтому они ответили на вызывающую историю любви Мэкки и Полли протестной демонстрацией, за которой последовали аресты.

В 1945 году в Будапеште была предпринята еще одна попытка поставить «Трехгрошовую оперу», но и она не возымела успеха. Тогда в венгерских театрах царила иная атмосфера. Предпочтение отдавали драмам, которые предлагали готовые решения социальных проблем. В эту картину Брехт снова не вписывался.

Прорыв случился в 1957 году, когда Эндре Геллерт (Endre Gellért) поставил в будапештском Национальном театре «Доброго человека из Сезуана» [2]  с Мари Тёрёчик (Mari Törõcsik) в главной роли. В 1958 году «Трехгрошовая опера», ставшая выпускной работой в театральном институте, вызвала настоящий переполох. Наконец, в 1961 году «Кавказский меловой круг» [3] в театре Мадач (Madách) стал первым по-настоящему успешным спектаклем по Брехту в Венгрии.

Режиссер и актер Тамаш Майор (Tamás Major) сыграл большую роль в адаптации пьес Брехта к венгерской сцене. Но настоящего успеха немецкий драматург все равно не добился. Причина — в традициях венгерского театра: например, в том, что очень многое здесь строится на эмоциях. Публика любит статных актеров с красивыми голосами,и поэтому эффект отчуждения, характерный для пьес Брехта, находил мало понимания.

Так почему же новая постановка «Трехгрошовой оперы» Любимова вызвала такой неуемный восторг? За семьдесят лет выросло новое поколение режиссеров и актеров, среди которых — ученики Тамаша Майора. Выросло и новое поколение зрителей, готовых к тому, что в театре они столкнутся с серьезными вопросами. Главное, чтобы эти вопросы касались их собственной жизни и были изящно сформулированы.

Эти взаимные ожидания положили начало изменениям в сложившихся театральных традициях. Юрий Любимов уже внес вклад в этот процесс, когда приезжал сюда на гастроли с Театром на Таганке, гастроли прошли успешно. Кроме того, он работал приглашенным режиссером в в Будапештском театре Комедии (Vígszínház) и театре Сиглигете (Szigligeti). 

Постановки Любимова в Венгрии сродни революции.В них главную роль играет не текст и не его психология, а строго упорядоченный набор эффектов. Как голландцы в семидесятые годы смогли не только изобрести, но и претворить в жизнь всеобщий футбол, так и Любимов на сцене дает жизнь всеобщему театру, независимо от того, ставит ли он спектакли в Москве, Милане, Гаване или Будапеште.

Актеры у Любимова очень многое выражают в движении, поэтому всемирно известный советский режиссер очень тесно работает с хореографами. Имена Евы Райнталлер и Лотара Ханффа должны быть знакомы венгерской публике, потому что это уже их пятая работа в этой стране. Причем каждый раз они работали над спектаклями, которые потом активно обсуждались.

Сказать, какое влияние новая постановка «Трехгрошовой оперы» окажет на венгерский театр, мы пока не можем. Но в истории будапештского Национального театра это, безусловно, веха. Об этом в интервью говорит и сам Любимов: «Как и на любой другой сцене, в будапештском Национальном театре существуют свои традиции и свои сложности. Не хватало только приглашенного режиссера».

Секрет успеха спектакля заключается в красном двухэтажном автобусе, в котором перевозят декорации Давида Боровского [4] — еще одного гостя из Москвы. На автобусе кто-то написал мудрые слова: «Ешь то, что сварено, пей то, что чисто, говори то, что истинно».

Вот так все просто. Вернее, вот так все сложно.

Примечания

[1] «Трехгрошовая опера» (нем. «Die Dreigroschenoper») – пьеса Бертольда Брехта, написанная в 1928 году.

[2] «Добрый человек из Сезуана» (нем.  Der gute Mensch von Sezuan) – пьеса Бертольда Брехта, написанная в 1941 году.

[3] «Кавказский меловой круг» (нем.  Der kaukasische Kreidekreis) – пьеса Бертольда Брехта, законченная в первой редакции в 1945 году, в окончательной редакции в 1954 году.

[4] Давид Львович Боровский-Бродский (1934 -2006) — российский театральный художник, работавший с Юрием Любимовым в Театре на Таганке.  

 

Перевод с немецкого Екатерины Латуниной, студентки ОП Школы иностранных языков НИУ ВШЭ; примечания Александры Гузеевой, студентки ОП «Филология» НИУ ВШЭ. Проект «Зарубежные театроведы о русском театре». Руководитель – Елена Леенсон

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.