• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О новой постановке Е.Симонова

«Красная звезда», 18 апреля 1962

Каждая премьера Государственного Академического театра имени Евг. Вахтангова с интересом встречается зрителями. О чем бы ни рассказывалось со сцены этого театра — о далеком ли прошлом, о наших ли днях, всегда что-то новое, заветное вносит коллектив в свои спектакли, и, может быть, поэтому ни одна работа театра не проходит незаметно, не взволновав, не тронув сердца людей.

Недавно вахтанговцы показали москвичам новую постановку — пьесу Евгения Симонова «Алексей Бережной» [1]. Автор назвал свое произведение поэмой для театра в стихах и прозе. Такое сочетание представляет известную сложность для актеров. Но тем не менее все участники спектакля хорошо «вжились» в текст, и переходы от прозы к стихам совершаются плавно, незаметно. Стихотворный текст придает всему представлению светлый, мажорный, торжественный тон, подчеркивает лирическую сторону произведения. «Алексей Бережной» — первая проба сил в драматургии известного режиссера, заслуженного артиста РСФСР Евгения Симонова. Естественно, что первый опыт не получился совершенным. Пьеса несколько рыхла в композиционном отношении. Не всегда одинаково удались стихи, порой они слишком публицистичны, порой излишне прямолинейны. Все это в какой-то мере отразилось и на спектакле, хотя постановщик, которым является автор пьесы, сумел во многом преодолеть недостатки драматургического материала, соединить воедино разрозненные эпизоды, усилить динамику действия, углубить характеры действующих лиц. Произведение охватывает значительный исторический период жизни от времен гражданской войны до наших дней. Этот большой круг событий, эпизодичность отображения, раскрытие многих — и больших и малых — человеческих характеров приводят к плакатности сценического решения спектакля. Впрочем, режиссер этого и не боится. Яркая театральность всей постановки, когда актеры на глазах зрителей меняют грим, парики, превращаясь из старых в молодых, лишь подчеркивает эту условность представления.

В центре спектакля — образ Алексея Бережного. Многое роднит этот характер с Алешей из «Баллады о солдате», с героем из пьесы «Сережка с Малой Бронной» [2].

Это тоже рассказ о нашем современнике, погибшем на войне, о юноше, который мог бы жить, мог бы стать ученым, космонавтом, писателем, это рассказ о преемственности положений, о силе наших традиций. Сотни дорог были открыты перед ним, светлых, радостных, широких дорог в будущее. И все эти пути пересекла война. Алексей уходит на фронт, как уходил его отец.

Форма спектакля не совсем обычна. Рассказ о жизни Бережного ведет и он сам, и так называемый представитель театра. Перед нами проходят эпизоды, в которых мы видим молодые годы родителей Алексея, их участие в гражданской войне, в строительстве первых пятилеток, как бы на наших глазах подрастает Алеша: вот он уже взрослый, и вот уже он вступает в жизнь, мечтает о будущем, встречает свою большую любовь. Все это дано в спектакле порой лишь штрихами, но дано очень живо.

Лаконично, но выразительно решены фронтовые эпизоды. Условность театральных приемов не мешает созданию достоверной атмосферы военного времени. Запоминается и своеобразная «перекличка» действующих лиц пьесы, когда каждый становится на защиту своей Родины. В жестоких боях с фашистами закаляются характеры людей, меняется их облик, по-иному расценивают они многие привычные понятия, дела, чувства. Близорукий, сугубо кабинетный ученый Юрий (артист А. Кацынский) забывает о своем плохом зрении и отлично бьет врагов, нежная, хрупкая Валя (артистка А. Гунченко) идет копать заградительные рвы, ее подруга Катя (артистка И. Бунина), оставляя грудного ребенка родителей Алеши, работает по ночам на военном заводе. Приметы времени, сурового времени Великой Отечественной войны, четко и ясно обрисованы в спектакле. Многие его картины захватывают большой романтической приподнятостью, правдой человеческих чувств и характеров. Образ Алеши создает в спектакле артист В. Шалевич. Его Алексей лиричен и мужествен, прост и смел. Он запоминается надолго. Хотелось бы отметить выразительную игру заслуженной артистки РСФСР Л. Пашковой в роли матери Алексея, артиста Г. Тунца в роли отца Бережного, заслуженного артиста РСФСР Ю. Любимова в небольшой роли белогвардейского офицера.

Закрывается занавес, мы покидаем театр. Но еще долго говорим, спорим, вспоминаем спектакль «Алексей Бережной». Со многим в этом сценическом произведении можно не согласиться, но одно бесспорно — поэма о современнике по-настоящему волнует.

Примечания

[1] Премьера спектакля «Алексей Бережной» по одноименной пьесе Евгения Симонова в театре имени Евг. Вахтангова состоялась в 1962 году.  Помимо этой пьесы, Симонов написал такие пьесы, как «Новые знакомые» (Театр им. Е. Вахтангова, 1964), «Джон Рид» (Малый театр, 1967), «Смерть Павла I» (трагедия в стихах, Театр им. Р. Симонова, 1990).

[2] «Баллада о солдате» — советский черно-белый художественный фильм 1959 года. Режиссер – Григорий Чухрай. Авторы сценария — Валентин Ежов и Григорий Чухрай. Главный герой фильма – молодой солдат Алеша Скворцов. Фильм был отмечен многими наградами и призами, в том числе Ленинской премией 1961 года.

«Сережка с Малой Бронной» — пьеса Ю. А. Шевкуненко, написанная по случаю рождения его сына С. Ю. Шевкуненко.

Статья подготовлена к публикации и откомментирована Алиной Саати, студенткой образовательной программы «Филология» Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (Проект «Архив театра», руководитель – Елена Леенсон)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.