Инна Вишневская о спектаклях «Бенефис» Театра на Таганке и «Последняя жертва» Театра Моссовета
О двух спектаклях по пьесам А. Островского
Комсомольская правда, 1974, 11 января
В актерских пьесах Островского слово «бенефис» встречается часто. Бенефис — это тот редкий счастливый день в старом театре, когда актер мог сам выбрать пьесу себе по душе. «Бенефис» — сегодня так называется новый спектакль в театре на Таганке, спектакль, посвященный Островскому.
«Бенефис» — Артисты — А. Н. Островскому» — написано на афише. Юбиляр — великий Островский, недавно «отпраздновавший» свое стопятидесятилетие [1], — он присутствует на сцене — как бы сам выбирал для этого случая пьесы, которые ему хотелось увидеть, как бы сам выбирал актеров, которые играют на этот раз на «таганских» подмостках.
В спектакле одновременно разворачивается действие сразу трех пьес Островского [2], в которые к тому же вплетены реплики и характеры из многих других его произведений.
В глубине, в недрах сценической коробки [3] идет «Гроза». Посередине, не исчезая ни на минуту, сидят, стоят, дремлют, поют старинные песни, читают тогдашние газеты самые разные персонажи Островского, «аккомпанируя» переживаниям главных героев.
Следующий после них пласт сцены отдан комедии «На всякого мудреца довольно простоты». А на авансцене — столы с пузатыми чайниками; здесь рассказывается история о Бальзаминове. Авансцена круто обрывается оврагом — тем самым, где встречалась Варвара с Кудряшом, Катерина с Борисом, куда, по замыслу театра, увлекает своих глупых обожательниц не такой уж глупый искатель богатых невест Бальзаминов, куда расчетливо толкает Глумов обалдевшую от страстей Мамаеву.
Обрыв в спектакле для всех персонажей Островского — один. Разные люди, разные сюжеты, а обрыв — один.
По бокам сцены, у порталов, над самым «обрывом» застыли Несчастливцев и Счастливцев [4] — олицетворение актерства, полпреды Островского в современном театре, те, кто «правит» зрителем, ведет его вперед вместе с Островским, раздирая себе сердце людскими страданиями и снова принимаясь лицедействовать: такова прекрасная и трагическая участь артиста.
Там, где идет «Гроза», где бьется в крике Катерина, где мечется Тихон, где, словно изваяние, застыла Кабаниха, все время сумрачно; грозовые тучи так и не рассеиваются. И действие «Грозы» продолжается все время, как бы «обтекая» спектакль по бокам. Молнии и громы сверкают и гремят над всеми, над головами Глумовых и Крутицких, над мечтами Бальзаминова.
И кончается этот спектакль обо всех сразу — и о Катерине, и о Бальзаминове, и о Глумове — смертью Катерины. «Женщина в воду бросилась», — звучит последняя реплика. Бросилась Катерина в воду из-за Кабанихи, из-за трудной своей судьбы, а словно виновные, стоят на сцене и Глумовы, и Бальзаминовы — все замешаны в трагедии человека, все те, кто карьеру ставил выше честности, те, кто любовь мерил на деньги.
В этом спектакле, отмеченном бурной и яркой режиссерской фантазией постановщика Юрия Любимова, талантливо играют актеры.
Это Ю. Смирнов [5] в роли Бальзаминова, сыгравший своего замоскворецкого Дон Жуана с такой радостной злобой и оживленной ненавистью, что право же, многое открыл заново в этой фигуре. Он открыл в ней близость, с одной стороны, к гоголевскому Башмачкину, а с другой, — к иным из героев Достоевского, становящимся из маленьких гоголевских людей маленькими страшными упырями, сосущими кровь встречных и поперечных.
Трагична и проста З. Славина [6] в роли Катерины. Двух актрис видели мы в роли Кабанихи — М. Полицеймако и А. Демидову [7]. Очень разные: одна сильная, властная, если можно так сказать, «таганская Пашенная» [8], другая — Кабаниха, страдающая от какой-то личной беды, — обе они были интересны, значительны.
Еще раз сказал о своем сильном даровании В. Шаповалов [9], сыгравший Дикого не только как пьяного дикаря, но и как духовного «побратима» образованных господ Мамаевых и Крутицких, ненавидящих все новое. Не случайно именно В. Шаповалов играет в этом спектакле и вторую роль — Крутицкого. В его исполнении Дикой и Крутицкий совместимы.
Трогательны оба Тихона (В. Матюхин и В. Семенов [10]). Актеры сыграли любовь к Катерине, как главное достоинство Тихона, как его право называться человеком.
