Н. Барсуков. Гастроли Театра им. Евг. Вахтангова: «Накануне»
«Горьковская коммуна». г. Горький. 6 октября 1949 года
Этот спектакль запоминается, как подлинно-художественное произведение. Отделка каждой сцены безукоризненно хороша. Тургеневские положения и характеры, сценические картины нарисованы выразительно, мягко, плавно. Инсценировка выполнена А. Арбузовым серьезно и тщательно. Вахтанговцы создали интересный, ценный спектакль.
В спектакле нет дробности отдельных эпизодов. В нем развивается единое действие, в основном подчиненное раскрытию взаимоотношений Елены и Инсарова. Это особенно существенно, когда речь идет об инсценировках значительных классических произведений художественной прозы.
Но самое главное заключается в том, что театр верно раскрыл идею тургеневского романа. Преданность патриотическому долгу, большое человеческое чувство — превыше всего. В центре спектакля стоит образ Елены — русской девушки, обаятельной, задушевной, исполненной нравственного воодушевления. Елена — привлекательна. К ней притягивает и то, что она свободно совершает свой выбор, смело порывает с обветшалыми условиями помещичьего быта, и то, что она идет навстречу огромным трудностям, и то, что она открыто и честно решает сама свою судьбу. Елена устремлена к подвигу во имя человеческого счастья. В конце пятидесятых годов прошлого века подобное поведение мог разглядеть только прозорливый писатель, остро откликающийся на самые животрепещущие, жгучие вопросы современной действительности. Таким писателем и был Тургенев. Он чутко реагировал на каждое новое явление в русской жизни того времени.
В спектакле показаны не только личные, интимные взаимоотношения героев. Внутренний мир героев поставлен в связь с социальным бытием и моральным состоянием общества. Отсюда в работе театра вырастает значение фигуры Инсарова — общественного борца, страстного патриота, талантливого болгарина, все помыслы и поступки которого определяются задачей — освободить Болгарию от турецкого гнета. Отсюда так сильно звучит в спектакле героическая тема служения родному народу.
Герои спектакля — Елена и Инсаров — действуют в поэтической атмосфере, счастливо найденной театром. Одновременно руководитель постановки Р. Н. Симонов и художник В. В. Дмитриев вводят зрителя в самый широкий круг явлений русской действительности того времени, отражая разнообразные стороны быта, нравов, обычаев как помещиков, так и разночинцев. Жизнь прошедшей эпохи осмыслена исторически верно, на нее брошен свет нашего понимания. Тургенев рассматривается и пытливо изучается в спектакле не только в качестве певца художественности и красоты, но и как общественно мыслящий художник слова, способный, несмотря на всю противоречивость своего мировоззрения, дать правильное представление о жизни своей эпохи. Как автор произведений, не утративших до сих пор своей познавательной и эстетической значимости.
Елену играет молодая артистка А. П. Парфаньяк. В ее исполнении правильно подчеркнуты целостность, ясность и моральная чистота, а главное — устремленность к общественному подвигу, глубокая верность чувства к Инсарову, чувства, захватившего Елену до конца. Елена — русский, национальный характер. В нем актриса ищет и обнаруживает все нежное и чистое, справедливое и благородное. Образ Елены в исполнении А. П. Парфаньяк отличается светлой душевной красотой, которую так чутко передавал Тургенев в лучших женских образах, им созданных.
И. М. Доронин в роли Инсарова — сдержанный, душевный, скромный человек. Он не несет ничего внешне-героического, не претендует на какую-то исключительность. Все в его жизни, в поведении, в чувствах — естественно. Рисуя Инсарова человеком сильной воли и острой мысли, актер создает образ человека, сильного своей пламенной верой в народ, своим убеждением в правоте избранного пути, образ передового болгарина-патриота, друга русского народа, стремящегося в родную страну для практической деятельности, для борьбы за освобождения своего порабощенного турками отечества.
