• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Райнхард Бойт. «Не гибнет только розмарин»

Die Welt. 06.05.1986

Моравский Реквием: Юрий Любимов займется постановкой оперы «Енуфа» Леоша Яначека в Цюрихе

Режиссер Юрий Любимов, очутившись на Западе с женой и маленьким ребенком без средств к существованию, берет на себя непосильный объем работы. Сейчас его новые постановки появляются с периодичностью от 4 до 6 недель – в Москве для этого ему требовались месяцы или годы. Теперь в Цюрихском доме оперы он представит свою интерпретацию оперы Яначека «Енуфа». Аналогичная премьера по странному совпадению состоялась на днях в Карлсруэ и Штуттгарте. Любимов пожинает плоды своей долгой театральной деятельности. Времена экспериментов на Таганке и смелых подходов подошли к концу.

Об этом следует сказать заранее, до сегодняшней премьеры Любимова, – обстоятельства, в которых создается этот спектакль, не позволят ему быть столь же образцовым, как и его ранние постановки. Особое внимание Любимов уделяет не деталям оформления, а поэтическому образу и сценографическому решению; в цюрихском спектакле это с вызовом демонстрируется: в афише Любимов, как и Поль Эрнон [1], назван художником-постановщиком.

Любимов – режиссер суггестивного воздействия. Трагичность финала он усиливает до такой степени, что хочется рыдать над невзгодами мироздания и обреченностью рода людского. Вся постановка яростно бьет по эмоциям. От моравского фольклора не осталось ничего. Просто темный дощатый пол, раскладывающийся на несколько частей, впоследствии превращающихся, например, в стену дома или скамью. Из немногочисленных акцентов: могила на авансцене, розмариновый куст Енуфы, оставшиеся после свадьбы подносы с шнапсом, тортами и свечами, которые в финальной стене будут использоваться на поминках.

Оптимистичный заключительный дуэт Енуфы и Лаце в прочтении Любимова превращается в реквием. Пока мир стоит, Любимов-пессимист не желает иного финала. Не гибнет только розмарин Енуфы.

Любимов вновь обращается к традициям русского театра пантомимы. Сначала перед зрителем пестрая осень, затем белоснежная зима, потом мимы засевают сцену ранней зеленью из бумаги: так символически обозначаются в «Енуфе» времена года. Мимы двигают декорации и видоизменяют сцену: переворачивают короба то черными, то белыми сторонами; это делается когда необходимо передать чувство высочайшего душевного трепета.

Мягко покачиваясь, мимы изображают опьянение, в которое впадает Штева. Такого рода образы-обобщения пронизывают весь спектакль и создают стиль спектакля.

Из-за болезни дирижер Богумил Грегор сначала вынужден был отказаться от участия в постановке «Кати Кабановой» в Берлинской опере, а потом и от дирижирования в «Енуфе». 27-летний Кристиан Тилеманн, бывший ассистент Караджана и Баренбойма и действующий капельмейстер в Дюссельдорфе, выручил коллегу и потрясающе использовал этот шанс, сделав «речевые мелодии» Яначека бескомпромиссно жесткими.

Состав исполнителей пополнила Стелла Ахарлис, некогда выдающаяся исполнительница партии Енуфы, – она торжественно вернулась на европейскую оперную сцену; теперь она исполняет партию сторожихи костела, что требует более низкого тембра голоса. Главная роль – у Беатрис Нихофф, которую зритель уже знает как талантливую исполнительницу партии Енуфы. Тем временем, Марта Медль, уже известная как исполнительница партии Сторожихи костела, предстанет в роли старой матушки Бурджи. Сложные теноровые партии Штевы и Лаце достались Яну Блинхофу и Петеру Страка.

Примечания

[1] Пол Эрнон ( Paul Hernon) – художник по костюмам.

Статья подготовлена к публикации Анной Кравцовой студенткой ОП «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом». Проект «Зарубежные театроведы о русском театре». Руководитель Елена Леенсон


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.