Наталия Балашова. «А Любимов - чемпион!»
Юрий Любимов схулиганил. Под видом серьезной премьеры к 2400 -летию со дня смерти великого греческого философа Сократа лихо сварганил чистейшей воды «капустник», из тех, что актеры сочиняют и разыгрывают на юбилейные даты своих коллег - весело, непринужденно, задиристо, без комплексов. С «капустника» - никакого спроса: чем глупее - тем смешнее.
Все хохочут, все довольны. Однако же заказ на постановку был нешутейным и исходил от Европейского культурного центра в Дельфах в связи с объявлением ЮНЕСКО 2001 года годом Сократа. И тогда развеселой истории под названием «Сократ / Оракул» было присвоено жанровое определение «мистерия о жизни и бессмертии». Так под шумок «мистерии» заголосили и заплясали слегка заплетающимися ногами (похоже, находясь чуток под хмельком) великие древние эллины: Сократ (Ф. Антипов), Платон (Д. Муляр), насмешник Аристофан (Т. Бадалбейли), красавица, умница Асласия (А. Колпикова), рыжая фурия Ксантиппа жена Сократа (Л. Маслова) со товарищи, прерывая время от времени бессмертные изречения, песнопения и хоровод радостными кликами «Со-крат - чем-пион! Со-крат - чем-пи-он!!!» Точь - в точь как нынешние футбольные фанаты голосят, возвращаясь с матча, - «Спар-так - чемпион!!!».
Пляски плясками, но текстовая основа спектакля все же была необходима. На программке стоят имена поэта и философа, президента Ассоциации поэтов ЮНЕСКО в России Константина Кедрова и самого постановщика Юрия Любимова, «при участии» Б. Брехта, И. Бродского, И. В. Гете и далее в алфавитном порядке до Ходасевича, включая Пушкина и Лермонтова. От каждого великого имени взято хотя бы по одной фразе. А в целом все они объединены весьма далекими от художественной прозы, а поэзии тем более. текстовыми связками то ли Кедрова, то ли Любимова. Конечно, очень смешно, когда пузатый мордоворот Сократ в бруснично - разовом хитончике, весьма схожем с женской ночной сорочкой (уж не позаимствовал ли он ее с бодуна у супруги Ксантиппы?) встает в позу и декламирует вдохновенно: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (хохот в зале, аплодисменты). Или когда философы перебрасывают друг другу ставшие расхожими фразы: «Ин вино веритас», «Платон мне друг, но истина дороже» и т.д.
Через всю сцену вдоль рампы течет по железному желобу вода. То ли Стикс, река в Царстве Смерти, которую уготовано пересечь Сократу, когда придет его час выпить чашу горькую цикуты, то ли своеобразный поэтико- философский Рубикон, - сие на совести постановщика и художника (Татьяна Ян). Пока же с удовольствием шлепают по воде, окатывая брызгами зрителей первого ряда, Сократ, Аспасия, а пуще всех Ксантиппа, которая полощет в желобе грязную половую тряпку - индивидуальное оборонительное средство от назойливых философов. Не случайно один из них бросает: «Ксантиппы бояться - к Сократу не ходить».
Участников спектакля всего девять: они герои, они и античный «хор», Протагонист все же Сократ. Остальные - на подхвате. Музыкальная сторона - самая привлекательная и по - настоящему художественная составляющая спектакля. Тому «виновники» композитор Владимир Мартынов и руководитель хора Андрей Котов. Хотя что они там поют, кроме возгласа «Эвэ» (по-гречески), разобрать не берусь. Думаю, что и сами греки не разобрались на европейских премьерах спектакля, состоявшихся 19 июля в Дельфах и 21-го - в Афинах. Главное - отметили Сократа. На том как говорится, гран мерси.
В финале на голову Сократа возлагают венок. На премьере Ф. Антипов увенчал им Ю. Любимова. По праву, Любимовский «Сократ» / Оракул» - хоть и пустячок, но приятный. Радостно сознавать, что режиссер явно пребывает в отличном душевном настрое, ему не чужда веселость, и он по - молодому ставит озорное, дерзкое, дразнящее публику представление. Лю-би-мов - чем-пи-он!
Статья подготовлена к публикации Маликахон Шукуровой, студенткой образовательной программы «Дизайн» НИУ ВШЭ
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.