И Елена и Инсаров в спектакле далеки от пустой мечтательности и бесплодных поисков абстрактного идеала, их цель ясна, планы обдуманы, поступки тщательно взвешены. Трудно бывает им порой, но они, раз приняв решение, не отступают от него.
В последней картине спектакля Инсаров скоропостижно умирает. Постановщики здесь затянули действие, перегрузили финал малозначащими подробностями (приход хозяйки, сцена с пледом, разговор о театре и т. д.). Действие протекает вяло, — и мучительно больно следить за тем, как уходит из жизни человек, которого мы успели полюбить. Переберите в памяти обстоятельства смерти Инсарова, и вы убедитесь в том, насколько права была классическая русская критика, направлявшая в адрес Тургенева упреки по поводу конца романа. Замедленность этой сцены в спектакле, ее вялость не искупаются и прекрасными словами Елены «Я останусь верна его памяти, делу всей его жизни», словами, в которых вылилась ее преданность долгу, мужественность ее скорби.
Нельзя согласиться с тем, что постановщики и актер Н. М. Малишевский внешне приукрасили кандидата Московского университета Берсенева. В романе этой фигуре придана большая реалистичность. Скульптор Шубин, которого играет актер В. А. Дугин, получился слишком шаловливым и насмешливым юношей. Между тем Шубин в романе — это русский художник, обладающий бесспорным талантом при всех недостатках своего характера.
У Тургенева есть выразительные образы Николая Артемьевича и Анна Васильевны Стаховых — родителей Елены. И на сцене эти образы получили великолепное воплощение. Тонкая ирония отличает игру В. Г. Кольцова и Д. А. Андреевой, передающих подчас мельчайшими художественными штрихами яркие, характерные свойства людей предреформенной помещичьей России.
Бесцветный и равнодушный, слабохарактерный, сделавшийся во многом дранным и пустым человеком, Николай Артемьевич Стахов где-то в уголке своего дряблого сердца еще сохранил доброту отеческого чувства. Таков характер, созданный В. Г. Кольцовым.
Ограниченная женщина, хотя и сердечная, далеко не такая грустная и сентиментальная, как в романе, любящая беспредельно свою дочь — так поняла Д. А. Андреева Анну Васильевну Стахову. Особенно удалась сцена прощания с дочерью.
Из исполнителей должен быть отмечен также с самой хорошей стороны Б. М. Шумихин, проявивший в небольшой, почти бессловесной роли неподражаемого Увара Ивановича значительное комедийное мастерство.
В. А. Попова создала глубоко правдивый, четкий и выразительный образ нищей старушки.
Столь же глубоко, смело и непринужденно играет роль лакея Стаховых артист Г. М. Мерлинский.
Театру имени Евг. Вахтангова свойственно в этом спектакле одно немаловажное качество — Р. Н. Симонов, А. М. Габович и А. А. Орочко не только увидели со всей силой яркие тургеневские образы, но и установили единство этих образов с общими чертами эпохи, которую описал Тургенев. Театр правильно почувствовал социальные условия той поры, в которых формировались тургеневские герои.
В этом смысле особенно показательна работа покойного В. В. Дмитриева над оформлением спектакля. Все, что сделано художником, помогает актерам, прочувствовано до последней детали, согрето любовью к русской природе. Очарователен пейзаж Подмосковья, когда по-тургеневски «приятно слушать горячий звук жизни», видеть заречные луга, когда все кругом цветет и поет. Нельзя также не любоваться панорамой Царицынского пруда, написанной художником прозрачно и мягко, или сценой бала, оформленной с большим вкусом взыскательного мастера. Но особенно сильное впечатление оставляет картина встречи Елены с Инсаровым после грозы около ветхой, развалившейся часовенки.
Свежая сила молодости отличает собой вахтанговский спектакль «Накануне». Пожелаем ему доброго пути к советскому зрителю.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.