Никогда так не врезалась в память Мамаева (которую обычно играют старой, расползшейся барыней), как в «Бенефисе», где эту роль исполняет И. Ульянова [11]. Героиня ее вовсе не в стороне от событий, она руководит глупыми «политиками», Крутицким и Городулиным: даже ее ума, ничтожного ума вздорной бабенки, нет у этих болтунов.
Мил и зол, ласков и отвратителен, как играют его В. Иванов и Б. Галкин [12], Глумов. Актеры видят в нем циническое и страшное явление тогдашней действительности. Его критика не страшна ей, ибо Глумов — порождение этой действительности, плоть от ее плоти.
И еще об одной прекрасной актерской работе. С. Фарада [13] играет одновременно и актера Счастливцева, и сваху Красавину. Юмор, грусть, веселая лицедейская изобретательность, серьезная сосредоточенность — все это есть у актера…
…Однако перейдем из Таганки в центр Москвы, в Академический театр имени Моссовета, где тоже премьера, и тоже Островский. В постановке Юрия Завадского — «Последняя жертва» [14]. Повторим то, что не раз уже говорилось в последнее время. Удивительно молодо и звонко взлетел талант Завадского, старейшего мастера советской режиссуры, талант, опирающийся на вечные ценности — высокую литературу, непоколебимую надежду на актера, на понимание того, что не устаревает только одно — реалистическое искусство.
Комедия Островского поставлена как ярмарочный балаган, где клубится игра интересов, сшибка торгашеских страстей, опьяняющая запахом золота.
В ролях купеческой вдовы Юлии Тугиной, купца новой формации Флора Федуловича Прибыткова, прожигателя жизни Дульчина и тетки Юлии Глафиры Фирсовны — В. Талызина, Л. Марков, Г. Бортников, Ф. Раневская [15].
Театр им. Моссовета сумел рассказать не об одной жертве, обманутой Тугиной, но и об исковерканной жизни Дульчина, и о трудном прозрении Прибыткова, и о жалкой бедности Глафиры Фирсовны, пускающейся на хитрые интриги ради куска хлеба. В спектакле не лидирует Тугина, как это обычно бывало в других постановках, где все сосредоточено на одной этой мелодраматической фигуре, где высвечено лишь это лицо. В. Талызина играет благородно, сдержанно, но театр уводит эту фигуру несколько в тень, сделав ее как бы лакмусовой бумажкой для раскрытия других, более социально значительных характеров.
Роль Прибыткова в нашем театре играли по-разному. Бывал Прибытков и расчетливым купцом, не испытывающим ни одного истинного сердечного движения. Все лишь — купля-продажа. Бывал он и добрым диккенсовским джентльменом, делающим всем новогодние подарки, утешающим униженных и оскорбленных.
Л. Марков избрал свой путь. Его Прибытков — человек тяжелых, мрачных страстей. Актер вполне понял рождавшийся тогда на Руси тип Саввы Морозова, человека, с одной стороны, неразделимого со своим классом, с другой, — выламывающегося из этого класса. Пройдет время, и к натурам этим обратится Горький, создавая своего Егора Булычева, свою Вассу Железнову [16].
Любовь к Юлии Павловне, вспыхнувшая в душе Прибыткова — Маркова, больше, чем любовь к женщине. Прибыткова, как играет его Марков, потрясла полная раскованность человека, умение Тугиной целиком отдаться своим чувствам. И постепенно разглаживается лицо Флора Федуловича, уходит напряженность, скованность, отступает трагическое одиночество. Женившись на Юлии, он делает шаг на пути к подлинной человечности. Прибытков в этом спектакле — тоже жертва, жертва железных классовых связей, мешающих человеку раскрыть лучшие качества своей души.
Как это ни покажется парадоксальным, но жертва здесь и Дульчин, тот самый пустозвон Дульчин, которого любит Тугина. Г. Бортников не умеет быть прокурором своих героев, он всегда готов защищать их, если это хоть сколько-нибудь возможно. Его Дульчин не так прост. Уже то, что деньги для него еще не вся жизнь, дает актеру возможность выделить своего Дульчина из шумной ярмарки наживы. Лицо его — вдруг печальное, вдруг искаженное — тоже говорит о натуре загубленной: больше таилось в этом Дульчине, нежели раскрылось в условиях «золотой лихорадки» тогдашней купеческой Москвы.
