Марина Барешенкова. Юрий Любимов поставил спектакль-элегию «Маска и Душа»
В театре на Таганке отпраздновали день рождения. По традиции лучший подарок — премьера. Юрий Петрович Любимов поставил спектакль-элегию «Маска и душа». Зрители перед началом действа встретили Мастера овациями.
В зале, сидя на своем режиссерском месте, Любимов похож на дирижера. Или композитора, который сочиняет на глазах у зрителя свою изощренную интеллектуальную театральную партитуру.
«Вот какой-то господин вышел странный и спрашивает меня, он в летах 60, не меньше. Так довольно резко говорит: „А кто все это выдумывает?“ Я не понял, то ли ему все это не понравилось, он очень строго. Я говорю: „Извините, это я все выдумываю“. Это такая профессия у режиссера», — рассказывает Юрий Любимов.
Спектакль «Маска и душа» — это странствие по мирам чеховских героев. Путешествие самого Чехова сквозь пространство и время и дальше — в вечность. Попутчиками автора здесь становятся современники и потомки писателя: Бунин, Горький, Шаляпин и даже Сталин.
Негромкому Чехову вторит раскатистый бас Шаляпина. Виртуозные дивертисменты композитора Владимира Мартынова соседствуют с ритмически выстроенной актерской декламацией. Контрапунктом врывается хор, отсылающий напрямую к греческой трагедии, и тут же - к пасхальному православному канону. Действо то взмывает в поднебесье, когда на сцене появляется байроновский Каин, то падает с небес на землю: чеховские персонажи возвращаются к неприглядной российской жизни.
Чехов-доктор и Любимов-режиссер ставят диагноз обществу. Задают вопрос человеку: сохранилась ли в нем душа за масками обыденности. Юрий Петрович размышляет о жизни, театре и о себе. Трагическая судьба художника — еще один идейный лейтмотив спектакля. И не случайно.
Не так давно Юрий Любимов подал в отставку: хотел реорганизовать свой театр, но столкнулся с сопротивлением труппы.
«Мне надоело. Тут нельзя ничего сделать. То они бюллетень берут. То они разбегаются халтурить. Это невозможно. Это каторга. Это не работа — это каторга!» — возмущается режиссер.
Юрий Петрович рассказывает, что остаться на посту художественного руководителя театра на Таганке его уговорил премьер Владимир Путин, попросил Мастера еще поработать. И Мастер выпускает премьеру. При этом ситуация до сих пор не разрешена. Любимов по-прежнему чужой среди своих — в собственном театре!
«Когда я подал в отставку, ни один актер ко мне не подошел. Ни один! Такой же текст у Гоголя: „Ну все ругают, все ругают… Ну хоть бы один?!“ — это гоголевский текст» — проводит аналогию Любимов.
Горькое признание режиссера в том, что ему легче работать с западными актерами, чем со своими, не удивляет. Можно долго говорить о пользе реформ, но оставаться в болоте инерции. Именно об этом спектакль «Маска и душа». Неизжитый рабский советский менталитет вкупе с новорусским хамством — сила куда более слепая и мощная, нежели стоическая и всегда одинокая воля художника. Что имеем — не бережем, а потеряем — плачем.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.