Алексей Бережной среди нас
«Ленинское знамя», 28 марта 1962. №73 (12819)
А. АМАСОВИЧ.
На премьере в Театре имени Евг. Вахтангова.
Свадьбу свою Алексей и Валя заранее назначили на воскресенье.
— Мы взяли календарь, — говорит Алёша Бережной, — и выбрали самый долгий день в году, когда солнце почти не покидает неба, а ночь не успевает зажечь звёзды.
…Уже пекли пироги, закупали вино, собирали по соседям посуду к большомутпраздничному столу, но свадьбу сыграть не пришлось. Этим самым долгим летним днём, который выбрали юные влюблённые, оказалось воскресенье 22 июня 1941 года.
И вместо нарядных костюмов одели отец и сын Бережные и закадычный Алёшин приятель Анатолий серые солдатские шинели и вместе с другими друзьями- краснопресненцами ушли защищать Родину.
Многие из тех, кому сейчас под сорок, были сверстниками Алёши Бережного. Сколько таких, как он, ушло на фронт в страшную годину. Не все из них дождались радостного дня Победы. Не возвратился домой и Алёша.
И вот удивительное дело: сколько прошло лет с тех пор. Но когда на сцене Театра имени Евг. Вахтангова разворачивается волнующий рассказ о недолгой, но такой светлой и чистой жизни юного Бережного, не рождается у нас ни на секунду ощущения, что Алексей ушёл навсегда, что нет его среди нас.
Зритель чувствует его своим современником, другом, горячим участником сегодняшних наших больших дел. Да, чудесное племя Бережных живо. И лучшие черты Алексея — его верность светлым идеалам коммунизма, преданность родной Советской стране, его кристальная честность, высокая принципиальность в любви и дружбе — они, эти бесценные черты, перешли эстафетой к лучшей части нынешней молодёжи, которую повседневно встречаешь в заводских цехах, и научных лабораториях, в вузах и на целинных землях, в частях Советской Армии и на лесах новостроек.
Новая пьеса «Алексей Бережной», написанная и поставленная режиссёром Евг. Симоновым, охватывает события примерно четырёх десятилетий. Отдельные её эпизоды воскрешают обстановку жестокой классовой борьбы двадцатых годов, когда зародилась любовь родителей Алексея — раненного тогда в боях с врагами молодой Советской республики красноармейца Петра Бережного и спасшей ему жизнь крестьянской девушки Насти. Другие сцены её переносят нас в грозовую атмосферу первых лет Великой Отечественной войны. На подмостках возникают картины Москвы времён нэпа с её «бывшими людьми» и пройдохой-нищим, распевающим «Горячи бублики», и помолодевшая, словно солнцем напоённая красавица-столица наших дней.
Разрыв во времени огромнейший. Тем не менее спектакль от начала до конца выглядит удивительно современно, его пронизывает мироощущение сегодняшнего дня.
Режиссёром найдена очень динамичная, местами приближающаяся к кинематографу форма решения постановки. Особенно сильное впечатление оставляет один из моментов спектакля, когда на просцениуме собираются его главные герои. Под сводами зрительного зала звучит чеканный голос диктора, напоминающий о тех днях 1941 года, когда защитники столицы грудью преградили дорогу вражеским полчищам.
— Более 100 тысяч коммунистов и 260 тысяч комсомольцев Москвы и Московской области пошли на фронт, — объявляет диктор.
— Среди них был и я! — откликается Алексей.
— 24 тысячи москвичей-добровольцев днём и ночью дежурили на постах противовоздушной обороны, — продолжает диктор.
— И я несла дежурства! — вспоминает мать Алексея.
— Более 500 тысяч женщин, юношей и девушек строили оборонительные сооружения на подступах к столице.
— И я была там! — восклицает Валя.
В этой скупой перекличке ратных и трудовых подвигов наших земляков каждый из героев, с которыми знакомит нас театр, достойно занимал своё место в общем строю.
Общественное звучание спектакля таково, что оно не может оставить зрителей равнодушными. И главная его заслуга, конечно, в большом воспитательном значении для нашей молодёжи полного обаяния и душевной щедрости образа Алексея Бережного, отлично сыгранного артистом В. Шалевичем (в этой роли выступает также В. Лановой).
Новая постановка не без недостатков. «Алексей Бережной» — первая пьеса, написанная Евг. Симоновым. Она грешит местами схематизмом, недоговорённостью. Наивны порой и примитивны стихотворные тексты, вложенные в уста главных исполнителей. Правда, талантливое творчество Симонова-режиссёра в процессе постановки помогло во многом преодолеть слабости Симонова-драматурга. И здесь на помощь постановщику пришёл актёрский коллектив.
Взволнованно и темпераментно стремятся раскрыть душевную красоту своих героев артисты Л. Пашкова (мать Алексея), А. Гунченко (Валя), Г. Дунц (Пётр Бережной).
Обращают на себя внимание в небольших, но интересно сыгранных ролях белогвардеец Алёшка (артист Ю. Любимов), молодой физик Юрий (А. Кацынский), соседка Бережных (Г. Коновалова).
У вахтанговцев издавна стала традицией высокая культура так называемых «маленьких ролей». И на сей раз только на считанные мгновенья появляются на сцене артисты В. Этуш и Г. Мерлинский. Всё же первому из них удаётся даже несколькими скупыми штрихами, считанными репликами набросать отвратительный облик кровавого маньяка Гитлера. В исполнении Мерлинского запоминается гротесковый образ самоуверенного чинуши, убеждённого в собственной непогрешимости.
Мягко, с юмором «ведёт» спектакль «представитель театра» артист Е. Фёдоров.
Лаконичны и выразительны декорации художника Е. Гранта.
В целом спектакль радует царящей в нём атмосферой нравственной чистоты, своим высоким патриотизмом, стремлением театра приблизить своё творчество к делам и думам наших современников.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.