Связной между ними, «ведущий» на ярмарке, — Глафира Фирсовна. Ф. Раневская так играет свою Глафиру Фирсовну, что делается жалко эту безжалостную по отношению к другим разбитную старушку, жалко потому, что и хитрость, и желание обидеть, унизить ближнего — все это родилось от уродливой жизни. Раневская тоже вводит свою героиню в разряд жертв, жертв смешных, никем не оплаканных, но тем не менее жертв. И еще об одной актерской работе в этом спектакле — Наблюдатель в исполнении А. Баранцева [17]. Наблюдатель этот — в узком «демократическом» пенсне, со студенческим пледом, перекинутым через плечо, здесь не чужой, будучи всем чужим. Он не чужой, так как в его предсказаниях — и гнев, и ирония, и нечто большее, чем частные отгадки чьих-то судеб. Отгадки этого Наблюдателя имеют более широкий смысл, они как бы предсказывают конец, крах ярмарки торгашества и наживы.
…Итак, Островский продолжается. Словно великий магнит, притягивает к себе его драматургия, открывая перед теми, кто внимательно вглядывается в нее, новые глубины духа, интеллекта, гнева и любви.
Примечания:
[1] Спектакль «Бенефис» был поставлен в 1973 году к 150-летию со дня рождения А. Н. Островского (1823 – 1886).
[2] Спектакль поставлен по трем пьесам А. Н. Островского: «Гроза» (1859), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Женитьба Бальзаминова» (1877).
[3] Сценическая коробка – основная часть театрального пространства, выглядящая как замкнутая коробка. Она примыкает к зрительному залу, соединяясь с ним портальным отверстием.
[4] Несчастливцев и Счастливцев – персонажи пьесы «Лес» (1870) А. Н. Островского.
[5] Юрий Николаевич Смирнов (1938) – советский и российский актер, работает в труппе Театра на Таганке с 1964 года.
[6] Зинаида Анатольевна Славина (1940 – 2019) – ведущая актриса Театра на Таганке, участвовала в труппе с 1964 года. В 1993 З. Славина перешла в театр «Содружества актеров Таганки».
[7] Мария Витальевна Полицеймако (1938) – советская и российская актриса, работает в труппе Театра на Таганке с 1965 года.
Алла Сергеевна Демидова (1936) – советская и российская актриса, на сцене Таганки А. Демидова работала с 1964 по 1992 гг.
[8] «Таганская Пашенная» - имеется в виду Вера Николаевна Пашенная (1887 – 1962), известная русская актриса театра.
[9] Виталий Владимирович Шаповалов (1939 – 2017) – советский и российский актер; участник труппы Театра на Таганке (1968 – 2009).
[10] Владимир Васильевич Матюхин (1946 – 2013) - советский и российский актер; участник труппы Театра на Таганке (1971 – 1993).
Виктор Семенович Семенов (1943 – 2019) - советский и российский актер; участник труппы Театра на Таганке (1966 – 2011).
[11] Инна Ивановна Ульянова (1934 – 2005) – советская и российская актриса; актриса труппы Театра на Таганке (1964 – 1993).
[12] Валерий Александрович Иванов (- Таганский) (II, 1943) - советский и российский актер; участник труппы Театра на Таганке (1966 – 1977).
Борис Сергеевич Галкин (1947) - советский и российский актер; участник труппы Театра на Таганке (1971 – 1977).
[13] Семен Львович Фарада (1933 – 2009) – советский и российский актер кино и театра; участвовал в спектаклях Ю. Любимова с 1964, являлся участником труппы Таганки с 1972 по 1990 гг.
[14] В 1973 году на сцене Академического театра имени Моссовета был поставлен спектакль «Последняя жертва» по одноименной пьесе (1877) А. Н. Островского. Постановщик – Юрий Завадский (1894 – 1977), кто в этот период был главным режиссером и руководителем театра.
[15] Ведущие актеры театра им. Моссовета, участвующие в спектакле:
Валентина Илларионовна Талызина (1935)
Леонид Васильевич Марков (1927 – 1991)
Геннадий Леонидович Бортников (1939 - 2007)
Фаина Георгиевна Раневская (1896 – 1984).
[16] Персонажи из пьес М. Горького:
Егор Булычев - главный персонаж пьесы «Егор Булычов и другие» (1931).
Васса Железнова – центральная героиня трагедии «Васса Железнова» (1910, 1935).
[17] Анатолий Иванович Баранцев (1926 – 1992) – советский актер; с 1944 года актер театра им. Моссовета.
Статья подготовлена к публикации Екатериной Сальниковой, студенткой образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.