Дэвид Белчер. Юрий Любимов – режиссёр, преобразивший русский театр, погиб в возрасте 97 лет
“The New Times”, 2014, 6 октября, С. 24
Юрий Любимов был центральной фигурой русского театра на протяжении 20 лет. Его авантюрные постановки вызывали восторг публики и возмущение советской власти, в итоге, отправившей Любимова в изгнание, а затем позволившей ему с триумфом вернуться на Родину. Любимов скончался в это воскресенье в Москве. Ему было 97 лет.
Жена Любимова, Каталин, подтвердила известие о смерти режиссёра новостному агентству ТАСС.
Театр на Таганке, основанный Любимовым в Москве в 1964 году, прославился своим бунтарским нравом. Его яркие быстро развивающиеся постановки включали песни, танцы, поэзию и провокации. В течение спектакля актёры поддерживали постоянный диалог со зрительным залом, даже в сценах, сценарий которых этого не предполагал. Певец, автор песен и актёр, Владимир Высоцкий, присоединился к труппе театра вскоре после его создания. Именно он шокировал консервативную советскую публику, представив Гамлета играющим на гитаре. Великий американский драматург Артур Миллер признался, что Таганка возродила его веру в театр.
Любимов поставил на сцене произведение Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» о большевистской революции и десятки других литературных текстов, не предназначавшихся для театральной обработки. Любимов нередко ставил пьесы, которые явно или завуалированно критиковали советский строй.
В стране, где любое произведение искусства подвергалось тщательной проверке цензуры, Любимов вечно балансировал на грани дозволенного и иногда пересекал её. Некоторые из его постановок были запрещены целиком; что-то приходилось переписать, вырезая те части, которые власти считали подстрекательством; многое – просто критиковалось.
В 1977 году Министерство культуры одобрило любимовскую версию «Мастера и Маргариты», подпольного романа русского автора, Михаила Булгакова. В тексте проводится параллель между историей распятия Иисуса Христа и преследованиями писателей советской властью. Однако успех постановки повлёк нападки со стороны официальной прессы: газета Коммунистической партии «Правда» назвала спектакль «искажением исторической перспективы» и обвинила Любимова в том, что он проигнорировал факт написания романа в сталинское время, «а не сейчас» («Мастер и Маргарита», тем не менее, осталась одной из центральных постановок в репертуаре театра).
Зрители стекались на Таганку, ставшую эпицентром экспериментального театра в России. Особенную популярность театру принёс присоединившийся к труппе Владимир Высоцкий, известный своими политическими песнями. Долгие годы суровая политическая расправа обходила театр стороной, что объяснялось не только его популярностью, но и тем, что многие высокопоставленные советские чиновники восхищались работой Любимова. Рассуждая о вмешательстве государства в театральный мир, режиссёр только пожимал плечами. «Театр, в конце концов, не мой», – сказал он в 1976 году в интервью TheNewYorkTimes, – «Театр принадлежит государству».
Однако, в конце концов, государство всё-таки потеряло терпение. В 1984 году Любимов отправился в Лондон для работы над поставкой «Преступления и наказания» и выступил с открытой критикой советского правительства в газетных интервью. В результате Любимов был лишён советского гражданства, снят с должности режиссёра Театра на Таганке; его квартира была конфискована.
«Они отправили меня в Англию, как когда-то Клавдий отправил туда Гамлета, чтобы избавиться от него», – заявил Любимов в интервью нью-йоркскому журналу в 1986 году. «Стоит Вам оказаться за границами России, Вы прекращаете существовать: Ваше имя стирается из истории страны и никогда в ней больше не появится».
Однако жизнь подготовила Любимову иной сценарий. Он провёл в эмиграции пять лет, руководя оперными и театральными постановками по всему миру, что принесло ему славу и признание. Любимов работал в Ла Скала в Милане, в Государственном Театре Оперы в Мюнхене, в Королевском Оперном Театре в Лондоне и в других странах Европы, а также в театре Габима в Тель-Авиве. Любимов дебютировал в Америке с «Преступлением и наказанием» на сцене Арены в Вашингтоне и со спектаклем «Лулу» в Чикагской Лирик Опера в 1987 году.
И эти, казалось бы, мирные годы, не обошлись без конфликтов. В 1987 году он столкнулся с руководителями Американского репертуарного театра в Кембридже, штат Массачусетс, во время работы над пьесой «Мастер и Маргарита» – в результате она так и не была поставлена. Год спустя Королевский Оперный Театр уволил Любимова с поста режиссёра «Кольца Нибелунгов» Вагнера. Руководство театра ссылалось на расхождения во взглядах между Любимовым и музыкальным руководителем, Бернардом Хайтинком.
В 1988 году, в эпоху Гласности, предшествовавшей падению Советского Союза, Любимову предложили вернуться обратно в Москву для работы над постановкой «Бориса Годунова». Через год состоялось его официальное возвращение: Любимову вернули гражданство и восстановили в должности режиссёра Театра на Таганке; в ней Любимов оставался до момента внезапной отставки во время гастролей театра в Чехии в 2011 году. Причиной ухода Любимов назвал равнодушие актёров, которых деньги волновали больше, чем искусство: они отказывались участвовать в репетициях, пока им не заплатят. Однако даже после ухода, Любимов продолжал работать режиссёром в разных театрах. Поставленная Любимовым пьеса по роману Достоевского «Бесы» ознаменовала 95-летие режиссёра.
Юрий Петрович Любимов родился 30 сентября 1917 года, всего за несколько недель до русской революции, в городе Ярославль, расположенном на Волге между Москвой и Санкт-Петербургом. С детства Любимов интересовался искусством, благодаря матери, преподававшей музыку. Родители Любимова – интеллигенты крестьянского происхождения; в сталинские годы они на короткое время оказались в тюрьме. В подростковом возрасте Любимов по-настоящему влюбился в театр и занялся изучением актёрского мастерства и режиссуры. В 1941 году его призвали в армию: на передовой он играл в музыкальном и актёрском ансамблях, в которых также участвовал Дмитрий Шостакович.
После войны Любимов стал актёром Театра Вахтангова в Москве. Его режиссёрский дебют состоялся в 1959 году, а четыре года спустя он впервые по-настоящему привлёк внимание зрителей и власти своей постановкой пьесы Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани», о богом хранимой проститутке. Спектакль утвердил Любимова в роли руководителя главного авангардного театра России и героя советской интеллигенции.
В 1983 году Любимов женился на венгерском театральном критике Каталине Конц. Среди наследников Любимова – их сын Питер и несколько внуков.
После возвращения в Россию Любимов редко работал с зарубежными театрами, хотя его труппа продолжала путешествовать по всему миру. Среди поздних постановок Любимова спектакль по роману «Доктор Живаго» и «Шарашка» по автобиографической пьесе Александра Солженицына, где сам Любимов исполнил роль Сталина. В 2002 году Театр на Таганке отметил 86-й день рождения Любимова премьерой его новой постановки «Фауст» Гете. Это был первый спектакль, поставленный Любимовым после его 80-летия. «Я целиком отдаюсь своему делу и стараюсь работать на пределе своих возможностей», – признался Любимов репортёру «Таймс» в 1986 году. «Мне нечего добавить к словам Гоголя: «Выполняй свою работу так, как если бы это был приказ Бога».
Перевод с англ. Анны Масленовой
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.